Пророчества Шпенглера

Jun 08, 2011 00:39

Периодически в ходе разных разговоров возвращаемся к таблице "одномоментных "политических эпох, предложенной О. Шпенглером в "Закате Европы ( Read more... )

политика, наука

Leave a comment

Comments 33

brodilo June 7 2011, 22:19:14 UTC
Когда надстройка архаизируется, то это - индикатор того, что базовые "производственные отношения" душат более прогрессивные, идущие на смену.
Феодализм запугивал, например, буржуазию деспотичными монархами, мучительными казнями и т.п.

Reply

tatiana_avgust June 8 2011, 05:41:52 UTC
надстройка-базис тоже имеет циклический характер изменения, вряд ли совпадающий с циклом развития культуры (изменения происходят гораздо чаще).

Reply


(The comment has been removed)

tatiana_avgust June 8 2011, 05:43:36 UTC
согласна, что ненаучен, что НТП не учитывается, но идеи-то интересные могут быть?

Reply

brodilo June 8 2011, 08:20:49 UTC
Ну как можно считать труды далеких предшественников ненаучными с точки зрения современной науки?
Ведь то была наука своего времени, а не нашего!

Reply

tatiana_avgust June 8 2011, 20:28:42 UTC
ненаучность в данном смысле выражается в наличии большого количества досужих рассуждений и натяжек, что никак не зависит от времени написания, только от автора и ясности его аргументации, хотя общая принятая манера рассуждений в определенной научной среде оказывает влияние

Reply


(The comment has been removed)

tatiana_avgust June 8 2011, 05:45:27 UTC
имея большие знакомства в философских кругах, могу сказать, что как раз Шпенглера предпочитают Тойнби в преподавании курсов, так как оригинален и живописен. Хотя я за более рациональные концепции, конечно.

Reply


olga_ches June 8 2011, 10:47:58 UTC
да, согласна. наше общество движется по направлению к вышеописанному состоянию очень ускоренными темпами. для русских олигархов стараемся. :)

Reply

tatiana_avgust June 8 2011, 20:41:30 UTC
не могла бы ты развить свою мысль - при чем тут олигархи?

Reply

olga_ches June 23 2011, 14:09:23 UTC
я подразумевала процесс экспансии РФ-ей нашей РБ.

Reply

tatiana_avgust June 23 2011, 14:11:40 UTC
а, ну понятно. Кстати в это воскресенье скорей всего будет фото-салон. приглашаю :) потом уточню точно.

Reply


Попробуем что-нибудь противопоставить wildsent June 8 2011, 16:10:37 UTC
Меня озоботил вопрос формирования с помощью развития компьютерных технологий различного рода клубов, и также их эгалитразм, т.е. присущесть не только правящим и богатым классам, а доступно большинству людей (с учетом того что по решению ООН отбирать интернет у человека - есть нарушение его прав, то можно предположить, что интернет скоро будет восприниматься как естественное право каждого!=). Тогда мы получим, что наши массы о которых пишет Шпенглер становяться все более индивидуализированными. Действительно происходит своего рода распад нации, но при этом не наблюдается та бесформенность толпы о которой он говорит. Постепенно мы наоборот приходим к формированию все более глубоких разделений в зависимости от тех групп в которые они входят. А т.к. перемещение между данными группами и сообществами в условиях Интернета все более и более легкая задача, то мы можем получить как хорошую конкуренцию между отдельными сообществами, так и более четкое их сегментирование. Так что говорить о массах, в том классическом понимании индустриальной ( ... )

Reply

Re: Попробуем что-нибудь противопоставить tatiana_avgust June 8 2011, 22:25:11 UTC
Как связан выбор контента и бесформенность масс? что отменяет безликость масс в интернете - повальное использование одних и тех же игр, социальных сетей, юмористических сайтов, блогов? Группы и сообщества в Интернете как ты правильно отметил не имеют барьеров входа - значит ценость и устойчивость их почти нулевая. Никаких денег и статуса - чистая забава. Так что я думаю, ты серьезно переоценил "новый" вид коммуникации и досуга :)

Reply

Re: Попробуем что-нибудь противопоставить wildsent June 9 2011, 06:54:31 UTC
Согласен, что безликость есть. Она присутствует в каждом едущем в общественном транспорте, во всей совокупности водителей представляющих собой единый транспортный поток. Во всей плеяде аспирантов, по большей части неразличимых для остальной совокупности людей. Безликость и усредненность - это акт нашего сознания направленного на упрощение действительности для более легкого выбора моделей поведения. Но ведь мы с тобой и большинство, а скорее всего все кто читают твой блог ведь не считают себя безликими, и в значительной степени это связанно с тем "контентом", не обязательно чтобы он был вызван интернет-носителем, который они потребляют. Исходя из этого я и делаю вывод, что люди усложняют свои взаимосвязи и соответственно становятся все более индивидуализированными. Просто людям удобнее использовать терминологию в стиле "масса", "толпа" и т.д ( ... )

Reply

Re: Попробуем что-нибудь противопоставить tatiana_avgust June 9 2011, 10:18:38 UTC
от того, что мы себя не считаем безликими - действительность не изменится :) Про что мы говорим вообще? Если вернутся к изначальной теме, то нас интересует политическая безликость масс, отсутствие принципиальных различий межу жителями разных стран и городов. Действительно, покажи мне того, кто не верит в благотворность демократии, свободы, прав человека? Являются ли интернет сообщества заменой политическим партиям, имеют ли они какое-то влияние на политическую жизнь?
Или давай пойдем от противного, признали всех космополитов индивидуальными. Что это нам дает в плане прогноза развития общества кроме широты и гибкости мышления? Построй свой прогноз пожалуйста

Reply


Leave a comment

Up