Церковь Новомучеников и исповедников Российских или Воскресенская церковь

Aug 03, 2015 16:00

Хочу рассказать вам про эту церковь. Весьма необычную церковь. Те, кто меня читает, уже видели ее на фото с венчания племянника, а теперь я подробней расскажу про нее саму.



Когда я впервые ее увидела, то аж ахнула. Мне сразу показалось, что именно такими и должны быть церкви. И почему-то было ощущение, что что-то подобное я видела. Но, когда я стала подробней изучать этот вопрос, выяснилось, что храм выстроен в традиции шатровой архитектуры. Аналогичных пятишатровых храмов в древнерусской архитектуре практически нет.



И тогда я лихорадочно начала искать фамилию архитектора. Надо сказать, что это оказалось какой-то тайной за семью печатями. Я даже в храм письмо написала с просьбой сказать имя архитектора, но ответа так и не получила. :( Тем не менее нашла сама. Архитектор: Тутунов А.С.-эскиз. Кеслер М.Ю.-проект. Оболенский А.Н.-руководитель. Большие молодцы дядечки! Чудесный храм изваяли.



Многим этот храм известен. Он стал местом паломничества для многих верующих.



Они идут вот к этому кресту. Православному поклонному кресту, изготовленному в Соловецком монастыре из трёх пород дерева (кипариса, кедра и сосны) и установленный на Бутовском полигоне по окончании двухнедельного крестного хода Соловки - Бутово в 2007 году, в память о многотысячных человеческих жертвах политических репрессий 1937-1938 годов, тайно расстрелянных и захороненных в этом месте. Символически посвящён всем жертвам сталинского тоталитарного режима в СССР.



Итак, вы уже поняли, что это храм на Бутовском полигоне, построенный в 2004-2007 годах. По сути - новодел.



Но такой новодел, сказать по чести, новоделом язык не поворачивается называть. Не то, что Храм Христа Спасителя... вот уж новодел из новоделов. Просто памятник новоделу. Помню, как подошла поближе и увидела нарисованные на фундаменте кирпичи. Да тьфуууу... Разочарованию предела не было.



Бутовский полигон находится в лесу. Место отдаленное и уединенное (о самом полигоне я потом напишу отдельно). Это сейчас там рядом появились какие-то дома, а раньше ничего кругом не было. Оно и понятно, такие мероприятия в людных местах не организовывались.



Люди там практически не ходили, хотя дорога и была, но для машин, проезжающих в соседнюю деревню. А для людей даже тротуаров не было. Бывало едешь так по дороге этой, а навстречу тебе ни машины, ни человека за всю дорогу не встретится. Глуховатое местечко, хоть от Москвы и не далеко.



Когда это место рассекретили, оно по-прежнему оставалось глухим. Впрочем, на самом полигоне построили маленькую деревянную церковь (я ее тоже потом покажу). Церковь, кстати, тоже весьма милая.



Вроде построили там церковь и построили, бабушкам нашим на радость, все им поближе к богу добираться стало. А то в округе на 5 км ни одной часовеньки нет. И никто не подозревал, что начнут тут строительство такого вот храма. Да и разговоров-то, скажу я вам, не было никаких. Не знали мы, что там в лесу продолжалось делаться, пока не вспыхнул над лесом купол и не ослепил сиянием своим.



Честно-честно, так и было, едем мы однажды по шоссе и вдруг на солнце каааак блеснет в глаз нечто, повернули голову, а над лесом - купола. Ахнули. - Что такое? - У нас на полигоне церковь строят. - Еще одну? - Да, большую, красивую.



Долго я сюда собраться не могла, а однажды поехала посмотреть, что ж там такое построили? И ахнула. Очень мне понравилась эта церковь с первого взгляда.



А поскольку отношения с церквями у меня сложные, заходила я туда бочком. Зашла. Народа никого. Надо сказать, что это сейчас только народ ходить более или менее начал, и то не много. Посему и службы чаще стали проводить. А раньше вообще службы раз в неделю. Оно и понятно - не знал никто, да и храм в лесу стоит.

Центральная лестница. Входы в верхний и нижний этаж храмового комплекса. (Часть фоток не мои). Нижний придел - находится в подклети, сейчас мы назовем это цокольным этажом, но в церкви это называют подклет.



