Часть 1-4: Начало статьи про Спортивные соревнования 5. Законодательное регулирование.
Несмотря на то, что в России действует Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ», который регулирует многие аспекты спортивной жизни в стране, частные спортивные мероприятия, которые не претендуют на официальный статус, под этот закон подпадают слабо. Чтобы начать бизнес в этой сфере достаточно лишь уведомить Роспотребнадзор о начале такой деятельности и начинать планировать мероприятие. Закон в части регулирования частных соревнований защищает наименования и бренды турниров, а также устанавливает запреты на недобросовестную конкуренцию. Если состязания подразумевают массовость, то обязательно необходимо уведомлять о мероприятии органы МВД за 30 дней до него. Если же при этом еще осуществляется перекрытие движения автомобильных дорог - то организатор обязан за свой счет через СМИ предупредить об этом население. Закон также обязывает при проведении соревнований использовать только безопасные спортивные объекты и инвентарь. Если же мероприятия организуется под статусом официального турнира, то закон устанавливает множество требований к такому событию. Организатор обязан следовать правилам общероссийской спортивной федерации или международной федерации, антидопинговым правилам, правилам работы с иностранными спортсменами, правилам организации пропускного контроля на спортивные объекты и многому другому. Но если турнир создается исключительно частными силами и не претендует на то, чтобы зваться чемпионатом или первенством России, то все эти ограничения и правила применяются исключительно по желанию организатора, который сам устанавливает нормы турнира.
6. Основной клиент.
- спортсмены и команды, которые платят деньги в виде взносов за участие в турнире;
- спонсоры, которые платят деньги за рекламу своего бренда или работает по иному взаимовыгодному контракту (бартер, например), чтобы донести до массовой аудитории нужную рекламную информацию. Спонсоры могут быть любыми, не только спортивные компании;
- зрители и болельщики на трибунах;
- телезрители, которые платят за просмотр матчей, либо тратят время на просмотр по ТВ бесплатно;
- телеканал, покупающий права на трансляции таких соревнований.
7. Минимально необходимые расходы для проведения соревнований:
а) Организатор локальных турниров:
Расходы, которые необходимо понести независимо от формата турнира и вида спорта:
- аренда офиса - 15-20 т.р. в месяц, закладываемся на 12 мес. - 180-240 т.р. Офис нужен для координации действий и рабочих встреч организаторов турнира;
- зарплата команде (5 чел.) - 150-200 т.р. в месяц, закладываемся на 12 мес. - 1,8-2,4 млн. руб. В штате должны быть организаторы, менеджеры по спонсорам и пиарщики-специалисты SMM. Эти расходы нужно заложить на такой большой срок, так как проведение хорошего турнира требует почти годичной подготовки;
- сайт в интернете - 30-50 т.р.;
- реклама мероприятия - 500-1000 т.р.;
- телефонная связь и интернет - 10-15 т.р.;
- офисная техника и мебель - 100-150 т.р.;
Итого: 2620-3855 тыс. руб.
Расходы на проведение турнира по кроссу:
- плата волонтерам - 30-60 т.р.;
- стартовая площадка, ленты разметки, столики для судей, для пунктов питания на трассе - 100-120 т.р.;
- аренда туалетных кабинок - 20-30 т.р.;
- плата судьям, хронометристам - 20-40 т.р.;
- плата за аренду кареты скорой помощи - 20-40 т.р.;
- шоу-программа - 200-800 т.р.;
- фотограф и/или видео оператор - 30-70 т.р.
- стартовые пакеты для участников, номерки, вода или питание для бегунов - в себестоимости
Итого: плюс 420-1160 т.р. Здесь речь идет о расходах, которые необходимо понести независимо от количества участников.
Расходы на проведение турниров по триатлону - + к расходам на кросс
- аренда озера - 100-150 т.р.;
- бесплатные автобусы от остановок общественного транспорта до места проведения - 50-100 т.р.
