Пластические искания художников ХХ- ХХ1 веков из коллекции музея в Абрамцеве.
Пластические поиски и находки, безусловно, связанны с достижениями художников прошедших времён. Жизнь художника в искусстве основывается на преемственности традиций великих мастеров прошлого. Поэтому искусство является бесконечным творческим процессом, в котором участвовало, участвует и будет участвовать бесчисленное множество художников, приходящих в этот мир такими разными, но объединёнными именем Художник.
Павел Флоренский в книге «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях» приводит удивительно точный пространственно-временной пример, который мы можем увидеть в природе. Это рост дерева, которое, наполняя собой высоту, ширину и глубину, простирает свои постоянно растущие ветви во времени. Так и ряды художников разных поколений представляют собой рост гигантского генеалогического древа в пространстве и времени. Павел Флоренский пишет о таком древе относительно родословной отдельной семьи, потом развития и связи на уровне разных национальностей, далее всего человечества. Художники - это сообщество людей, живущих на Земле, которое своими произведениями даёт шанс человечеству нравственно выжить. Даёт возможность прилагать усилия и тратить духовные силы при встрече с подлинным произведением литературы, музыки, изобразительного искусства. Ствол древа является основой для художников, испытывающих острую необходимость творить, независимо от внешних обстоятельств, честно относиться к своему ремеслу. Цитирую Н.И. Андронова по поводу ремесла: «… у нас в последние десятилетия появилось недружелюбное отношение к слову «ремесло». Ремесло, ремесленный и т.п. приравниваются как бы к посредственности. По-моему, всё наоборот. Ремесло - высшее проявление традиции профессионализма. Неслучайно, видимо, в последнее время так пышно цветёт невежественный дилетантизм в нашем искусстве» (Статья «Ещё о традициях», стр. 16 , каталог выставки произведений из собраний Государственной Третьяковской галереи и семьи художника к 75-летию со дня рождения.)
Изучение истории отечественного и мирового искусства показывает, что именно вдохновенные художники, владеющие своим ремеслом, являются продолжением «ствола древа», его ветками, постоянно растущими в пространстве и времени - принося свои произведения в пространство, следуя традициям во времени, тем самым обеспечивают непрерывную работу поколений художников в искусстве.
Музеи помогают развитию этого процесса, дают возможность художникам проследить последовательность изменения живописной культуры разных эпох. Своим студентам Н.И. Андронов объяснял, что в основном обучение должно проходить в музеях, а потом уже в учебных мастерских. Главным образом, художника формирует накопленный опыт прошлого.
Чем ближе к нашему времени, тем больше у художника возможностей черпать знания и опыт прежних творцов от древности до наших дней. Сменяются эпохи с ними стиль жизни, философия, религия, наука, а художник и сейчас конструирует пространство на плоскости и вне плоскости, а основные его инструменты - руки и краска.
Нашему поколению с одной стороны проще творить, имея за плечами многочисленные ряды творцов, понимая систему традиций и связей между художниками разных поколений. А с другой стороны сложнее оттого, что изменился зритель. Идея потребительства никогда не была так сильна в России, как сейчас. По сравнению с буржуазной публикой Парижа, издевающейся и высмеивающей «отверженных художников», стало всё гораздо хуже. Истинное пластическое искусство не востребовано вообще. Зритель в основном воспринимает понятный ему фотореализм или провокационное искусство, оскорбляющее морально-нравственные устои.
Уникальность Абрамцевской коллекции в том, что в ней видна непрерывающаяся связь поколений художников, в искусстве которых, пластика занимала главное место. В их работах отсутствует сюжетная и стилистическая коньюктура. И зритель должен быть достаточно образован, или иметь природный вкус, чтобы воспринимать работы, собранные абрамцевским музеем.
Для меня, следование традициям этих художников, не является заимствованием стилистических особенностей, я ищу схожие с моими образами мира, духовные созвучия. Пластические законы построения пространства дают возможность художнику выразить материально свою мысль. Эти законы основываются на гармонии элементов, но каждый художник-человек приходит в этот мир со своими индивидуальными особенностями, как раз они и вносят разнообразие пластических решений. Ведь, даже, пластика движения тела у каждого своя, индивидуально движение руки, которая держит кисть, подчиняясь мысли. У каждого свои жизненные впечатления, своя судьба.
