"До настоящего времени с точностию неизследовано откуда происходят Башкирцы. - Башкирец, или как они сами себя называют - Баш-Курт, по татарски значит: главный волк, другие же давали этому народному имени переводное название - пчеловод, вор и головной червь. Известно только то, что этот народ обитал по обеим сторонам Уральского хребта и на скатах его. - Живущие на восточной его стороне платили дань Сибирским владельцам, а западные были данниками частию Казани. Будучи притесняемы разными завоевателями, особенно Ханом Ак-Назаром, они воспользовались покорением Царства Казанского Иоанном Грозным и просили его в 1556 году принять к себе в подданство. Царь принял их весьма милостиво и пожаловал за эту добровольную покорность все занимаемые ими тогда земли, с наложением самой маловажной дани.
Отдалённость Казани, куда они доставляли свой определённый ясак и частию набеги соседственных народов заставили их просить об основании города посреди их земель. Желание их было исполнено заложением г. Уфы в 1574 году на реке Белой.
Отдохнув под владычеством Русских, башкирцы неоднократно возмущались; самым же замечательным бунтом - был бунт третий, т.е. когда основывался г. Оренбург и начали вместо Камской линии проводить новую вдоль реки Урала. - Будучи ненаказаны за первые два бунта, они получили достойное возмездие за третий - погибелью 30000 своих собратий и лишением земель, которые, в вознаграждение за усмирение бунтовщиков, получили, оставшись верными, иноверцы - Мещеряки и Тептяри, бывшие дотоле припущенниками Башкирцев".
В настоящее время, по благим мерам Правительства, Башкирцы находятся в совершенно-покорном положении, забыв буйную свою вольность.
Они имеют теперь своего Командующего; делясь же на 12 Кантонов, расположенных в Оренбургской губернии и малою частию в Пермской и Вятской, управляются Кантонными Начальниками и Юртовыми Старшинами. Сверх того Башкирцы делятся между собою на Волости, или лучше роды; каждая волость имеет свою тамгу (печать, знак); независимо от этого каждый безграмотный Башкирец имеет свою тамгу или рукоприкладный знак, который ставит его вместо подписа, кладёт на борть в лесу и таврит лошадей.
Службу они отправляют более кардонную на линии в летнее время. - Башкирцы телосложения крепкого, мускульного, несколько калмыковаты, особенно горские, лицём более смуглы, выражение которого не совсем приятно. - Характером Башкирцы более строптивы и мстительны, по преимуществу за женский пол; сметливы и вообще любопытны; в обещаниях своих не всегда исполнительны, от чего доверчивость с ними неуместна; а честность их подлежит сомнению, впрочем гостеприимны; находясь на службе отправляют её с точностию.
Горных Кантонов Башкирцы занимаются скотоводством, звероловством, пчеловодством, лесными изделиями и самою сплавкою леса; а других Кантонов более степных обратились ныне и к хлебопашеству, но в самом малом ещё количестве; работы они производят без рукавиц и варег. - Для скотоводства своего, ежели Башкирцы и запасаются сеном, которое косят в Сентябре; но тоже в самом малом количестве, лишь достаточном для коз и овец, и вообще для мелкой скотины; коровы же и лошади ходят в тебенёвке, - по степям, добывая себе пищу, разгребая снег. Много гибнет этого скота в зимнее время от недостатка в пище. Когда с первым снегом сделается оттепель, а за нею немедленно последует мороз, тогда и конское копыто не в силах достать засохшую траву и мох из под ледяной коры.