Расходы на проведение турниров по игровым видам спорта:
- аренда спортивной площадки: 30-40 т.р.;
- закупка инвентаря, манишек - 5-10 т.р.;
- расходы на судей, хронометриста, столики для судей и организаторов - 30-50 т.р.;
- плата за аренду кареты скорой помощи - 20-40 т.р.;
- шоу-программа - 200-800 т.р.;
- фотограф и/или видео оператор - 30-70 т.р.
Итого: ~315-1010 т.р.
Иные непредвиденные расходы: я бы выделил еще тысяч 200-300 на возможные дополнительные расходы, которые могут возникнуть в любой момент.
И еще: опционально, необходимо выделить из бюджета призовой фонд для победителей.
Я не буду перечислять все виды спорта, так как все равно большую часть бюджета съедает маркетинг и зарплата.
Таким образом, проведение более-менее сносного спортивного соревнования с массовым участием должно обойтись от 3 до 4 млн. руб.
б) Организатор корпоративных турниров: Если планируется проведение спортивных мероприятий под заказ корпоративного клиента, то расходы на бизнес могут составить не такую уж и большую сумму: аренда офиса, покупка офисной техники и мебели, сайт и наем минимального количества сотрудников (3 чел.). Все это может составить 300-400 тыс. руб. Сами же мероприятия стоит проводить за счет полученной предоплаты от заказчика. Если же такой вариант не срабатывает, и заказчик платит лишь часть предоплаты или идет постоплата, то стоит приготовить еще минимум 40-50 тыс. руб. на организационные расходы, которые стоит включать в себестоимость мероприятия.
8. Стоимость.
- стоимость участия в соревнованиях локального масштаба может варьироваться от символической платы, скажем, в 100 руб. до недешевых взносов для участия в престижных соревнованиях типа Iron Man в размере 700 долларов. Для команд взносы в России могут составлять от 1000 руб. до 150 тыс. руб. с команды (например, в ЛФЛ такой взнос). Цены очень сильно зависят от престижности, массовости. Если спрос превышает предложение, то цена растет. На некоторые престижные соревнования все слоты для участий разбирают за много месяцев до турнира, как в случае Нью-Йоркского марафона, например. Поэтому на такие престижные мероприятия и цена будет выше. В Брянске ценник на участие не высокий - до 1500-2000 руб. максимум с человека, и до 7-8 тыс. руб. с команды. Большинство соревнований вообще обойдутся в 300-500 рублей.
- стоимость билетов для зрителей на трибунах также существенно варьируется в зависимости от престижности и массовости соревнований. Локальные соревнования, которые доросли до того, чтобы взимать плату за просмотр со зрителей, могут выставлять небольшой ценник от 50 до 200 руб. Например, матчи второй лиги ПФЛ по футболу как раз входят в эту ценовую категорию. Матчи чемпионата России по футболу уже стоят дороже от 500 до 2000 руб. в среднем. Цены на матчи европейских футбольных чемпионатов из топ-5 стоят приблизительно от 50 евро до 200 евро. Матчи NFL, NHL, NBA и MLB обойдутся уже в 60-250 долларов. Уже отнюдь не дешево, но цены ориентируются на более состоятельных европейцев и американцев. Цены на финалы соревнований или на решающие матчи, на которые поднимается спрос, могут вырасти и в два и в три раза от базовой цены. Например, цена на Super Bowl, самого дорогого спортивного мероприятия в мире, составляет в среднем от 1500 до 4000 долларов. Цены за билет на финал ЧМ по футболу составляли от 400 до 1000 долларов. Но вернемся в Россию, так как зарубежные турниры пока не сравнимы с нашими. Цены на чемпионат России по Баскетболу составляют в среднем от 200 до 1000 руб., цена на просмотр ЧЕ по фигурному катанию 2018 года в Москве варьировалась от 1500 до 7000 руб. Цены на трибуны Формула-1 варьируются от 5000 руб. (Сочи). Матчи КХЛ - от 100 до 1500 руб., матчи ЧР по Волейболу - 200-350 руб. То есть видно, что в России зарабатывать по 50-60 долларов минимум не получится в принципе. Весь ценовой диапазон приходится на цены до 15 долларов край. Таким образом, самые престижные и интересные соревнования отнюдь не дешевы, но зритель может найти себе и менее дорогие и интересные мероприятия. Перечислять все нет никакого смысла. Если подвести итог, то можно сделать вывод, что средняя цена 1 билета на престижное мероприятие мирового масштаба составляет около 2000-4000 руб., а локальные раскрученные турниры - 500-1000 руб.
