Когда мы думали, что всеобщее среднее образование во Франции достигло дна, мы ошибались. Ровно через два года после последней «реформы», значительно cократившей программу точных наук, с сентября 2016 вводится еще более радикальная ее версия, уменьшающая количество часов преподавания общеобразовательных дисциплин на 20 %.
Все предыдущие реформы оказались провальными.
В программном документе Министра образования так и сказано: «Сегодня колледж не дает базовых знаний», но вместо пересмотра подхода к образованию, сокращается 1/5 часть общей программы. Объясняется это так: «Давая преподавательским коллективам пространство для маневра в 20% от времени обучения, с соблюдением определенного количества часов по каждой дисциплине (уменьшенного на 20% - РЕД) высвободившееся время будет посвещено преподаванию различных фундментальных знаний путем работы в небольших группах, применению междисциплинарных практик или персональному сопровождению ученика».
Пространство для маневра это такой эвфемизм, имеется в виду, что учитель ОБЯЗАН это время потратить на определенные эксперименты:
1. О различных фундаментальных знаниях, это - «спортивная неделя в сентябре, неделя демократии, республиканская неделя выдачи сертификатов о среднем и неполном среднем образовании в октябре, день борьбы против домогательств, международный день прав ребенка в ноябре, день секуляризма в декабре, неделя математики и неделя воспитания против расизма и антисемитизма в марте » и т.д. При том, что никто не задается вопросом о содержании идеологии и пропаганды на этих «уроках».
2. О практике междисциплинарных знаний, для наглядности приведу один образчик из документа Минобра для 4 (7 класса): проект, посвященный изобретению паровой машины, который ведут учителя математики, физико-химии (не удивляйтесь, да есть такая наука физико-химия во Франции) и историко-географии для группы из 3 учеников, рассчитанный на 2 часа в неделю. Из истории берется информация об индустриальной революции XIX века, из физики - глава о давлении газа, из математики - сравнение скорости движения лошадного транспорта и первых поездов.
Группа будет работать над этим в течение нескольких недель, хотя средний ученик советской школы мог бы ответить на вопрос сходу, просто обладая базовыми знаниями в изучаемых предметах, и потом представит в виде презентации в классе. Таким образом, поверхностно изучив несколько фактов, дети обменяются «своими знаниями».
Пустота этого метода состоит в том, что бессмысленно говорить о междисциплинарности, не имея прочного фундамента базовых знаний по каждой дисциплине. А его у детей нет, иначе в седьмом классе они бы не гордились тем, что могут сравнить два числа.
3. И наконец, об «индивидуальном подходе» . Выглядит это примерно так, в классе с детьми находятся несколько преподавателей, дети выполняют домашнее задание и если у них есть вопросы, можно обратиться к учителю. Вообще-то у нас это называлась группа продленного дня. И сама по себе она не плоха, просто не может заменить обычного урока.
Количество часов не должно превышать 26 часов в неделю, считая вместе с вышеописанными экзерсисами.
По мнению
французского блогера с ресурса «Медиапарт», это - нео-либеральная реформа, призванная «открыть рынок образования» и расширить нишу для частного образования за счет бюджета, финансируемого государством, то есть за счет всего общества.
Второе, данная реформа является проектом пост-модерна, когда содержание любого предмета, метода или цели выхолащивается, что и показывают вышеприведенные примеры.
И сама цель общеобразовательной школы подверглась подмене. По заявлению министра образования, цель школы - больше не образование, а «cоответствие разнообразным потребностям» и чтобы ученик не скучал.
А если учесть, что и воспитание в либеральных школах отменено давно, то от «разнообразных потребностях», которые еще могут предложить заказчики проекта нашим детям, можно только содрогнуться.
Ясно одно, всеобщее, бесплатное среднее образование во Франции отменяется.