I. Созерцание тела II . Созерцание чувств
III. Созерцание ума IV. Созерцание качеств ума (дхамм)
1. Пять препятствий (ниварана)
(1) монах, когда в нем присутствует чувственное желание, распознает, что в нем есть чувственное желание,
либо, когда в нем отсутствует чувственное желание, он распознает, что в нем нет чувственного желания.
** Здесь и далее
Он распознает, как происходит возникновение невозникшего ниварана;
он распознает, как происходит исчезновение возникшего ниварана;
он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувшего ниварана.
(2) Когда в нем присутствует недоброжелательность, он распознает, что в нем есть недоброжелательность,
либо, когда в нем отсутствует недоброжелательность, он распознает, что в нем нет недоброжелательности.
** см. выше
(3) Когда в нем присутствуют лень и сонливость, он распознает, что в нем есть лень и сонливость,
либо, когда в нем отсутствуют лень и сонливость, он распознает, что в нем нет лени и сонливости.
** см. выше
(4) Когда в нем присутствуют неугомонность и беспокойство, он распознает, что в нем есть неугомонность и беспокойство,
либо, когда в нем отсутствуют неугомонность и беспокойство, он распознает, что в нем нет неугомонности и беспокойства.
** см. выше.
(5) Когда в нем присутствует неуверенность, он распознает, что в нем есть неуверенность,
либо, когда в нем отсутствует неуверенность, он распознает, что в нем нет неуверенности.
** см. выше
Таким образом он отслеживает умственные качества сами по себе внутренне,
либо он отслеживает умственные качества сами по себе внешне,
либо он отслеживает умственные качества сами по себе внутренне и внешне.
Он отслеживает факторы возникновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы исчезновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в качествах ума
(Здесь факторы возникновения - это условия, которые создают препятствия, например ложное рассуждение и т. п., факторы исчезновения - это условия, которые устраняют препятствия, например правильная решимость.).
Либо его памятование соотносится с мыслью "Качества ума существуют" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.
И таким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума пяти препятствий.
2. Пять групп привязанности (кхандха) источник