- стоимость прав на телетрансляции турниров также очень сильно зависит от их престижности. Цены на права зависят от полноты освещения турнира, от аудитории телеканала и эксклюзивности прав. Например, цена прав на трансляции матчей РФПЛ для Германии и Англии отличаются. Для английских телеканалов она дороже за счет большего числа зрителей. Цены редко когда разглашаются. Цены в среднем составляют от 100 до 300 млн. евро в год на телеканал для крупного и престижного турнира. Например, немецкие телеканалы заплатили 600 млн. евро в 2015 году за трехлетний показ матчей РФПЛ. Олимпийские игры на территории Европы были приобретены каналом Eurosport за 1,3 млрд евро за показ 4 олимпиад, начиная с 2018 года. Весь совокупный доход европейских лиг в 2016 году составил 11,6 млрд евро, из которых 4 млрд - это АПЛ, 2 млрд - Лига Чемпионов и Лига Европы. А 1,7 млрд - испанская Ла Лига. Остальные доходы приходятся на всех остальных. Если смотреть цену за матч, то одна игра АПЛ обходится в 10,5 млн. евро, еврокубки в 6 млн., испанская лига стоит 4,4 млн за матч. Североамериканские лиги также генерируют миллиардные доходы от телетрансляций. Причем, NFL вообще генерирует более 8 млрд долларов за сезон. Но если не рассматривать топовые турниры и спуститься с небес на землю, то цены также упадут очень и очень сильно. Во-первых, российские телеканалы не настолько богатые, чтобы платить за спорт те же деньги, какие платят ESPN или SkySport. Даже трансляции ЧМ 2018 в России наши каналы получили от FIFA с большой скидкой. Во-вторых, российские телезрители не настолько избалованы спортом, чтобы смотреть нишевые турниры. Им подавай российский футбол, лучшие матчи европейских чемпионатов, Кубки мира п зимним видам спорта и Олимпийские игры. А чемпионат России по гандболу или академической гребле собирает уже не такую большую аудиторию, как бы хотелось. В-третьих, в отличие от запада, где телеканалы продают трансляции зрителям за деньги в виде подписки на матчи или целые сезоны, россияне хотят видеть спорт бесплатно, оплачивая лишь пакет кабельного ТВ. Поэтому телеканал не может заплатить слишком большие деньги за нишевый продукт, так как весь бюджет ушел на покупку матча Барселона-Реал. По подписке у нас можно посмотреть разве что Футбол на каналах Матч Премьер по цене около 2000 руб. в год или 250 руб. в месяц. Европейцы и американцы платят на порядок больше денег за просмотры матчей АПЛ, NHL, NFL - около 150-300 долларов в год, что для среднестатистического россиянина является большой суммой. Даже КХЛ не сделали платными свои матчи. Канал КХЛ входит в стандартный пакет кабельного ТВ, и все матчи доступны для широкой аудитории без дополнительных затрат. Поэтому запредельные многомиллионные контракты за права на трансляции не доступны для вновь образованных лиг и небольших турниров. Хорошо, если получится бесплатно попасть на ТВ, а то ведь придется, наоборот, покупать телеэфир за кругленькую сумму. В целом, права на трансляции в РФ стоят не дорого. РФПЛ зарабатывает около 60-70 млн. долларов в год и является лидером. КХЛ - $10 млн., и то это оборот от продажи прав на 30 стран мира, где транслируется русский хоккей. Также деньги приносят бокс и MMA - тут цены варьируются от сотен тысяч долларов до пары миллионов, не больше. А все остальное либо приносит меньше 100 тыс. долларов, либо не приносит дохода вообще.