Хочется вспомнить увиденное на Чукотки, где я провела часть своего сознательного детства. Это побережье Берингова моря. Величественный ландшафт этого места меня приводил в восторг, у меня дух захватывало от бордовых сопок с нависшими над ними серыми клочками облаков - осенью. Сопки, сияющие синевой с прорезями фиолетовых теней и вихрями ослепительного снега - зимой. Манящая, разнотравная тундра, куда-то вдаль - летом. Запахи, звуки вне цивилизации, намного сильнее - напоминают нам о нашем тварном происхождении. И, особенно, чёрный вулканический песок, отражающий небо на берегу океана, как глубокое чёрное зеркало, на которое ступить без волнения невозможно. А волнообразный бег оленьих стад в густом, мутном тумане на фоне сопок, уходящих в небо.
Возможно так, я переживаю, единение с теми, кто творил на стенах пещер земляными красками, покрывал загадочными знаками керамическую посуду, расписывал стены древних храмов, создавал героические и полные неги полотна времён Ренессанса, кто выстраивал многофигурные рельефные композиции и удивительные романтические пейзажи и портреты. Единение с художниками древнерусской живописи и с теми, кто создавал идиллический, весь пронизанный солнцем, сказочный мир обитателей русских поместий.
«Пластические искания» начинаются для художника, как только он сталкивается со своим местом «силы». Недаром у каждого из них есть своя «Родина», которая даёт возможность самореализации. В основном это конкретные города, посёлки, деревни и просто природные ландшафты, куда волей судьбы он попадал. И, как только художник угадывал, путём укрощения своих желаний, следуя «…естественному ходу стихии материала…»(Н.И. Андронов), созвучную этому месту тональность, сразу мазки краски, соединяясь друг с другом, как ноты на нотном стане, - рождали подлинное произведение.
Такой творческой родиной для А.Д. Древина и Н.А. Удальцовой стали Урал - река Чусовая, деревня Усть-Утка; Горный Алтай; Армения.
Для меня незабываемы работы Н. А. Удальцовой, сделанные на Алтае. Если я попаду туда, передо мной будут стоять алтайские всадники, горы и деревья, белые и голубые дома, дороги и другие пластические образы, созданные художником в этом месте. Когда зритель видит в картине не индивидуальную манеру художника - это уходит на задний план, а чувствует и понимает, сопереживает момент творчества с художником, вспоминает совпадающие образы,
которые сформировались от увиденного места, события или человека, тогда это произведение становится частью мира и живёт своей естественной жизнью, как деревья, трава, птицы…
Живопись Н.А. Удальцовой осязаема, вещественна, в ней угадываются форма и цвет камней, коры деревьев, струй воды горных рек, густой придорожной пыли. В этом и состоит пластическая задача. Здесь и мощные, корпусные мазки краски и цвето-тональное построение пространства абсолютно совпадают с природой, увиденных мест.
Холсты Р.Р. Фалька, будто сотканы из мельчайших частиц воздуха. Кобальтовые небеса в обрамлении силуэтов елей, берёз, осин или осенний влажный воздух, окутывающий всё и всех, мерцающий свет мягкого солнца в листве деревьев - всё это до боли знакомая средняя полоса. Метафизика пространства, как у Рембрандта.
Композитор симфоний, посвящённых среднерусскому пейзажу, сонат и фуг, звучащих в натюрморте или портрете - Н.И. Андронов. Его творчество, так же, как и музыка великого Баха, касается самых верных нот в душе человека. Говорят, что некоторые дети слышат «музыку сфер». Ведь дети не несут ещё бремени взрослых, до какого-то момента они чисты в помыслах. Значит, художник не имеет права сфальшивить, взять не ту ноту, не ту краску, не ту линию, не ту форму. Н.И. Андронов мой учитель и возможно, кто-то скажет, что влияние учителя на ученика слишком велико. Но ведь это вопрос следования определённым традициям, связанных с пластическими исканиями и находками целого пласта поколений художников. Как в эстафете. Это влияние проявляется с внутренним соответствием и желанием ученика ставить перед собой задачи другого порядка, не связанного с сиюминутным и меркантильным. Вопрос ученичества один из главных в правильном понимании
преемственности традиций. Ведь даже вселенная возникла не на пустом месте. Когда знаешь об этом, сразу собственная самость кажется столь ничтожной, насколько грандиозен замысел Творца.
