Для Луиджи Россия была не столько страной Толстого и Достоевского, сколько страной Октябрьской Революции. Именно этим Россия была ему интересна, именно это привело его в Москву. В 1937 году к власти пришли мародеры и уничтожили и мечтателей, и героев. Можно сказать об этом иначе. Сталин подменил проект коммунистический, который был ему совершенно не нужен, проектом имперским, в котором отвел себе роль самодержца, и уничтожил тех, кто мог с этим не согласиться. Луиджи сказал: «Вот теперь мне стало понятно. К власти пришли жадные». Я потом заметила, что слово «жадные» в западной журналистике используется почти как термин, когда речь идёт о людях, стремящихся к богатству. Я потом спросила у Татьяны: «Луиджи человек левых убеждений?» Татьяна сказала: «Луиджи кончил университет в Риме, и естественно, он человек левых убеждений. С Берлускони только бандиты».
Разговор продолжался четыре с половиной часа. В фильм из него вошла минут 20-25. Стемнело, и перестали снимать. Луиджи рассматривал фотографии, на письменным столом под стеклом. На одной из фотографий он узнал Ленина. Я достала фотографию. Она была сделана на порохоронах Я. Свердлова в 1919 году. На ней был Ленин с мальчиком-племянником, сыном Анны Ильиничны, еще кто-то какие-то люди и девочка в черной шляпке - Елизавета Яковлевна Драпкина, которая мне эту фотографию подарила. Она была секретарём Свердлова. Долгое время фотография была ценна тем, что никогда не публиковалась. Потом ее опубликовали в «Науке и жизни». Из исторических фотографий я еще показала Луиджи много снимков похорон Пастернака, сделанных моим мужем - Игорем Тареевым. Луиджи попросил показать ему все фотографии, и я показала. Он набрал целый полиэтиленовый мешок, попросил разрешить ему взять все на два дня. Я разрешила. Снимали еще интерьер. И ребята ушли. Уходя в дверях Татьяна сказала мне: «Кажется, все прошло хорошо». Я сказала: «Рада, что ты довольна». Татьяна сказала: «Что я? Главное, что Луиджи очень доволен». Я ещё спросила у Татьяны: «А что, операторы - простые ребята?» Татьяна не поняла вопроса. Я уточнила: «Я имею в виду, что попроисхождению они простолюдины». Татьяна сказала, что родители Стефано уже 600 лет живут в своём имении под Тосканой. Так обнаружилось, что аристократа от простолюдина я отличить не умею, вероятно потому, что аристократы держатся просто.
После ухода гостей я убрала посуду, хотела снять скатерть и положить в стиральную машину, но увидела, что она совершенно чистая. Подумала, что стряхну крошки и положу в ящик буфета к чистому столовому белью. Тут вошла Лена, сказала: «Давай скатерть в стирку… да она чистая, стряхнем и положим в чистое… так ты уже стряхнула крошки?» Я сказала: «Я не стряхивала. Ни одной крошки на скатерти не было, и ни одной капли. Вот, что значит древняя латинская культура».
Потом на Татьяна рассказала, что до меня они побывали на коммунистическом митинге, это есть в фильме, а после меня, четвертого октября, пошли на русский марш и русский митинг. Первый, кого они там увидели, был Алексей Навальный. Татьяна поздоровалась со своим однопартийцем и представила его итальянцам. Итальянцы поинтересовались, что делает Яблоко на националистическом митинге. Навальный ответил, что он не участник, а наблюдатель, должны же демократы знать, что делается у националистов. Часть разговора показана в фильме. Вы увидите и услышите.
Поздним вечером 4 октября Татьяна позвонила мне и взволнованным голосом рассказала, что итальянцы захотели побывать на могиле и даче-музее Пастернака в Переделкине. На даче они застали двух испуганных женщин, которые рассказали им, что националисты разгромили могилу Пастернака. Они видели на могиле огонь, но побоялись выйти. Позвонили в милицию, милиционер пришел и составил акт, на могиле к этому времени уже никого не было. Татьяна с итальянцами пошли на могилу и увидели, что погромщики стащили на могилу Пастернака венки с соседних могил, в центр поставили банку с черной краской и зажгли костер. От жара банка взорвалась, вырвавшаяся из костра с силой черная краска залепила все вокруг, повредила белую мраморную плиту и въелась в нее так, что очистить невозможно. Ликвидировать последствия взрыва можно будет только весной. Итальянцы были потрясены этим варварством. Луиджи сказал, что если бы в Италии кто-нибудь подошел к могиле Леопарди на несколько сантиметров ближе, чем положено, назавтра сообщения об этом появились бы на первых полосах всех газет. Татьяна говорила почти истерическим голосом, а у нас в вечерних новостях ничего об этом не сказали. Я возразила, что у нас не сообщили потому, что ничего от этом не знают, женщины с дачи никому не позвонили, а милиционер не заинтересован в том, чтобы пресса сообщала о беспорядке на его участке. Если Татьяна хочет, чтобы все узнали, она должна сообщить журналистам сама. Она сообщила. Назавтра это сообщение было на «Эхе Москвы» и в одной новостной передаче на одном из каналов ТВ. Шума не поднимали.
Перед отъездом Луиджи обещал мне, что пришлет фильм и материалы, которые не вошли в фильм. 14 марта 2008 года фильм показали по итальянскому телевидению, но я от Луиджи ничего не получила. Летом муж Татьяны был в Италии и встретился с Луиджи. Тот сказал, что послал мне диск, но его вернули, сказали посылать нельзя. Муж Наташи взял диск и привез мне, я давно хочу его вам показать на блоге. Фильм на итальянском. Я постеснялась попросить Татьяну перевести, а другого переводчика долго не находила. Мы все смотрели без перевода. И надобности в переводе не ощущали. Моя ученица Ася говорила, что не нужно переводить. Сейчас нам все нравится, а переведут, и услышим развесистую клюкву. Потом все-таки перевели, развесистой клюквы там нет, но прочесть русский текст и наложить его вместо итальянского закадрового текста все как-то не удосужимся, да и большой надобности в этом нет. Фильм мы немного сократили. В фильме есть один ляп. Он очень расстроил Наташу. И она за него передо мной извинялась. Но меня он не очень огорчил. Дело в том, что в фильме много фотографий моего мужа, но сказано, что это мой отец. И когда Игорь держит на руках маленькую Лену, то получается, что это я с отцом. Фотографии отца у меня нет. И то, что итальянцы в роли моего отца увидели Игоря Тареева, меня не очень тревожит. Интересно, как это все вам покажется, мои френды.
Сегодня не получилось поставить фильм по техническим причинам, поставим через пару дней.