В гостях у сказки. День 4. Норвегия, Осло, музей кораблей викингов.

Sep 05, 2008 12:16

Вступление.
День 1. Варшава-Свиноустье
День 2. Дания, Копенгаген
День 3. Дания, Carlsberg
День 3. Дания, Роскилле
День 3. Дания, замок Фредериксборг
День 3. Дания, замок Кронборг

Поздней ночью мы прибываем в отель Radisson SAS уже на территории Норвегии. Все несколько устали, и сообразить, что лифт не поедет, пока карточку в сканер не ткнешь, оказалось слишком сложным, поэтому возле лифта возникла заминка. Минибары Саша (гид наш) честно просил даже не открывать, все, что вынуто оттуда дольше, чем на 20 секунд, автоматически включается в счет, даже если на 22-ой секунде положить его на место. Мне лично проблема минибара в час ночи актуальной не показалась. Хотелось спать - и ничего больше.Утро хмурое, тучи и дождь за окном поднятию настроения не способствовали. Сползаем на завтрак и офигеваем... Если в Дании завтраки были вполне себе континентальными: яйца, сосиски, булочки, нарезка, фрукты, напитки, - то тут... Одних горячих блюд было вида три (дополнительно к сосискам и омлету). Берем тарелки и отправляемся на исследования котельков и тарелок.
-Обязательно попробуйте селедку" - шепчет мне женщина, сидящая в автобусе в соседнем ряду.
-Да? А где она тут?...
-А вот, на отдельном столике.
Небольшой столик буквально уставлен тарелочками и мисочками с разными видами блюд из селедки. Не в силах решить, чего брать - беру всего понемножку. Ребенок сначала с недоверием косится на мою тарелку. Потом, посмотрев, как я пробую разные рыбешки, встает, и возвращается с похожим натюрмортом в руках. И у нас начинается дегустация и обсуждение. Ох, какая же это была селедка! Так и повелось, что каждое норвежское утром мы начинали как коренные норвежцы в анекдоте: с селедки и кофе. По мере возможности, конечно, потому что в одном из отелей селедки утром не обнаружилось, и этот отель мне страшно не понравился, но об этом позже. Позаглядывали в тазики с горячим, обнаружили вкусные шампиньоны (увы и ах, норвежцы грибов не собирают совсем. Только вот шампиньоны) В другой посуде нашли норвежское национальное блюда в виде блинчика, испеченного в вафельнице. На них положено мазать варенье, но мы их приговорили и так. И козий сыр. С каким-то странным привкусом. Я так и не поняла, нравится он мне или нет, каждое утро честно пыталась понять - и не поняла.
После гастрономических изысков опять погружаемся в автобус. Сегодня у нас по плану посещение столицы Норвегии, древней столицы викингов, города Осло. А наш визит в город начинается с полуострова Бюгдай, где расположено большинство музеев северной столицы.

Музей кораблей викингов
Тут выставлены три судна викингов, найденных при раскопках на побережье фьорда Осло. А для удобства осмотра огромных кораблей сделаны специальные балкончики.