На входе мужик какой-то в мирском встретился. Да две служки. А больше во всей церкви - одна я. Стою, башкой мотаю, не знаю, куда податься. А я еще такая без платка и в портках. И уже жду, как огребу по полной, но аккуратно так свечки покупаю, продают. Спрашиваю - а где такая-то икона. Мне тетка: - А вон батюшка ходит, у него спросите. - К батюшке я не пошла, от греха, начала красться по церкви, икону нужную искать. Нашла, все поставила, почухала назад, как мне этот батюшка (тот самый мужик в мирском) что-то в спину буркнул. Я думаю - вот оно, началось, сейчас меня отсюда выгонять начнут. Разворачиваюсь: - Чегоооо? - Хлебушка монастырского, говорю, купите.
Я от неожиданности только башкой мотнуть успела и начала спасаться бегством. До сих пор корю себя, что не купила. Ну неожиданно было как-то от батюшки такое слышать.



Эта дорога ведет ко входу на полигон, собственно забор слева - за ним полигон. А храм не на территории полигона, а рядом, через дорогу. Вон виднеется.



Года не прошло от открытия храма, как верхний придел закрыли для посещений. Захожу раз, а там внутренние ворота заперты, открыт только предбанник и ничего. Подумала про себя - вот черти косорукие, не успели построить, уже реставрацию затеяли. Не умеют все-таки нынче строить! И только через несколько лет я поняла, как ошибалась. Ибо был храм такой.





Люстры красивые. :)



А стал такой. Видите разницу? :)



Они его расписывали!



Я еще раз у служки спросила - долго реставрировать-то будут? А она мне: - А его не реставрируют. - А закрыто чего? - Так расписывают же. - А он не расписан что ли? - Нет. - А мне казалось расписан. - Нет, нет, сейчас верхний придел распишут, потом нижний начнут.



И расписали-то красиво. Заглядишься прям. И не тяжело, воздушно так. Красивый храм получился и внутри, и снаружи. Большой и очень светлый! А пока верхний придел закрыт был, всех отправляли в нижний.



Вход туда аккурат за батюшкой.



Вот по этой лесенке вниз.



Или через нижние ворота. Но они их почему-то сейчас не открывают. Раньше они открыты были. А сейчас наверх по ступенькам, а потом вниз. Это он и есть. Тут тоже приятно.



Там не единое пространство, а как будто несколько помещений. И частенько бродишь там в одиночестве. Когда службы нет, народа по-прежнему мало.



Надо сказать, что никто в этой церкви меня ни разу не ругал и не делал мне замечаний. Говорю это со страхом, боясь сглазить, ибо если раз скажут, то ходить перестану. Раз зашла я за святой водой. Бутылку с собой, ессно, не взяла. А там бабулька одна работает - строгая такая. Я к ней, мол, мне бы водички святой.
- Вниз идите. Там она.
- А в бутылках не продается?
- Нет.
- А мне налить не во что.
- У нас нет бутылок. - Ворчит бабуля. Я такая растерянная стою. Тут другая подходит и с этой начинает что-то выяснять, и говорит ей:
- Ты не ругайся.
- А когда я ругалась? Я никогда не ругаюсь.
- Но строго говоришь.
- Ты лучше скажи, у нас бутылок пустых нет? - отвечает та строгая своей товарке. И я так понимаю, что для меня старается. Во мне затеплился огонь надежды. Бабули ищут бутылку. В итоге не находят.
- Ну вы хоть так пойдите, попейте, - басит мне та, что строгая.
Получилось, что хоть и строгая, а участливая. :)



А еще раз мы опять за этой водой и уже со свой бутылкой приехали с мужем. Пришли и спрашиваем, где ж все-таки та вода? Нас вниз опять посылают. А там веревка натянута, типа, закрыто, ну как на фотках выше. Мы говорим - закрыто же. - Да идите, идите. Спускаемся вниз, а там темнота, хоть глаз коли и ни-ко-го.
- Че делать-то будем? - спрашиваю мужа.
- Искать.
Зажигает фонарик в телефоне начинает шарить в поискать воды. Чувствовала я себя в этот момент каким-то нелегалом. :) Кое-как высветил бочку, начали пробираться к ней, как нам тетя какая-то сзади:
- А вы что тут?
- Воду святую ищем.
- Ааааа! - И включает нам свет.
Набрали мы воды, погуляли по нижнему приделу. Показала я мужу нашу церковь. Он до этого в ней не был. И ему, как ни странно, тоже понравилось. А он у меня вообще Фома неверующая и к церкви воинственно настроен.



Пожалела я, что мало отсняла купола и прочую роспись. Просто неудобно было во время венчания на что-то иное отвлекаться. А в иные дни даже не знаю можно ли там фотографировать. Надо будет взять фотик и спецом фоткать пойти. Спрошу - если разрешат, сделаю подробные снимки.



