полная аудио-запись презентации:
http://tapirr.livejournal.com/3092346.html
В Москве обсудили новую книгу прот. Георгия Митрофанова о почитании новомучеников Виктор Судариков 21 сентября в культурном центре «Покровские ворота» прошла встреча, посвященная выходу в свет новой книги известного современного церковного историка, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии и члена Синодальной комиссии по канонизации святых прот. Георгия Митрофанова «Русская Православная Церковь на историческом перепутье XX века». Весьма острым и откровенным получился разговор о судьбах России и, в особенности, о том противоречивом и опасном положении, в котором оказалась ныне РПЦ МП, на презентации новой книги известного церковного историка из Санкт-Петербурга протоиерея Георгия Митрофанова "Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века". Публика переполнила зал Культурного центра "Покровские ворота" вечером 21 сентября - из ранее изданных книг о. Георгия ясно, что он говорит правду: нелицеприятно, острым публицистическим языком, без особой оглядки на "послушание священноначалию".
Презентацию вел ответственный редактор главного церковного официоза РПЦ МП - газеты "Церковный вестник" и "Журнала Московской патриархии" - Сергей Чапнин, что придавало происходящему не то дополнительную пикантность, не то некоторый гротеск. Другой заявленный в программке представитель официоза, но уже государственного, путинского - директор департамента министерства регионального развития РФ Александр Журавский - благоразумно предпочел на такую презентацию не являться. Однако на вечере выступило несколько апологетов "официальной линии", которые, впрочем, и численно, и риторически уступали сторонникам о. Георгия.
Представляемая книга является сборником статей и докладов о. Георгия, в большинстве своем уже опубликованных, о самых болевых пунктах новейшей истории Русской Церкви: о церковной позиции Новомучеников, не принявших соглашательского курса Сергия (Страгородского), о самом этом курсе, о правде, которая была раскрыта в условиях немецкой оккупации ближайшим сподвижником Страгородского - митрополитом Сергием (Воскресенским), ну и, разумеется, о драматических последствиях "сергианства", доныне разъедающих официальную Московскую патриархию и препятствующих Церкви стать моральным авторитетом для современного общества, мучительно ищущего "точку опоры". Книга издана неплохим, в общем-то, тиражом 6 000 экземпляров издательствами "Арефа" и "Лепта". Перед началом презентации ее можно было купить по достаточно демократичной цене - 180 рублей.
На презентации стихийно сложился такой "регламент": Сергей Чапнин как-то пытался модерировать дискуссию, но реальным ведущим вечера стал автор, который комментировал практически каждое выступление. Выступавшие, в свою очередь, мало прислушивались к призывам Чапнина - например, "закрыть тему Новомучеников" - и без особого смущения говорили об острых проблемах церковной действительности, не всегда даже связанных с представляемой книгой.
Открывая вечер, о. Георгий признал, что представляемая книга стала прямым продолжением его весьма нашумевшего два года назад сборника "Трагедия России. "Запретные" темы истории ХХ века". Оценка деятельности генерала Власова, предложенная тогда о. Георгием, резко противоречила возродившейся при Путине сталинской традиции ненависти к "предателям", к бойцам и полководцам Русской освободительной армии, стремившимся направить свое оружие сразу против двух самых страшных тиранов ХХ века.
Официальная Московская патриархия, можно сказать, осудила подход о. Георгия, но РПЦЗ МП встала на его сторону, совершив, пожалуй, единственный сколько-нибудь самостоятельный и смелый поступок после своей капитуляции перед патриархией в мае 2007 г. Боязнь Чистого переулка довести дело до серьезного разлада с бывшими "карловчанами" и "спасла" тогда автора от большой церковной обструкции.
Будучи ученым, о. Георгий придает в последнее время особое значение публицистике, потому что, по его мнению, в РПЦ МП отсутствует серьезный интерес к богословской или даже научно-исторической проблематике, а преобладает мышление на уровне идеологических стереотипов. Именно к такому, "лозунговому" сознанию обращается публицистика. Автор так сформулировал основную тему книги: "Как историческая трагедия России ХХ века искалечила Церковь". При этом о. Георгий высказал первую "крамольную" мысль, каких еще немало прозвучит на презентации: "Я не считаю, что страдание делает человека совершеннее. Лишь очень немногим страдание приносит пользу". Для того, чтобы РПЦ МП смогла правильно "позиционироваться" в XXI веке, ей надо вначале разобраться с собственной "мерой отступничества" в веке ХХ, с мерой ответственности за то, что случилось в то время с Россией. При этом автор оговорился, что, конечно, катастрофа ХХ века связана с "теневыми сторонами церковной жизни" предыдущих эпох, которые в ХХ веке только усугубились. А вместо трезвого, покаянного осознания меры своего падения, Московская патриархия придается ныне "духу триумфализма, который сопровождает церковную жизнь с 1988 года", сказал о. Георгий. Если же кто выпадает из этого триумфализма, добавил он, тот сразу впадает в апокалиптический алармизм. В любом случае, нынешняя церковная жизнь почти целиком состоит из политических мифологем, "которые заменили евангельское благовестие", завершил свое вступительное слово протоиерей.
