Созерцание уачеств ума. 2. Пять групп привязанности (кхандха)
И далее, монах отслеживает умственные качества сами по себе пяти групп привязанностей
(Эти пять групп или скоплений образуют так называемую личность. Если они являются объектами привязанности, то существование, в форме повторных рождений и смертей, повторяется.).
При этом монах мыслит:
(1) "Это - материальная форма; это - возникновение материальной формы; это - исчезновение материальной формы
(2) Это - чувство; это - возникновение чувства; это - исчезновение чувства.
(3) Это - распознавание; это - возникновение распознавания; это - исчезновение распознавания.
(4) Это - конструкции; это - возникновение конструкций; это - исчезновение конструкций.
(5) Это - сознание; это - возникновение сознания; это - исчезновение сознания".
(Факторы возникновения-исчезновения для пяти групп: для материальной формы, те же, что и для поз; для чувства, те же, что и для созерцания чувства; для распознавания и конструкций, те же, что и для чувства; для ума, те же, что и для созерцания ума).
3. Шесть внутренних и внешних сфер чувств (аятана)
(Традиционный список десяти главных оков (самйоджана), как он дан в собрании трактатов ("Сутта Питака"), следующий:
1 - иллюзия "я",
2 - скептицизм,
3 - привязанность к правилам и ритуалам,
4 - чувственное вожделение,
5 - недоброжелательность,
6 - жажда тонко-телесного существования,
7 - жажда бестелесного существования,
8 - тщеславие,
9 - нетерпеливость,
10 - невежество.)
(1) монах распознает зрение и зрительные формы, и оковы, порожденные ими;
(2) Он распознает слух и звуки ...
(3) обоняние и запахи ...
(4) чувство вкуса и вкус ...
(5) осязание и объекты осязания ...
(6) рассудок и понятия, и оковы, порожденные ими;
он распознает, как происходит возникновение невозникших оков;
он распознает, как происходит исчезновение возникших оков;
и он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувших оков.
(Факторы возникновения шести физических оков чувств - это невежество, жажда, карма, еда, и общая характеристика происхождения).
И таким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума шести внутренних и внешних сфер чувств.
4. Семь факторов Пробуждения (бодджханга)
(1) когда в нем присутствует просветляющий фактор памятования (сати), монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор памятования, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор памятования, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора памятования;
(2) Когда в нем присутствует просветляющий фактор различения качеств ума (дхамма-вичая), монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор различения качеств ума, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор различения качеств ума, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора различения качеств ума;
(3) Когда в нем присутствует просветляющий фактор настойчивости (вирья), монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор настойчивости, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор настойчивости, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора настойчивости;
(4) Когда в нем присутствует просветляющий фактор восторга (пити), монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор восторга, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор восторга, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора восторга ;
(5) Когда в нем присутствует просветляющий фактор безмятежности (пассадхи), монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор безмятежности, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор безмятежности, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора безмятежности
(6) Когда в нем присутствует просветляющий фактор сосредоточения (самадхи), монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор сосредоточения, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор сосредоточения, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора сосредоточения;
(7) Когда в нем присутствует просветляющий фактор безмятежного наблюдения (упеккха), монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор безмятежного наблюдения, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор безмятежного наблюдения, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора безмятежного наблюдения ;
Таким образом он отслеживает умственные качества сами по себе внутренне,
либо он отслеживает умственные качества сами по себе внешне,
либо он отслеживает умственные качества сами по себе внутренне и внешне.
Он отслеживает факторы возникновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы исчезновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в качествах ума.
Здесь факторы возникновения и исчезновения состоят только из условий, способствующих возникновению и исчезновению факторов Пробуждения
5. Четыре благородные истины (арья-сачча).