Корабль из Гокстада


На небольшом крестьянском дворе в Гокстаде находился большой погребальный холм диаметром свыше 50 м, прозванный королевским. Он, хотя и был вспахан, возвышался примерно на 4 м. В январе 1880 г. сыновья крестьянина, чтобы развеять зимнюю скуку, начали искать сокровища, побужденные к этому также известиями о находках в Норвегии. От деревенского торговца, интересовавшегося археологией, об этом узнал Н. Николайсен - архивариус музея в Осло. И в мае 1880 г в Гокстаде начались раскопки. В процессе раскопок, проводившихся вдоль бортов судна, вначале были обнаружены скелеты 12 подкованных лошадей и 6 собак. Одна из собак имела ошейник из бронзы, а другая - из стали.
Само судно стояло в яме глубиной около 1 м, вырытой в глинистой почве. Его поддерживали многочисленные горизонтальные балки. Внутри судно вровень с бортами было заполнено синей глиной, покрывавшей судно и снаружи. Выступавшие из глины мачты, а также верхние части фор- и ахтерштевней не сохранились.
Выстроенная на судне гробница оказалась уже разграбленной. В сообщениях о раскопках упоминаются найденные части деревянного ложа, которое, например у германцев, начало входить в обиход только с 750 г., и часть игральной доски, одна сторона которой похожа на доску для игры в шашки, а другая, с линиями, - для игры мюле. В гробнице Николайсен нашел скелет мужчины ростом 1,8 м в возрасте свыше 50 лет, который, по-видимому, страдал подагрой и был хромым. Согласно Инглинг-саге, это был король Олаф.
Предназначенное для погребения судно было снабжено веслами, парусом, якорем и провиантом, как для долгого плавания. Оно имело даже особую сходню для перехода на берег. Неожиданной оказалась находка павлина, кости которого и остатки перьев лежали в районе кормы.
Корабль в основном парусный, весла на нем применяли только в особых случаях: при плавании по узким фарватерам, при неблагоприятном ветре или военных действиях, например при поспешном отходе от берега, или пересечении линии прибоя. Найденные весла имеют длину от 5,3 до 5,8 м. Так как на судне банки отсутствовали, гребцы, вероятно, сидели на морских сундуках.
Н. Николайсен нашел остатки парусного вооружения судна, которые вместе с другими находками и рисунками на камнях позволяют понять, как викинги плавали под парусом. В средней части судно из Гокстада имело мачту с большим прямым парусом. От нее остались только топ и шпор. Судя по их диаметрам, если считать, что переход от одного к другому был постепенным, высота мачты составляла 11-12 м.
Полагают, что судно из Гокстада построено приблизительно в 850 г.

Корабль из Осеберга

 

8 августа 1903 г. к профессору Г. Густавсону в Осло обратился арендатор одной из крестьянских усадеб в Осеберге. От него профессор узнал о большом кургане в усадьбе, в котором тот натолкнулся при раскопках на очень старое судно. После интенсивных приготовлений в июне 1904 г. в Осеберге начались раскопки, продолжавшиеся до поздней осени. Перед наступавшей зимой раскопки были закончены. Но приступить к реставрации судна из Осеберга сразу не удалось. По норвежским законам судно принадлежало владельцу усадьбы. А тот потребовал за корабль сумму, которая для музея оказалась слишком высока. Испугавшись, что судно будет продано за границу, норвежский парламент спешно принимает закон о запрещении вывоза археологических ценностей из страны. Наконец судно из Осеберга было куплено влиятельным владельцем соседнего имения и, "как оно там лежит", подарено музею.
При раскопках Г. Густавсон выяснил, что до него в находившуюся в середине судна гробницу через носовую часть судна проникли грабители и, оставив 14 деревянных лопат и трое носилок, унесли все предметы, изготовленные из благородных металлов. Однако до кормы судна грабители не добрались. Там Густавсон нашел оборудованный камбуз с двумя котлами для приготовления пищи, сковороды, ложки, ножи, топоры и неповрежденную ручную мельницу для размола зерна. Кроме того, в гробнице были найдены предметы, предназначавшиеся для женщин, а именно: большой прядильный станок и два малых, пригодных для изготовления лент, обломки выдолбленных ящиков и деревянных ведер, остатки шерстяной материн и шелковых лент, а также остатки ковра.
В гробнице находились два женских скелета, возраст которых был определен 50 и 30 годами. Старшая, вероятно, была королевой Асой, xnj соответствует Инглинг-саге.
Для изготовления корабля использовался дуб. Вдоль обоих бортов была сделана специальная сосновая планка, на которой могли закрепляться щиты. В бортах были проделаны 15 пар весельных отверстий. Также корабль имел мачту и парус. Но для суровых плаваний в открытом море он приспособлен явно не был.

Корабль из Туне
Третий норвежский корабль происходит из Туне. Его обнаружили в 1867 году, и он сохранился не так хорошо, как два первых. Корабль относился примерно к тому же периоду, что и корабль из Гокстада (ок. 900 года). Длина его около 20 метров, максимальная ширина - 4,35 метра, и глубина в середине - 1,3 метра, однако в разрезе он выглядит гораздо более плоскодонным, чем корабль из Гокгада; два широких шпангоута над ватерлинией заметно выгнуты наружу. Мощные блоки поддерживали мачту на >том корабле, и, возможно, на нем было 10 или 11 пар весел. Низкий, широкий корпус должен был сделать его очень устойчивым, а мелкая осадка подходила для использования в устьях рек или среди отмелей.