Пластические искания художников разных времён шли в области предметной и беспредметной живописи. Один и тот же художник на протяжении творческого пути ставит перед собой различные задачи. «Натура», холст, лист бумаги, краска, карандаш и осознание того, что ты являешься частью непрерываемой работы поколений в искусстве, всегда подскажут, как поставленную задачу можно выразить: предметно или беспредметно, или как-то совсем иначе.
В реальном мире безграничное богатство цвета и формы, перед которыми я преклоняюсь. Стараюсь сохранить и развить чутьё, способное всё это распознать. И самая сложная задача найти пластическое соответствие между создаваемым и видимым миром. Проще слепо копировать натуру, но это ещё не самое страшное. Ужасно то, что художник, подчиняясь вкусам и желаниям обывателей, их представлению о реальности, создаёт произведения пошлые, вульгарные и никакого отношения к действительности не имеющих. Это относится и к предметному и беспредметному искусству. Казалось бы, чем ещё можно заниматься художнику в наш век? Либо идти на поводу, либо топтаться на месте. Тем более что импрессионисты, постимпрессионисты, кубисты, фовисты, лучисты, супрематисты, дадаисты и все конструктивисты, западные и наши очень преуспели в открытии радикальных пластических решений, конечно же, основанных на глубоком понимании традиций, без этого никак. И, многие подражатели, в итоге, оказываются в тупике. Бурные исторические события: 1905 - окончание русско-японской войны, 1905 - Альберт Эйнштейн создал теорию относительности, 1906 - землетрясение в Сан-Франциско, 1906 - появление электрических лампочек, 1908 - Генри Форд конструирует первый коммерчески успешный автомобиль, 1909 - первое пересечение Ла- Манша на аэроплане, 1911 - Рауль Амундсен достиг Южного полюса, 1911 - в Перу найден город инков Мачу-Пикчу, 1912 - начало Первой балканской войны, 1912 - гибель «Титаника», 1912 - выход первого легального номера большевистской газеты «Правда», 1913 - датский физик Нильс Бор создаёт теорию атома, 1914 - начало Первой мировой войны…и наконец чудовищные события 1917, дали им эту радикальность, которая волной окатила следующие поколения. Каждой эпохе - своя пластика. Но есть постоянный восторг перед стихиями природы, не зависящий от хода истории, от смены времён. В любом случае, беспредметном или предметном, художник пользуется едиными законами построения пространства, основываясь на профессиональном базисе. Конечно, такой путь требует от художника подчинения «дисциплине ремесла».
Что сейчас происходит в моём поколении художников, мне трудно оценить, но, по-моему, «сумбурный дилетантизм», сорной травой произрастающий на почве «рыночной экономики». Трудно устоять от множества соблазнов, когда хочется «здесь и сейчас». В процессе работы, художник не имеет права задаваться вопросами: понравится это зрителю или нет, купят или не купят. Когда он выставляет свои произведения, конечно, хочется, чтобы зритель его понимал, по достоинству оценил, но в процессе работы надо быть предоставленным самому себе. Это как раз и есть нравственная ответственность перед собой и другими, «…подчинение ремеслу, дисциплине ремесла, обеспечивающее свободу творчества» (из статьи Н.И. Андронова «Ещё о традициях», каталог выставки произведений из собраний Государственной Третьяковской галереи и семьи художника.)
Какие открытия нам предстоит сделать, не известно. Но я знаю точно, что художник вновь и вновь, на протяжении своей жизни проходит все этапы роста предшествующих поколений. И чем больше временной отрезок, в который входят все - от первобытных до современных, тем интереснее и сложнее его творческий путь.
Т.Малюкова 16.10.2007.