Ближайший коллега о. Георгия по изучению острых тем новейшей церковной истории, преподаватель Свято-Тихоновского университета о. Александр Мазырин выступал вторым. Он согласился, что ХХ век поставил Церковь перед "небывалыми вызовами", а главным вопросом времени стал такой: "Чем Церковь может жертвовать, а за что она должна держаться до последнего?" В 1920-30-е гг., а нередко и позже, ответ на этот вопрос надо было давать самой жизнью, то есть мученичеством или бегством от него. По данным о. Александра, по пути компромисса с безбожной властью пошло большинство иерархов того времени, что, впрочем, мало повлияло на их судьбу в 1937-38 гг. "История показала, - продолжил о. Александр, - что путь, выбранный приспособленцами к власти, привел к тому, что спасти не удалось практически ничего. К концу 30-х годов Церковь была практически уничтожена". И сонм святых, отметил выступавший, составили отнюдь не эти приспособленцы, "а те, кто до конца стоял в истине". По мысли о. Александра, духовная сила этих мучеников "в конечном счете превозмогла силу гонителей… Ложь не побеждается ложью. Злобу гонителей может преодолеть только сила святости".
Совсем иным, вполне официозным, стало выступление представителя Общецерковной аспирантуры-докторантуры РПЦ МП Александра Мраморнова. Он призвал "в правильном церковном русле", заданном официальной позицией священноначалия, "осмыслять тему отношения Церкви к фашизму и большевизму". Ведь скоро 17-й год, таинственно предостерег аспирант.
Протоиерей Митрофанов парировал "вразумителю": "Я не задавался вопросом отношения к большевизму и фашизму. Очевидно, что ответ на этот вопрос может быть только один. Я ставил другой вопрос: во что превращается Церковь, если она стремится соучаствовать во зле". Указав на статью о полемике двух Сергиев - Страгородского и Воскресенского, - вышедших из одного "сергианского" гнезда, он отметил: "Оба предложили один и тот же вид церковной жизни в разных условиях [сталинских и оккупационных] - путь соработничества со злом". Этот путь, который выбрала Московская патриархия, приводит, по словам о. Георгия, к тому, что "Церковь перестает быть Церковью, а церковная жизнь перестает быть церковной жизнью", что очень явно проявляется и сейчас. "Сергианство" обрекло принявшую его Церковь на "перерождение", подытожил протоиерей.
В унисон с автором прозвучало выступление едва ли не церковного диссидента нашего времени игумена Петра (Мещеринова). В качестве главной проблемы современности он указал на "противостояние Церкви и интеллигенции". Нынешние церковно-государственные процессы совершенно непонятны и неприемлемы для интеллигенции, более того - официальные лица РПЦ МП прямо высказываются против интеллигенции, как, например, это сделал Патриарх Кирилл в Тутаеве. "Процесс люмпенизации Церкви меня очень тревожит, - признался игумен. - Это все напоминает ситуацию перед 1917 годом".
Протоиерей Георгий Митрофанов поддержал собрата: "Надо, чтобы Церковь научилась видеть в интеллигенте человека. Надо научиться говорить по-человечески". Современные деятели РПЦ МП, по его словам, используют очень разные стили общения - с чиновниками, со спонсорами и со старухами в храме. Но среди всех этих стилей нет ничего, что напоминало бы общение братьев и сестер. "Если бы Церковь говорила языком Христа, то она находила бы отзвук во всех сердцах", - сказал о. Георгий. Сейчас же все получается иначе: чиновники используют Церковь в своей политике, а обычные люди "уходят в секты". Провозглашая себя в качестве "богочеловеческого организма", считает протоиерей, РПЦ МП на самом деле становится "античеловеческой структурой". Даже внутри Церкви, среди клириков, простое человеческое общение ныне непозволительная роскошь.
Еще одну интенцию вечера, которая звучала во многих последующих выступлениях, задал о. Петр Коломейцев из Российского православного института св. Иоанна Богослова. Он указал на недостаточную изученность позиции многих канонизированных Новомучеников, которая начинает постепенно проступать и вызывать соблазн. Студенты РПИ, по словам о. Петра, постоянно призывают кого-либо канонизировать, а кого-то - деканонизировать (возможная пара такого рода: Митрополит Филипп и Иван Грозный), восклицая: "Иначе все пропадет!"
Преподаватель МДА священник Александр Тимофеев заметил характерную черту церковной жизни РПЦ МП: нечуткость к пророческому подвигу Новомучеников. Уподобив их ветхозаветным пророкам, которым строили роскошные гробницы, но призывы которых игнорировали, о. Александр подытожил: "Церковь забывает о своем пророческом служении".
О. Георгий также чувствует какую-то системную ошибку в отношении к Новомученикам: "Когда готовили их канонизацию, было ощущение, что мы устыдимся соучастия некоторых иерархов в преступлениях большевизма. А результат оказался противоположным", канонизация эта стала поводом для своеобразной гордости: дескать, ни в одной Церкви нет такого количества святых! Такое отношение о. Георгий назвал "признаком глубокой дехристианизации современного церковного сознания".
