Обещанный пост про туберкулез.
Пишется по памяти и экспромтом, практически без дат и цифр. Качественная картинка, количественную легко можно найти в википедиях.
Итак, туберкулез, он же чахотка. Болезнь еще совсем недавно страшная, неизлечимая. Курортное лечение, стоившее немалых денег, давало 96% возвращения в лечебницу в течение 5 лет после выписки.
Существует масса форм туберкулеза - кожи, костей, почки, но основная форма - легочная. Повышается температура - несильно, человек начинает быстро уставать, покашливать, появляется характерный румянец. UPD. Еще ночная потливость, как я мог ее забыть? Потом кашель усиливается - и начинается кровохарканье. Это значит, что в легких образовалась каверна - открытая полость с туберкулезным гноем. Интоксикация давит организм, кровохарканье угрожает смертельным легочным кровотечением. Чем раньше распознать туберкулез - тем легче его... нет, не лечить. Пытаться затормозить.
Проблема в том, что хрипы и кашель - признак уже вполне развившегося заболевания. Первое время туберкулез не дает никаких внешних проявлений.
Кстати, Пирогов отмечал, что почти на всех вскрытиях он находил характерные бугорки. Человек контактировал с туберкулезом - но не заболел.
Туберкулез - болезнь бедняков... но не совсем. В том тубдиспансере, в котором мне поставили диагноз, добрая треть пациентов - хорошо одетые и ухоженные девушки лет 20-25. Около того диспансера, в котором я лечился, по утрам - когда на дневной стационар приезжали пациенты - стояли и мерседесы, и рейндж роверы. Человек, переутомленный слишком тяжелым трудом, легче заболевает. Человек, не имеющий возможности уехать на пару-тройку лет на курорт, быстрее умирает. Но никто не застрахован от безобидного легкого повышения температуры, румянца и характерного покашливания.
Туберкулез пытались оперировать - еще в те времена, когда грудная полость считалась "навсегда закрытой благодетельной природой от ножа хирурга" (а эти слова были сказаны во второй половине XIX века!). Впрочем, пациентам терять было нечего.
Операция была крайне тяжелой, легкие вообще непросто оперировать - но она оказалась еще и бесполезной. Рецидив стоял буквально у дверей операционной.
В 1882 году Роберт Кох открыл палочку коха - то есть, выделил ее от больных, размножил на питательном субстрате, искусственно заразил подопытных животных и выделил ту же палочку и от них. Сомнений не было - вот он, возбудитель "чумы XIX века".
И Кох попробовал его излечить!
Как раз в те времена, на волне успехов рождающейся науки - иммунологии (рекомендую почитать Безредку,
Очерки по иммунитету - там много интересного, а язык... ах, какой язык...), появились серопрофилактика и серотерапия (serum - сыворотка), а также вакцинопрофилактика и вакцинотерапия. Это немного разные вещи, но термины часто использовались как взаимозаменяемые.
Суть вакцинопрофилактики в том, что иммунной системе предъявляют для опозания образец враждебного микроба. Убитого, или ослабленного и неопасного (вакцина с образцами частей микроба - это гораздо, ГОРАЗДО позже). Таким образом, иммунный ответ начинался быстрее и был эффективнее.
Серотерапия - это, с одной стороны, неспецифическая стимуляция иммунной системы чужеродной сывороткой, с другой - подача в организм анатоксинов либо антител. Анатоксины связывают токсины, антитела - микробы.
В некоторых случаях профилактика и вакцина работали хорошо, в некоторых - умеренно, в некоторых - никак.
Для гордого Коха и страшного туберкулеза природа сделала исключение.
Выделенный Кохом туберкулин оказался аллергенным токсином. Введение его в организм вызывало утяжеление и без того страшной болезни. Газеты, столь недавно превозносившие Коха до небес, начали писать о нем такое, что Кох внезапно ощутил интерес к тропическим болезням и на несколько лет уехал настолько далеко от немецких газет, насколько сумел.
Однако, токсин оказался крайне ценным подспорьем для ранней диагностики туберкулеза. Аллергическая реакция на туберкулиновую пробу - сейчас она известна как проба Манту - показывала "знакомство" организма с палочкой Коха.
Увы, в наши дни, скажем, в Москве - до 80% людей дают положительный результат на эту пробу. Не то, чтобы они были больны - но контакт с туберулезом был.
Следом за пробой Манту подоспело открытие Рентгена - а жесткая, известковая UPD. mea culpa. Ляпнул. стенка каверны оказалась вполне рентгеноконтрастным объектом.
Итак, в конце XIX века стало ясно, что вызывает туберкулез и появились шансы на раннюю диагностику.
Не, на сейчас хорош. Остальное вечером.