Хочу рассказать вам про эту церковь. Весьма необычную церковь. Те, кто меня читает, уже видели ее на фото с венчания племянника, а теперь я подробней расскажу про нее саму.
Когда я впервые ее увидела, то аж ахнула. Мне сразу показалось, что именно такими и должны быть церкви. И почему-то было ощущение, что что-то подобное я видела. Но, когда я стала подробней изучать этот вопрос, выяснилось, что храм выстроен в традиции шатровой архитектуры. Аналогичных пятишатровых храмов в древнерусской архитектуре практически нет.
И тогда я лихорадочно начала искать фамилию архитектора. Надо сказать, что это оказалось какой-то тайной за семью печатями. Я даже в храм письмо написала с просьбой сказать имя архитектора, но ответа так и не получила. :( Тем не менее нашла сама. Архитектор: Тутунов А.С.-эскиз. Кеслер М.Ю.-проект. Оболенский А.Н.-руководитель. Большие молодцы дядечки! Чудесный храм изваяли.
Многим этот храм известен. Он стал местом паломничества для многих верующих.
Они идут вот к этому кресту. Православному поклонному кресту, изготовленному в Соловецком монастыре из трёх пород дерева (кипариса, кедра и сосны) и установленный на Бутовском полигоне по окончании двухнедельного крестного хода Соловки - Бутово в 2007 году, в память о многотысячных человеческих жертвах политических репрессий 1937-1938 годов, тайно расстрелянных и захороненных в этом месте. Символически посвящён всем жертвам сталинского тоталитарного режима в СССР.
Итак, вы уже поняли, что это храм на Бутовском полигоне, построенный в 2004-2007 годах. По сути - новодел.
Но такой новодел, сказать по чести, новоделом язык не поворачивается называть. Не то, что Храм Христа Спасителя... вот уж новодел из новоделов. Просто памятник новоделу. Помню, как подошла поближе и увидела нарисованные на фундаменте кирпичи. Да тьфуууу... Разочарованию предела не было.
Бутовский полигон находится в лесу. Место отдаленное и уединенное (о самом полигоне я потом напишу отдельно). Это сейчас там рядом появились какие-то дома, а раньше ничего кругом не было. Оно и понятно, такие мероприятия в людных местах не организовывались.
Люди там практически не ходили, хотя дорога и была, но для машин, проезжающих в соседнюю деревню. А для людей даже тротуаров не было. Бывало едешь так по дороге этой, а навстречу тебе ни машины, ни человека за всю дорогу не встретится. Глуховатое местечко, хоть от Москвы и не далеко.
Когда это место рассекретили, оно по-прежнему оставалось глухим. Впрочем, на самом полигоне построили маленькую деревянную церковь (я ее тоже потом покажу). Церковь, кстати, тоже весьма милая.
Вроде построили там церковь и построили, бабушкам нашим на радость, все им поближе к богу добираться стало. А то в округе на 5 км ни одной часовеньки нет. И никто не подозревал, что начнут тут строительство такого вот храма. Да и разговоров-то, скажу я вам, не было никаких. Не знали мы, что там в лесу продолжалось делаться, пока не вспыхнул над лесом купол и не ослепил сиянием своим.
Честно-честно, так и было, едем мы однажды по шоссе и вдруг на солнце каааак блеснет в глаз нечто, повернули голову, а над лесом - купола. Ахнули. - Что такое? - У нас на полигоне церковь строят. - Еще одну? - Да, большую, красивую.
Долго я сюда собраться не могла, а однажды поехала посмотреть, что ж там такое построили? И ахнула. Очень мне понравилась эта церковь с первого взгляда.
А поскольку отношения с церквями у меня сложные, заходила я туда бочком. Зашла. Народа никого. Надо сказать, что это сейчас только народ ходить более или менее начал, и то не много. Посему и службы чаще стали проводить. А раньше вообще службы раз в неделю. Оно и понятно - не знал никто, да и храм в лесу стоит.
Центральная лестница. Входы в верхний и нижний этаж храмового комплекса. (Часть фоток не мои). Нижний придел - находится в подклети, сейчас мы назовем это цокольным этажом, но в церкви это называют подклет.