Известный московский пастырь священник Алексий Уминский, ведущий телепрограммы "Православная энциклопедия", также признал, что почитания Новомучеников как такового в РПЦ МП не сложилось. Лишь Царственные страстотерпцы как-то почитаются, но в политическом контексте. Рассказав о том, как в одной церковной лавке он увидел подпись под каждой продающейся там иконой - от какой болезни какой святой помогает, о. Алексий поймал себя на мысли, что Новомученики в такой религиозной системе "непрактичны", их трудно использовать как массовый и доходный товар. На самом деле, продолжил священник, молитвы Новомученикам "помогают от того церковного благополучия, к которому устремилась вся наша Церковь, я уж не говорю о священноначалии". Это все превращает РПЦ МП совсем в другую Церковь, которой Новомученики особенно-то и не нужны.
О. Георгий Митрофанов так сформулировал эту проблему: "Канонизация Новомучеников как способ их забвения". По его мнению, после канонизации, вместо возрождения церковной жизни, произошло отстранение от Новомучеников - дескать, все, "тема закрыта", наслаждаемся жизнью на спонсорские средства и дальше.
Тщетным был раздавшийся в этом момент призыв ведущего Чапнина закрыть тему Новомучеников - очередной выступающий, священник Илия Соловьев - только о них и говорил. Правда, представляя "сергианскую" точку зрения. Он указал на мифологизацию Новомучеников, как "особо чистых", святых людей, в противовес "грязному" Сергию, который пошел на недопустимый компромисс. "Феномен Новомучеников не осмыслен нам, - сказал о. Илия. - Нет ли политической подоплеки в их канонизации? Ведь большинство из них придерживалось крайне правых взглядов". Напомнил священник и о том, что во многих протоколах допросов в НКВД Новомученики говорят о своей полной преданности советской власти. "Не все плохо было в Московской патриархии, - неожиданно заявил выступающий. - И те, кого мы здесь линчуем, тоже были исповедниками". В заключение о. Илия вновь предупредил, что "нас ждет много разочарований", когда мы поближе познакомимся с жизнью и деятельностью того или иного Новомученика.
Далее слово взял настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов, который сразу признался, что нынешняя ситуация в России очень напоминает ему ту, что сложилась накануне 1917 года. Самая опасная, по его мнению, мифологема, препятствующая общественному и экономическому развитию России, состоит в том, что эта страна "обязательно будет империей".
Напомнив о своем биологическом образовании, о. Александр заметил: "Динозавры вымерли потому, что были слишком большими". Продолжив эту аналогию, протоиерей сказал: "Чем больше государство, тем больше ему необходима централизация, тем важнее выстраивание вертикалей", что, в конечном счете, ведет к очередному авторитарно-тоталитарному режиму. В качестве положительных примеров развития постсоветских стран о. Александр указал на Эстонию и Грузию, где полностью побеждена коррупция, которая в России, наоборот, достигает невиданных, астрономических масштабов.
Главная беда и причина коррупции, как вновь подчеркнул протоиерей, "это то, что мы хотим сохранить империю". Для русской ментальности, по его словам, характерно ложное убеждение в том, что "страна спасает человека", а не наоборот. "И нет ничего плохого в том, что мы наконец откажемся от империи, - заявил о. Александр Борисов. - Язва большевизма менее опасна, чем язва империи". Ведь "задача государства не в том, чтобы его боялись, а чтобы людям жилось хорошо", - закончил свое выступление протоиерей.
Завершая вечер, о. Георгий Митрофанов сформулировал возможное название своей следующей книги, по аналогии со своим первым публицистическим сборником (он назывался "Восток Ксеркса или Восток Христа") - "РПЦ: Церковь Ксеркса или Церковь Христа".
Мечты о сохранении России как империи он назвал "ерундой", подчеркнув: "Меня совершенно не интересует судьба той страны, которая называлась Советский Союз, а теперь называется Российской Федерацией. Я не могу гордиться страной, которая так истребляла Церковь". И это не только "история", продолжил автор: "Россия часто идет против Христа и в нашей обыденной жизни: через действия чиновников, церковных или светских". Возвращаясь к главной теме вечера, о. Георгий сказал: "Сергий уничтожил в Церкви дух свободы и любви, завещанный ей Христом", и нынешняя патриархийная "вертикаль" - прямое следствие того уничтожения. Указывая на лукавство сергиан, протоиерей заметил: "Гибель Церкви в России не означала её гибели во Вселенной".
Извращенность христианских понятий в современной церковной жизни о. Георгий показал на примере "соборности", которая в РПЦ МП является "совковым коллективизмом", и "послушания", которое является "совковым подчинением". "Нам часто становится в Церкви тяжело от отсутствия любви и свободы, - признался о. Георгий Митрофанов. - Когда люди говорят: "Мы не видим в вас Христа", то говорят они это, потому что в Церкви нет любви". Закончил протоиерей риторическим вопросом к Сергию (Страгородскому): "Если ты останешься жив, будет ли жива Церковь?"
Александр Солдатов
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=86481