В субботу в Париже прошел «Mad pride», в переводе «Гордость психически больных людей». Основателями движения 20 лет назад стали США и Канада, теперь оно распространилось по всем англосаксонским странам и пытается пробить свой путь в Европу. В Париже - это уже третий выпуск «Марша сумасшедших».
Официальной целью марша стало «привлечение внимание общественности к недопустимости клише, которое общество навязывает в отношении психически больных людей об их непредсказуемости и агрессивности», а также о жестоких практиках, применяемых в некоторых психиатрических лечебницах. Если это так и тем более стало тенденцией, то об этом нужно кричать и срочно обращаться в суд. Есть и другая проблема, больные люди - часто беззащитны и представляют легкую добычу для хулиганов и мошенников. Здесь давно назрела общественная дискуссия о том почему западное «благополучное» общество стало таким высоко-криминогенным.
Что касается клише, это - обратная сторона неграмотности. Клише можно победить только повышением знаний о предмете. Каким образом этому поспособствует карнавальное шествие?
Организатор марша и президент коллектива «Гордость психически больных» Филип Герар, говорит уже несколько иное: «Мы снова вышли на улицу, чтобы защитить права душевнобольных, в частности, право на достоинство. Нам надоело, что нас воспринимают не как остальных».
Достоинство - это внутреннее качество человека такое, как высокая нравственность и сила духа. Как можно завоевать право на достоинство кроме как личным трудом над собой? И по второй части заявления, а разве можно предъявлять к больным и здоровым одни и те же требования? Ведь это уход от реальности, или имелось в виду что-то другое? Забота об адаптации людей с психическими проблемами в обществе?
Лозунг мероприятия звучит так: «Я - сумасшедший, ну и что?»
На главной странице «Прайда» написано: «Присоединяйтесь, побудьте сумасшедшими вместе с нами». Воочию видна подмена заявленных целей на какие-то другие. Вместо адаптации людей с психическими проблемами к социуму, предлагается всему обществу ассимилировать пограничную модель поведения и сдвинуть границы нормы в сторону хаотизации сознания.
Самые активные участники движения предлагают даже затабуировать названия некоторых болезней как дискриминирующие. Впрочем, это мы уже проходили. Сначала меняется название на более благозвучное и под новой этикеткой ранее неприемлимое явление навязывается обществу как не только нормальное, но и обязательное к исполнению. Ведь за уже объявленными лозунгами: «Мы как все», «Все - немного сумасшедшие» может последовать «Все сошли с ума и только мы представляем норму» (смотрим на успешно претворенные в жизнь проекты о легализации извращений и наклеивание ярлыка «гомофоб» на всех, кто имеет иное мнение).
Из энциклопедии практической психологии: «Нормы существуют лишь там, где есть человеческие
потребности и соответственно
цели. В природе, не включенной в человеческую деятельность, норм нет. Соответствует норме и, следовательно, является нормальным лишь тот объект, который служит достижению не любой, а лишь благой цели, т. е. объект, включенный в процесс реализации смысла человеческой жизни.»
Так не против ли этого человеческого смысла жизни все и затевается?
Но есть и другая, коммерческая сторона вопроса:
Нужно сказать, что некоторые ассоциации и специалисты критически оценивают данное начинание и осуждают глумливую практику маргинализации проблемы. Так, если в прошлом году на марш вышло 500 человек, то в текущем - наполовину меньше... Ассоциация «Круг обсуждений и действий в области психиатрии» (СRPA) резко отмежевывается от организаторов шествия и говорит о преднамеренном «сведении с ума» населения.
CRPA заявляет, что в течение последних десятилетий система работает на повышение числа психически больных людей. «Злоупотребление психиатрическим лечением приводит к тому, что лекарства в тысячах случаев выписываются без медицинского обоснования, в интересах повышения прибылей фармацевтических компаний и их акционеров... »
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (OMS), около 30 % европейских граждан в течение жизни испытывают психиатрические проблемы. Во Франции психические нарушения (депрессия, тревога, зависимость, шизофрения, анорексия и т.д.) отмечены у каждого четвертого жителя, около 1,4 миллиона находятся под психиатрическим наблюдением.
Как говорят специалисты, социальная деградация, нарастающая бедность, безработица, криминогенные и террористические угрозы будут только способствовать повышению числа больных. Если к этому добавить лишение человека подлинных целей, обсессмысливание жизни, размывание границ и критериев, то у фармокомпаний появляется неистощимый источник дохода. Ловкость рук и никакого мошенства.