Виктор Звягинцев "Живопись в храме"

Dec 07, 2010 19:36

В своей работе художник опирается на личный опыт, который складывается в процессе творческого пути. Изучение искусства предшествующих эпох, общение с коллегами и учителями, формируют творческое мировоззрение. Профессиональный базис, самодисциплина, преемственность традиций должны быть основными профессионально-нравственными принципами.
Разделение искусства на, так называемое, светское и церковное, на мой взгляд, не существует. Труд художника, если не нацелен на коммерческую выгоду, самовыражение и желание всем нравится, является одной из форм божественного служения и требует послушания, максимального напряжения духовных сил. Ведь, к примеру, вряд ли кто-нибудь из здравомыслящих людей додумается назвать произведения Виктора Попкова или рисунки Василия Чекрыгина светским искусством. В наше время массовое искусство, рекламу и другие системные продукты можно определить, как искусство светское. Но те, кто разделяет искусство на светское и церковное, намеренно стараются вывести художников, работающих в области живописи и графики, за рамки церковной культуры.
Сегодня главенствует искусственный иконописный стиль, превращенный в шаблон и формирующий коммерческую индустрию новоделов. Начать писать иконы может любой дилетант, обладающий усидчивостью, поскольку проявление творчества в рисовании, письме и композиционном мышлении здесь не требуется и даже вредно. Так и получается лощенный, безупречно выкрашенный церковный дизайн, не оставляющий места живому искусству. В сложившейся ситуации виноваты, зачастую, сами художники, готовые подстраиваться под вкусы и представления людей малообразованных, не видевших подлинное искусство, лишь бы одобрили.
Каждая эпоха формирует естественным образом художественно-изобразительные принципы, складывающиеся из многих факторов. Культура, не способная развиваться в меняющихся условиях, обречена, либо на вымирание, либо на глубокий кризис, который, всё равно, закончится неизбежным развитием. Изменение - свойство живого.




Фрагмент росписи церкви св. Георгия в Старой Ладоге.

Строгий и величественный стиль искусства Византии подвергался трансформации в течение веков от позднеантичного письма с объемной моделировкой до икон Комниновского периода. Выверенная условность, возвышенная монументальность образов этого периода, определила на века характер русского искусства.
Андрей Рублев и Феофан Грек. Насколько не похожи эти художники! А ведь жили они практически в одно время. Лирический монументализм Андрея Рублева и конструктивный аскетизм Феофана Грека - суть проявления живой веры. К сожалению, невежество торжествовало во все времена. До нас чудом дошли лишь единицы икон и чудом уцелевшие фрагменты фресок, выполненных этими мастерами. Известно, что значительная часть икон и росписей того времени были уничтожены не большевиками безбожниками, а самой церковью, как несоответствующие духовным и эстетическим потребностям в 18 веке. Не смотря на это, дошедшие до нас произведения Андрея Рублева и Феофана Грека, по праву, считаются русским вариантом Ренессанса.
По прошествии столетий менялись внешние условия, русская культура подвергалась различным влияниям извне и в результате рождались уникальные произведения отечественного искусства. Достаточно вспомнить фрески Ярославля и Костромы с их неповторимым колоритом и самобытностью, работы мастеров Оружейной палаты, Строгановскую иконописную школу, великих художников 19 века: А.Венецианова и учеников, П.Федотова, А.Иванова, Н.Ге, А.Саврасова.




А.Иванов. Моисей перед Богом, читающим ему заповеди на скрижалях.

Колористический характер, монументальный принцип русского искусства неожиданным образом проявляется в творчестве художников разных времен. Для меня очевиден тот факт, что искусство Древней Руси живет в работах В.Васнецова и В.Сурикова, В.Татлина и Л.Поповой, К.Петрова-Водкина и П.Кузнецова, составляя единую канву русского искусства.




Н.Гончарова. Погребение

Какой же должен быть изобразительный язык в церкви сегодня? Характерными особенностями такого языка должны быть максимальная обобщенность письма; экспрессивность, позволяющая добиться наибольшей выразительности образа, исключающая всякого рода сглаженность и лощение; композиционная цельность всего пространства храма, в котором настенные росписи, иконы должны составлять единый ансамбль, а не восприниматься разрозненно. При этом необходимо строгое следование иконографическому канону. Канон это не шаблон и не предписание следовать какому-то стилю. Канон - свидетельство правды. Следуя канону, художник ограждает себя от соблазна ухода в стихию самовыражения, произвольных трактовок. Живой, художественный подход - единственный путь правдивого отображения предания церкви и отождествления сегодняшнего времени в контексте православной культуры.

В.Звягинцев

27. 01. 2009.

Художники

Previous post Next post
Up