Форменная одежда Башкирцев состоит ныне из суконной куртки и шарвар синего цвета с красными лампасами, а обыкновенная, большею частию, из белых суконных кафтанов и нанковых халатов; у горных же Кантонов белые кафтаны оторачиваются по борту и воротнику красным сукном; на голове носят они войлочные шапки с разрезом, подбитые зелёной или красною нанкой; горные вместо тюбетеек навертывают на голову красные платки, а в зимнее время носят лисьи малахаи (кулахчин), крытые большею частью красным сукном, а степные - бараньи шапки, верх которых тоже крыт сукном; на ногах носят сапоги и коты домашней работы. У женщин покрой платья общий с татарками, - в будни из своей суровой пестряди, с кумачною оторочкою; а в праздники из ситца с большими разводами; на ногах Башкирки носят сапоги своей работы, которые шьют и для мужчин; вместо дратвы употребляют конские жилы, которые начально сушат, потом толкут, и эту дратву, вместо всучивания щетины, вдевают в иглы.
Увеселения и сборища Башкирцев бывают осенью с Сентября до Октября, то есть когда поспеют меда, - во время качевки; песен у них почти нет; инструментальная музыка состоит в дудке из тростника, называемая Курай, с напевом похвальной песни в честь Соловата, их Батыря; пляски у Башкирцев нет; они довольно пристрастны к вину и хищничеству; пищу употребляют грубую, состоящую в летнее время из кумыза (квашеного кобыльего молока), кислого коровьего молока, айряна (кислого молока, разведённого водою) и частию мяса; в зимнее время пищею служит кашица (юря), забелённая крутом (квашеным творогом), и которая заменяет им и воду. Праздники составляют: Курман-Байрам и Рамазан-Байрам, кои сопровождаются, после богомолья, употреблением мясной пищи.
Жилища Башкирцев состоят в зимнее время в деревянных бревенчатых избах, содержимых довольно неопрятно; вместо стёкол употребляют бараньи брюхавицы. С половины Мая башкирцы отправляются в кочевье, где состоятельные раскидывают кошемные кибитки, а бедные лубочные строят шалаши или балаганы; кочевье они переменяют три раза в лето, начально отправляются на дальнее, потом к глубокой осени прикачевывают к самым зимовкам или деревням.
Во время качевки занятие Башкирца состоит по большей части в питье кумыза и лежаньи, кроме не большей заботливости о скоте; возвращаясь же с обозрения скота, Башкирка принимает у него лошадь, разсёдлывает её и пускает на волю; а он, между тем, валится в кибитку и скорее к турсуку (кожаному мешку) где ожидает его благовонный, в своём роде, кумыс, и пьёт этот питательный для него нектар, подобно пиявке, до тех пор, пока не наполнится его утроба; тогда он ложится на постель и кейфует, - тут гурии магометова рая являются ему в разных видениях. - Башкирец сколько в весеннее и летнее время бывает в довольстве, столько в зимнее голодует. - Обыкновенный разговор Башкирцев бывает более о лицах женского пола, к которому они очень пристрастны. Жён имеют по состоянию: от одной до четырёх; время разделяет с ними Башкирец, после работ, по очереди, как равно и самое платье носит той самой жены, с которою время проводит. Весьма редко найдёте семейство, где не было бы между жёнами ссоры, от которых, при несогласии, тяжко бывает и мужу.
Свадебный обряд Башкирцев совершается в домах невест, посредством прочтения одной молитвы муллою, при свидетелях; сватовство производится чрез мужчин, с платою со стороны жениха условленного калыма, который бывает от 100 до 500 рублей, и который до свадебного обряда уплачивается вполовину; весь же взнос калыма продолжается от 1 до 1 ½ года. В течении этого времени вноситель посещает свою кадыню недели чрез две или чрез месяц, и гостит у неё от 3 до семи дней.
Участия в сватовстве девицы никакого не имеют, от чего нередко богачу - полудряхлому и вместе сластолюбцу достаётся в удел краса степей башкирских, которая, подобно цветку, безвременно блекнет в атмосфере удушливого кашля.
В заключение всего нельзя не отозваться с особенною похвалою о трудолюбии и деятельности Башкирок, которые в этом поспорят с любою русскою хозяйкою».
(Оренбургские губернские ведомости. 1845. 1 сентября)
взял из книги: Роднов М.И. - У истоков уфимской прессы вкупе с прогулками по старинной Уфе и просторам Башкирии - 2009