- Учитывая сложность в попадании на ТВ, небольшие турниры имеют возможность зарабатывать деньги через интернет-трансляции. Все мощные лиги уже давно так делают. И NHL, и NBA, и NFL дают возможность каждому посмотреть все матчи лиги через собственный сервис с повторами, аналитикой и кучей всего интересного за 10 баксов. Дорого, но зато не нужно вообще подстраиваться под расписание телеканала. Но в России не хотят платить даже за платный ТЕЛЕ канал, а платить за просмотр в интернете и подавно. Но это не значит, что отсутствуют желающие, их пока просто не много. Кроме того, такую бизнес модель еще никто особо не продвигал. Крупные лиги имеют собственные телеканалы (КХЛ ТВ, МАТЧ Премьер). Между прочим, бойцовские промоутеры уже заглядываются на эту платформу. Руководство Fight Nights уже рассматривает проекты показа шоу через платные трансляции в интернете.
- и, наконец, спонсорские контракты генерируют доходы спортивных лиг. Говорить о стоимости рекламных пакетов нет никакого смысла, так как они могут варьироваться от 1000 руб. до сотен миллионов долларов. Хотя, средний чек на локальном турнире составляет около 15-20 тыс. руб. за минимальный спонсорский пакет.
9. Основной актив.
Для локального соревнования:
- идеальная организация;
- спортивный объект или интересные трассы;
- призовой фонд;
- пул контрактов со спонсорами;
- сарафанное радио, хорошие отзывы участников и зрителей.
Для профессионального соревнования:
- престижность;
- контракты с телеканалами;
- контракты со спонсорами;
- аудитория поклонников.
10. Основные проблемы.
- В России отсутствует корпоративная культура на спонсорство в спорте. Крупные корпорации участвуют в содержании спортивных клубов скорее на добровольно-принудительных условиях, либо в целях меценатства, нежели в целях реального заработка в качестве спонсора. Если турнир не предполагает государственного участия, то спонсоры неожиданно становятся слепы и глухи к предложениям организаторов, оправдываясь отсутствием рекламных бюджетов. Хотя содержание убыточного футбольного клуба могло бы окупить десятка локальных турниров с массовым участием, которая только поднимет престиж спорта в регионе. Многие дальновидные компании активно участвуют в раскрутке своих брендов через локальные турниры, но их финансовые возможности ограничены, они не в состоянии выделить мероприятию больше, чем они думают привлечь благ от рекламы среди участников и зрителей.
- Серьезнейше проблемой всего спорта в России - это отсутствие доступных и отвечающие всем критериям качества спортивных объектов. В нашей стране есть много дорогих проектов, выстроенных под крупные турниры. Но, во-первых, они рассредоточены либо в Москве с Санкт-Петербургом, либо в Сочи, либо точечно по крупным городам (Казань, например). А во-вторых, их аренда для турниров может быть слишком заоблачной для мелкого соревнования. Вот и приходится организаторам выбирать объекты попроще и похуже, тем самым проигрывая в качестве соревнований. За границей, в Европе и Америке, спортивные объекты строятся для граждан. Они делаются доступными для любых слоев населения. Но в России, чем лучше, тем дороже, так как расходы на содержание такого объекта велики. Правда, управленцы не просчитывают варианты, что чем дешевле, тем больше шансов заполнить время аренды по максимуму, если расцветет спрос или мода на спорт. Я порой замечал, как некоторые энтузиасты проводят соревнования на ужасных спортивных объектах, доступных вообще бесплатно либо за копейки, так как отсутствует альтернатива. Например, в Брянске не так много хороших спортплощадок, а доступных - и того меньше.
- Серьезной проблемой проведения массовых мероприятий также является слабое участие государственных органов, ответственных за спорт, в поддержке частных соревнований. Мало того, что спорткомитет не горит желанием тратить свои скудные бюджеты, так еще и не предоставляется помощь в организации, рекламе турнира. Чаще всего они просто остаются глухи к просьбам, хотя поддержка спорта в регионе - это их прямая обязанность. Но проще следовать утвержденному расписанию, составленного без учета необходимости привлекать зрителей и участников. Многие турниры под эгидой спортивного учреждения вообще проводятся для галочки или для определения участников общероссийских официальных соревнований. Иногда комитет просыпается и выдает на-гора нечто стоящее, но затем, будто испугавшись собственных успехов, они снова превращаются в очередной бесполезный орган.