На входе мужик какой-то в мирском встретился. Да две служки. А больше во всей церкви - одна я. Стою, башкой мотаю, не знаю, куда податься. А я еще такая без платка и в портках. И уже жду, как огребу по полной, но аккуратно так свечки покупаю, продают. Спрашиваю - а где такая-то икона. Мне тетка: - А вон батюшка ходит, у него спросите. - К батюшке я не пошла, от греха, начала красться по церкви, икону нужную искать. Нашла, все поставила, почухала назад, как мне этот батюшка (тот самый мужик в мирском) что-то в спину буркнул. Я думаю - вот оно, началось, сейчас меня отсюда выгонять начнут. Разворачиваюсь: - Чегоооо? - Хлебушка монастырского, говорю, купите.
Я от неожиданности только башкой мотнуть успела и начала спасаться бегством. До сих пор корю себя, что не купила. Ну неожиданно было как-то от батюшки такое слышать.
Эта дорога ведет ко входу на полигон, собственно забор слева - за ним полигон. А храм не на территории полигона, а рядом, через дорогу. Вон виднеется.
Года не прошло от открытия храма, как верхний придел закрыли для посещений. Захожу раз, а там внутренние ворота заперты, открыт только предбанник и ничего. Подумала про себя - вот черти косорукие, не успели построить, уже реставрацию затеяли. Не умеют все-таки нынче строить! И только через несколько лет я поняла, как ошибалась. Ибо был храм такой.
Люстры красивые. :)
А стал такой. Видите разницу? :)
Они его расписывали!
Я еще раз у служки спросила - долго реставрировать-то будут? А она мне: - А его не реставрируют. - А закрыто чего? - Так расписывают же. - А он не расписан что ли? - Нет. - А мне казалось расписан. - Нет, нет, сейчас верхний придел распишут, потом нижний начнут.
И расписали-то красиво. Заглядишься прям. И не тяжело, воздушно так. Красивый храм получился и внутри, и снаружи. Большой и очень светлый! А пока верхний придел закрыт был, всех отправляли в нижний.
Вход туда аккурат за батюшкой.
Вот по этой лесенке вниз.
Или через нижние ворота. Но они их почему-то сейчас не открывают. Раньше они открыты были. А сейчас наверх по ступенькам, а потом вниз. Это он и есть. Тут тоже приятно.
Там не единое пространство, а как будто несколько помещений. И частенько бродишь там в одиночестве. Когда службы нет, народа по-прежнему мало.
Надо сказать, что никто в этой церкви меня ни разу не ругал и не делал мне замечаний. Говорю это со страхом, боясь сглазить, ибо если раз скажут, то ходить перестану. Раз зашла я за святой водой. Бутылку с собой, ессно, не взяла. А там бабулька одна работает - строгая такая. Я к ней, мол, мне бы водички святой.
- Вниз идите. Там она.
- А в бутылках не продается?
- Нет.
- А мне налить не во что.
- У нас нет бутылок. - Ворчит бабуля. Я такая растерянная стою. Тут другая подходит и с этой начинает что-то выяснять, и говорит ей:
- Ты не ругайся.
- А когда я ругалась? Я никогда не ругаюсь.
- Но строго говоришь.
- Ты лучше скажи, у нас бутылок пустых нет? - отвечает та строгая своей товарке. И я так понимаю, что для меня старается. Во мне затеплился огонь надежды. Бабули ищут бутылку. В итоге не находят.
- Ну вы хоть так пойдите, попейте, - басит мне та, что строгая.
Получилось, что хоть и строгая, а участливая. :)
А еще раз мы опять за этой водой и уже со свой бутылкой приехали с мужем. Пришли и спрашиваем, где ж все-таки та вода? Нас вниз опять посылают. А там веревка натянута, типа, закрыто, ну как на фотках выше. Мы говорим - закрыто же. - Да идите, идите. Спускаемся вниз, а там темнота, хоть глаз коли и ни-ко-го.
- Че делать-то будем? - спрашиваю мужа.
- Искать.
Зажигает фонарик в телефоне начинает шарить в поискать воды. Чувствовала я себя в этот момент каким-то нелегалом. :) Кое-как высветил бочку, начали пробираться к ней, как нам тетя какая-то сзади:
- А вы что тут?
- Воду святую ищем.
- Ааааа! - И включает нам свет.
Набрали мы воды, погуляли по нижнему приделу. Показала я мужу нашу церковь. Он до этого в ней не был. И ему, как ни странно, тоже понравилось. А он у меня вообще Фома неверующая и к церкви воинственно настроен.
Пожалела я, что мало отсняла купола и прочую роспись. Просто неудобно было во время венчания на что-то иное отвлекаться. А в иные дни даже не знаю можно ли там фотографировать. Надо будет взять фотик и спецом фоткать пойти. Спрошу - если разрешат, сделаю подробные снимки.