Через дорогу это ужасное место. Как раз видны ворота, которые в то время были основными. Сейчас они закрыты. Вход с другой стороны. А тогда через них бедных узников привозили на убой.



И надпись крупная висит. А в те времена ничего не было. Забор, ворота и все. Никаких опознавательных знаков.



Говоря про церкви я все время вспоминаю притчу.

Когда человек был ещё ребёнком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо - ты иди в храм, тебе всегда там легче будет».

Вырос человек. И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошёл в храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!» Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одёргивают: «Неправильно крестишься!» А тут подошла одна женщина и говорит ему:

- Вы бы вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили.

Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос:

- Что ты, дитя моё, плачешь?

Поднял человек своё заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:

- Господи! Меня в храм не пускают!

Обнял его Иисус:

- Не плачь, они и меня давно туда не пускают.


Это притча прям про меня. Ну везет мне на это дело. Один раз был вообще вопиющий. Зашла свечку за упокой поставить. Там служба. Ну служба и служба. Свечку купила ставить пошла, а меня тетка по рукам бьет, мол, что вы, служба идет. Я вообще прифигела. И вот постоянно мне такие дурни попадаются. Было это, правда, не в этой церкви.



Так вот после венчания говорю я маме нашей невесты (она у нас дама набожная, и настоятель Кирилл ее младшей дочери - крестный), мол, какие тут вменяемые батюшки. Она: - А чего они должны быть невменяемые-то?
- Не заругались, что я в штанах.
- Нееее, - говорит, - тут не так, тут они не ругаются. Батюшка Кирилл считает, что человек должен сам прийти, а в чем - не важно.
- Вот правильно!
- Бабки только могут замечание сделать.
- Да не делали вроде пока. Надеюсь не сделают.



А что бабки-бабки? Пока венчание шло мне одна из них целую лекцию прочла про икону Тверских святых, что рядом с алтарем стояла. Мол, в великий день дети ваши венчаются. Икона великая, ее топором рубили, она мироточит - рассказывала мне тетенька. Я ей вопросы задавала, она отвечала. Никакой агрессии, наоборот, доброжелательность. Да и сама подошла и в ухо шептать начала, я и не просила.



Сама икона 19 века постоянно находится в деревянной церкви, что на самом полигоне. В тот день был праздник этих святых, поэтому ее в большой храм принесли.



Настоятель храма Кирилл Каледа. Венчал наших молодоженов. Очень мне понравился, душевно венчал. У самого у него дед был расстрелян на бутовском полигоне. Так что место для батюшки непростое и видно, что относится он к нему не дежурно.



Это алтарь (я когда про венчание писала, обещала показать, что там). Ничего там особенного, как оказалось. Икона. Стол, на нем подсвечник, книги, крест, какие-то прибамбасы ритуальные.



По бокам скамейки, на стенах, видимо, 12 апостолов нарисовано (не на молодых смотрим, я их уже показывала), а в алтарь пялимся. :)



С другой стороны тоже лавки, роспись на стенах, подставка под книги (как называется, я забыла?). И нет там больше ничего.



А это ночная фотка храма. Не моя.



Такой вот у нас тут храм, хоть и новый, а получше некоторых старых. И сделан добротно, как в старину, и манит так, что ходить хочется. Разве можно поверить, что построен он в 21 веке? Сейчас ведь так не строят.



Территория вокруг ухоженная, очень красивая. Полисаднички. Детская площадка есть. Раньше как-то поугрюмее было, безлюдно, а сейчас обживается храм, и люди туда тянуться начали. Раньше только хлеб продавали, а сейчас уже какие-то монастырские булочки, кисломолочку какую-то. Зимой ледяные фигуры ставят, на рождество шалаш сделали, а в нем ясли поставили, так забавно. Молодцы, в общем, стараются. Приезжайте к нам в храм, тут светло, уютно, есть где погулять. Рядом лес, ну и на полигон можно сходить, если желание есть. Там тоже люди гуляют, лавочки есть, тропинки, хоть и место не для праздных прогулок, конечно, но под прогулки с мыслями о вечном, хорошо обустроено.

В храме еще есть музей, где личные вещи убиенных, но это в нижнем приделе, не знаю пускают ли туда сейчас, да даже если бы пускали, это я вам показывать пока не хочу.

Кстати, на сайте храма можно панорамы посмотреть, если кому интересно. Они очень красивые.

Бутовский полигон, социальное, путешествия, за жизнь, вера, РПЦ

Previous post Next post
Up