- сама по себе организация турнира - это масса мелких проблем, которые неизбежно возникают при работе с толпами людей. Нужно продумать все до мелочей, по ходу разрешать возникшие трудности, быстро и оперативно оказывать медицинскую помощь пострадавшим, а также выявлять жуликов, особенно тех, кто принимает допинг. Да-да, допинг принимают не только спортсмены-профессионалы, но и спортсмены-любители, готовясь к турнирам с неплохими призовыми. Кроем того, массовые мероприятия - это еще проблемы с антисоциальными элементами, драками и угрозами террактов. Конечно, полиция будет вовлечена в процесс обеспечения безопасности, но это не снимает ответственности с организаторов. Так что, спортивные мероприятия - это тот еще геморрой, который в идеале приносит положительные эмоции, а в реальности может принести дыру в бюджете.
11. Конкуренция.
Брянск. Если внимательно изучить официальный календарь Брянского областного спорткомитета, то можно заметить, что большинство региональных соревнований проводится либо соответствующей спортивной Федерацией, либо самим Спорткомитетом. В Брянске если и проводятся частные соревнования, то пока без каких-либо серьезных традиций. Даже корпоративные соревнования и то проводят спортивные федерации. Я не говорю, что в городе совсем нет частных турниров, но их очень и очень мало. Например, Мираторг организовывает соревнования по родео, в Брянске проводится около десятка соревнований по кроссу, полумарафону и марафону, есть мелкие частные инициативы по дуатлону (бег + велосипед), триатлону, велогонкам на шоссе и MTB. Но это совсем нишевые соревнования, которые привлекают людей в теме и не рекламируются в массах из-за низкого бюджета, кроме разве что беговых турниров. Самым активным организатором турниров в Брянске является Варяг. Что же касается командных видов спорта, то здесь совсем все туго. Проводятся различные любительские турниры, которые привлекают спортсменов, но про которые практически ничего не известно массовой аудитории: лига дворового футбола, волейбольная любительская лига Романа Безгина. Конечно же, большой проблемой Брянска является отсутствие серьезной поддержки спонсоров.
Россия: В России с частным коммерческим спортом ситуация обстоит не очень хорошо. Крупных соревнований и турниров, организуемых частными лицами, едва можно посчитать по пальцам. Многие проекты работают успешно на локальном уровне, не имея никаких шансов на более серьезный уровень. Самым крупным частным проектом остается Континентальная хоккейная лига, вобравшая в себя принципы работы североамериканских лиг. КХЛ даже владеет целым собственным телеканалом, по которому показывают все матчи. Также частный капитал активно осваивает спортивные единоборства, организуя матчи профессиональных боев по боксу, кикбоксингу и MMA. Лидером среди промоутеров выступает M-1 Global (Санкт-Петербург), которая является одним из главных конкурентов UFC. Другими крупными компаниями в этой области являются RCC Boxing Promotions (Екатеринбург), Мировая версия W5, Fight Nights Global. Единоборства являются единственными видами спорта, которые транслируются на платных каналах. Другими важными частными соревнованиями являются: Любительская футбольная лига ЛФЛ (Москва), Сибирский международный марафон (Омск), Кубок Кремля по теннису (Москва).
Во всем остальном в нашей стране заправляют некоммерческие спортивные организации, которые проводят чемпионаты, первенства страны и кубковые турниры. Самой прибыльной спортивной организацией России является Российская футбольная Премьер-Лига, обладающая некоммерческим статусом и подчиняющаяся РФС. Эта лига генерирует почти $1 млн. прибыли в год и входит в топ-10 мировых футбольных лиг по доходности. Затем идут Баскетбольная лига ВТБ, чемпионат России по волейболу, Футбольная национальная лига и так далее.
Между прочим, самым кассовым и посещаемым соревнованием в России является Гран-При Формулы-1 в Сочи, которое, успешно конкурирует с телепрограммами и театральными постановками.