Через дорогу это ужасное место. Как раз видны ворота, которые в то время были основными. Сейчас они закрыты. Вход с другой стороны. А тогда через них бедных узников привозили на убой.
И надпись крупная висит. А в те времена ничего не было. Забор, ворота и все. Никаких опознавательных знаков.
Говоря про церкви я все время вспоминаю притчу.
Когда человек был ещё ребёнком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо - ты иди в храм, тебе всегда там легче будет».
Вырос человек. И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошёл в храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!» Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одёргивают: «Неправильно крестишься!» А тут подошла одна женщина и говорит ему:
- Вы бы вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили.
Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос:
- Что ты, дитя моё, плачешь?
Поднял человек своё заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:
- Господи! Меня в храм не пускают!
Обнял его Иисус:
- Не плачь, они и меня давно туда не пускают.
Это притча прям про меня. Ну везет мне на это дело. Один раз был вообще вопиющий. Зашла свечку за упокой поставить. Там служба. Ну служба и служба. Свечку купила ставить пошла, а меня тетка по рукам бьет, мол, что вы, служба идет. Я вообще прифигела. И вот постоянно мне такие дурни попадаются. Было это, правда, не в этой церкви.
Так вот после венчания говорю я маме нашей невесты (она у нас дама набожная, и настоятель Кирилл ее младшей дочери - крестный), мол, какие тут вменяемые батюшки. Она: - А чего они должны быть невменяемые-то?
- Не заругались, что я в штанах.
- Нееее, - говорит, - тут не так, тут они не ругаются. Батюшка Кирилл считает, что человек должен сам прийти, а в чем - не важно.
- Вот правильно!
- Бабки только могут замечание сделать.
- Да не делали вроде пока. Надеюсь не сделают.
А что бабки-бабки? Пока венчание шло мне одна из них целую лекцию прочла про икону Тверских святых, что рядом с алтарем стояла. Мол, в великий день дети ваши венчаются. Икона великая, ее топором рубили, она мироточит - рассказывала мне тетенька. Я ей вопросы задавала, она отвечала. Никакой агрессии, наоборот, доброжелательность. Да и сама подошла и в ухо шептать начала, я и не просила.
Сама икона 19 века постоянно находится в деревянной церкви, что на самом полигоне. В тот день был праздник этих святых, поэтому ее в большой храм принесли.
Настоятель храма Кирилл Каледа. Венчал наших молодоженов. Очень мне понравился, душевно венчал. У самого у него дед был расстрелян на бутовском полигоне. Так что место для батюшки непростое и видно, что относится он к нему не дежурно.
Это алтарь (я когда про венчание писала, обещала показать, что там). Ничего там особенного, как оказалось. Икона. Стол, на нем подсвечник, книги, крест, какие-то прибамбасы ритуальные.
По бокам скамейки, на стенах, видимо, 12 апостолов нарисовано (не на молодых смотрим, я их уже показывала), а в алтарь пялимся. :)
С другой стороны тоже лавки, роспись на стенах, подставка под книги (как называется, я забыла?). И нет там больше ничего.
А это ночная фотка храма. Не моя.
Такой вот у нас тут храм, хоть и новый, а получше некоторых старых. И сделан добротно, как в старину, и манит так, что ходить хочется. Разве можно поверить, что построен он в 21 веке? Сейчас ведь так не строят.
Территория вокруг ухоженная, очень красивая. Полисаднички. Детская площадка есть. Раньше как-то поугрюмее было, безлюдно, а сейчас обживается храм, и люди туда тянуться начали. Раньше только хлеб продавали, а сейчас уже какие-то монастырские булочки, кисломолочку какую-то. Зимой ледяные фигуры ставят, на рождество шалаш сделали, а в нем ясли поставили, так забавно. Молодцы, в общем, стараются. Приезжайте к нам в храм, тут светло, уютно, есть где погулять. Рядом лес, ну и на полигон можно сходить, если желание есть. Там тоже люди гуляют, лавочки есть, тропинки, хоть и место не для праздных прогулок, конечно, но под прогулки с мыслями о вечном, хорошо обустроено.
В храме еще есть музей, где личные вещи убиенных, но это в нижнем приделе, не знаю пускают ли туда сейчас, да даже если бы пускали, это я вам показывать пока не хочу.
Кстати, на
сайте храма можно панорамы посмотреть, если кому интересно. Они очень красивые.