"Ищите женщину", СССР, 1982
Женщина найдена
В восьмидесятые года термином «феминизм» в Советском Союзе не баловались, чем бы, как говорится, баба не занималась, лишь бы борщ вкусный готовила. Но с современных позиций кое-что в фильме Аллы Суриковой просматривается. И этот легкий насморк забавно диагностировать, тем более, что «Ищите женщину» давно включен в разряд достойных примеров советского кинематографа, и любой любитель синемы, особенно со стажем, с этим творением с удовольствием познакомился.
Начнем с названия - известный французский фразеологизм «Шерше ля фам» (даже в титрах обыграли) не имеет никакого отношения как к непосредственному источнику «Попугаиха и цыпленок» (пьеса Робера Тома), так и прообразу (пьесе Джека Поплуэлла «Миссис Пайпер ведёт следствие»). Оно не соответствует ни первому приближению по смыслу (никаких женщин на протяжении двух серий искать особо не приходилось), ни второму (за всем случившимся якобы стоит женщина). Просто жирное выделение понятия «женщина».
Продолжим анализировать по значимости персонажей. Их ровно 8 - четыре мальчика и четыре девочки (не делающих погоду пару клиентов и незримо присутствующих вроде убиенного не считаем). Напомню, пьесу писал мужчина, но картину снимала женщина. То есть, все зависит от правильности расставления акцентов. Кто остаётся в памяти после просмотра? Первое место - мадемуазель Алиса Постик (примерно 75 процентов внимания), дальше - с отставанием красавчик негодяй Робер (Александр Абдулов) на пару с модницей секретаршей Виржинией (Елена Укращенок), затем пара полу-фриков инспектор Гранден, как ни странно, (Леонид Куравлёв) и секретарь Сюзанна (Людмила Дмитриева). И в арьергарде - невзрачный мэтр Роше (Сергей Юрский), его кукольная жена (Елена Соловей) и суетливый полицейский (Леонид Ярмольник).
Таково впечатление. Рулят женщины с яркими характерами. А что на деле? Четверо мужчин являются достаточно серьезными профессионалами в своем деле. На неказистом Юрском держится весь бизнес, его правая рука Абдулов ещё и параллельно кое-что придумает, Куравлев из неказистого сора распутывает дело, причем все время гриппуя, Ярмольник качественно исполняет свои обязанности, иногда проявляя, как в финале, сметку. А что квартет женщин? Курицы разного пухового оттенка. Как работницы - ноль. Как личности - ноль целых пять десятых. Шуму много, перьев в избытке. А толку?
Как? - воскликнет зритель. Да благодаря мадемуазель Постик все решилось. Ну да, ну да - это ведь она так сказала. На деле же она делала все, чтобы дело закрылось, не начавшись. И завертелось все благодаря старому знакомству и упорству Железного Лба, который за это показан сопливым недотепой. Само же дело, в реальности, раскрутилось бы не по заявлению по трупу, которого нет или пуговице, которую украли. А по реальному трупу, найденному неподалеку. Свидетели, установление личности, контактов и так далее. Рутина. Тем более, по сути преступления в фильме ничего не было, кроме оговорки мэтра и нелогичному возврату убийцы. Все, как в кино.
Это по персонажам. Теперь по актерской игре. Если внимательно посмотрите фильм, то увидите, что четверка мужчин вчистую переиграли четверку женщин. Практически каждым кадром. Но по воле Суриковой они на подыгрыше. Куравлев подыгрывает ужимкам Чиаурели, Абдулов отчаянно раскачивает то Укращенок, то Соловей. Юрский играет оригинальную личность, а Дмитриева изображает эмоциональный соляной столб. Ярмольник вообще закрывает собой все сценарные пустоты. И что характерно, у всех мужчин данные роли - одни из многих. А что вы вспомните из творчества Укращенок или Дмитриевой? Или самой примы фильма Чиаурели?
Конечно, это не феминизм в чистом виде, а советская снисходительность в духе: «Папа в доме, конечно, главный, если мамы случайно нет». Но зернышки сегодняшнего легкого помешательства есть и там.