Но это не значит, что на общероссийском уровне для частных лиг непаханое поле. Спрос на такие соревнования вялый, зрителя нужно хорошенько раскачивать, чтобы он заинтересовался новыми соревнованиями и стал тратить свое время и деньги на его просмотр. А для этого нужно вложить большие деньги на раскрутку.
Мир: Мировой спортивный бизнес существует в двух ипостасях. Первая - это соревнования, которые, как ни странно это звучит, организуют некоммерческие структуры, целью которых не является извлечение прибыли. Как минимум декларируемая цель, так как такие крупные турниры как Олимпийские игры, организуемые МОКом, или Чемпионат мира по футболу, организуемый FIFA, приносят баснословные прибыли своим организаторам. Некоммерческие организации проводят большинство всех важных и зрелищных соревнований, которые успешно конкурируют за телезрителя, за болельщика и за спонсора с частными структурами. По сути, весь мировой спорт принадлежит этим компаниям Олимпийскому комитету, мировым спортивным федерациям и прочим некоммерческим объединениям. Если взять десятку самых прибыльных соревнований мира, то 7 из них как раз проводятся международными федерациями: Летние и Зимние Олимпиады, Чемпионат мира по футболу FIFA, Чемпионат Европы UEFA, финалы университетских турниров по баскетболу и американскому футболу, организуемых NCAA, Лига Чемпионов UEFA. Кроме того, огромной популярностью в мире пользуются такие согревания как Турниры Большого шлема по теннису, турниры IAAF по легкой атлетике, турниры ISU по фигурному катанию, турниры IBU по биатлону, Чемпионаты мира по баскетболу, волейболу, хоккею, гандболу, Чемпионат мира по водным видам спорта и так далее. Таких соревнований очень и очень много. Поэтому частный бизнес с трудом преодолевает их популярность, так как у частных соревнований есть один большой минус для зрителя и болельщика - отсутствия статуса официальных соревнований. Только действительно олдскульные, обросшие харизмой и легендами соревнования способны напрямую конкурировать с некоммерческими структурами.
Соответственно, вторая ипостась спортивного бизнеса - это частный спорт, организуемый исключительно ради прибыли, шоу, продажи прав на телетрансляции и франчайзинг. Частный спорт неплохо себя чувствует на региональном уровне, для любителей, которым заказана дорога на официальные соревнования из-за сложностей попадания на турниры, или из-за невозможности конкурировать с профессионалами. Но на мировом уровне частный спорт не так части пробивается на самые верха. Крупнейшими частными спортивными корпорациями являются лига американского футбола NFL (США), бейсбольная лига MLB (США), английская футбольная Premier League (Великобритания), NBA (США), Формула-1 (Великобритания), NHL (США-Канада), футбольные лиги La Liga (Испания), BundesLiga (Германия), Seria A (Италия), Лига 1 (Франция), бейсбольная лига NBP (Япония). Как видно в десятке большая четверка североамериканских лиг, футбольные лиги и Формула-1. Но и кроме футбола есть еще масса известных спортивных соревнований, организуемых частными лицами: рестлинг промоутер WWE, гонки NASCAR, боксерский промоутер Top Rank, велогонка Tour de France, смешанные единоборства UFC, лига австралийского футбола AFL, престижнейшие Бостонский, Лондонский, Нью-Йоркский марафоны, Iron Man и так далее. Я бы хотел отметить, что среди частных корпораций гигантскую прибыль приносят NFL и MLB, которые по доходности обходят далеко вперед и Олимпиады и Чемпионаты мира. Именно американцы создали пример для подражания, как нужно организовывать частные спортивные мероприятия. Яркий пример: привала игры по версиям NHL и NBA в угоду зрелищности для зрителей эволюционировали, что приводило к изменениям официальных правил по данным видам спорта спортивной федерацией. Американцы действительно умеют делать шоу. Даже соревнования, организуемые студенческой федерацией NCAA, приносят больше прибыли, чем весь российский футбол вместе взятый.