Мореходность кораблей викингов была доказана без всяких сомнений в 1893 году, когда капитан Магнус Андерсен на корабле - точной копии своего собрата из Гокстада - пересек Атлантику. Корабль вышел из Норвегии 30 апреля и достиг Ньюфаундленда 27 мая, пережил множество штормов без всяких повреждений и достигал под парусом максимальной скорости 10 или 11 узлов. Капитан был в восторге от эластичности и легкости корабля и от того, с какой гибкостью его деревянный корпус встречал нагрузки во время плавания по океану. Кроме того, по мнению Андерсена, боковой руль способствовал легкому и эффективному управлению кораблем.
Вещи, найденные в гробницах кораблей, также представлены в музее. Звериные головы, украшавшие носы дракаров и которые викинги снимали, прибыв на землю, утварь, повозки, санки. Некоторые мальчики, вот, не желавшие сначала в музей входить, а потом из него выходить, как аргумент в споре использовали устрашение: "Я испорчу тебе кадр". Вот, "испортил" :)


У входа в музей - памятник


Это Хельге Ингстад и его жена. Именно они доказали, что викинги высаживались и селились в Северной Америке за 500 лет до экспедиции Колумба, тщательно изучив древние предания и саги о деяних викингов.
В сагах фигурирует Эйрик Рыжий. Выходцем из Норвегии, объявленный вне закона в Исландии за убийство в драке и высланный из страны, он открыл Гренландию и возглавил большой отряд переселенцев, желавших найти счастья в «Зеленой стране». У Эйрика было четверо детей. Согласно саге, старший из них по имени Лейв Эйриксон и по прозвищу «Удачливый (Счастливый)» первым открыл Новый Свет, после того как другой норманн - Бьярни, сын Херьюлфа, - его увидел. В сопровождении 35 спутников Лейф в 1000 г. н. э. отправился под парусами на разведку. Сначала он увидел каменистое побережье, названное им "Хеллуланд" (Валунная земля). Это была Баффинова Земля. Далее он двинулся на юг и открыл побережье, сильно заросшее лесом. Он назвал эту землю "Маркланд" - Лесная земля (теперешний Лабрадор). Затем он поплыл дальше на юг и достиг третьей земли, которую нарек "Винланд". Происхождение названия и возможное местонахождение вызвало много споров среди ученых. Идеей найти мифический Винланд заразился норвежец Хельге Ингстад, юрист по образованию, историк и этнограф по призванию, известный своими исследованиями норманнов в Гренландии. Ингстад начал с того, что осмотрел с моря и воздуха остров Ньюфаундленд. Именно там, где он и предполагал - на северной оконечности острова в заливе, носящем название Ланс-о-Мидоуз (Залив возле лугов), - Ингстад обнаружил в 1960 году затянутые толстым слоем дерна руины какого-то поселения. В том же году вместе с дочерью Бенедиктой он на местности определил места будущих раскопок. В 1961 - 1964 годах организованная Хельге Ингстадом международная археологическая экспедиция, работала в заливе Ланс-о-Мидоуз. Душой экспедиции была жена Ингстада, Анна Стина, магистр искусств, специализировавшаяся на скандинавских древностях. Именно ей удалось найти неопровержимое доказательство пребывания викингов в Америке.
В результате раскопок были обнаружены: большой дом, приблизительно 16 на 20 м., состоящий из 5 помещений; кузница и другие объекты с очагами и ямами для хранения углей. Все говорило о том, что здесь в древности жили люди, оставалось только выяснить какие? И тут, Анна Стина обнаружила в раскопе большого дома маленькое стеатитовое пряслице - грузик для веретена. Такое пряслице могло принадлежать только скандинавам и что очень важно ими пользовались и в эпоху викингов. Загадочная земля была найдена.
Осенью 1964 года президент США Л. Джонсон по рекомендации конгресса подписал закон о ежегодном праздновании в США 9 октября Дня Лейва Эйриксена. Тем самым США официально признали норманна первооткрывателем Нового Света. Это не отменяло празднования Дня Колумба 12 октября, но теперь эта дата считается днем нового открытия Америки и начала ее освоения европейцами.

Продолжение
 

Скандинавия, путешествия, Норвегия

Previous post Next post
Up