Под этим обозначением скрываются куклы, которые под париком имеют закрытую, обязательно фарфоровую, голову. Голова может быть абсолютно цельной или иметь одно, два и более отверстий на макушке.
Макушка головы, как вы видите на фотографиях, может быть округлой или плоской.
Но почему эти куклы, а они бывают как немецкими, так и французскими, носят имя некоего господина Белтона? Кто же он такой и делал ли вообще кукол?
Об этом человеке известно не так уж много, но кое-что можно прочитать, например, в замечательной книге «The Jumeau Book» Франсуа Таймер и Флоранс Терио, ведь Белтон был одним из ключевых персонажей в истории кукольной фабрики Жюмо.
Луи Белтон (Louis-Desire Belton) родился 28 декабря 1805 года в Париже. Его отец Чарльз-Габриэль Белтон был из семьи, где несколько поколений торговля вином передавалась от отца к сыну. Мать же его, Луиза Женевьева Аделаида, урожденная Мишон, была дочерью плотника из Прованса.
И казалось совершенно очевидным, что и Луи-Дезире, единственный сын, также станет продавать вино в отцовской лавке.
Но нет, Луи не имел никакого желания следовать по стопам своего отца, поэтому он устраивается торговым агентом на кукольную фабрику Хэррисэй ( Herissey).
Работа очень нравилась Луи, он хорошо знал районы Парижа, имел талант коммивояжера. Вскоре он становится одним из ведущих сотрудников фабрики, пользуется расположением и покровительством Хэррисэй.
В это время он знакомится с девушкой по имени Дженни-Пруденс, которая работает на этой же фабрике, и они вступают в брак 21 января 1837 года.
После женитьбы Луи Белтон решает начать собственный бизнес. Молодая семья покидает Париж, находит дом в довольно небольшой деревне Пасси.
Примерно в это время, а именно в 1839 году, Луи Белтон встречается с Пьером-Франсуа Жюмо, который был коммивояжером, предлагающим свои продукты в Ле-Аль, где он в то время проживал. Молодые люди подружились. В 1841 году Пьер-Франсуа Жюмо женится на девушке по имени Адель-Амели. И в этом же году, 14 апреля 1841 года, Белтон и Жюмо заключают частное соглашение о совместном ведении кукольного бизнеса. Это был очень необычный договор, так как в нем речь шла не только о двух мужчинах, но и двух женщинах, то есть это был договор между двумя супружескими парами, Белтон и Жюмо. Юридический документ предусматривал партнерство на равных, именуемое Belton & Jumeau. Партнерство стало реальностью только в январе 1842 года, то есть девять месяцев спустя.
С самого начала большое внимание уделялось не только самим куклам, но и их туалетам и аксессуарам. Правда, головы кукол были не из фарфора, а из папье-маше.
По своим профессиональным качествам друзья очень различались, способности Луи были в большей степени направлены на продажи. Пьер же обладал изысканностью, тонким художественным вкусом и чутьем. Он имел большой опыт работы с тканями, что помогло ему впоследствии создавать удивительные по красоте костюмы кукол.
Именно Пьер Жюмо внес художественный и поэтический тон в процесс производства кукол, которые в то время были еще очень стилизованы, и были даже несколько презираемым, недостойным внимания объектом для многих бизнесменов.
26 ноября 1841 года Адель-Амели Жюмо родила первого сына, Евгения- Жоржа. Пьер-Франсуа стал счастливым главой семейства, новый бизнес процветал.
Пьер Жюмо мечтал о большой семье, хотел быть окруженным детьми, и вскоре его мечта начинает сбываться, 18 апреля 1843 года рождается второй сын Эмиль-Луи.
Но счастье отворачивается от семьи, молодая мать не смогла оправиться от тяжелых родов и умерла ровно через месяц после рождения сына. Амели было 23 года и семь месяцев, ее счастливое супружество длилось всего три года.
Смерть Адель-Амели Жюмо положила конец партнерству Belton & Jumeau, состоящему из четырех человек. Их партнерство было более семейным, чем коммерческим. Компания существовала всего 4 года. В феврале 1845 года Белтон и Жюмо разделились, и каждый пошел собственным путем.
Луи-Дезире Белтон предпочел придерживаться определенного стиля его предшественников, он продолжал выпускать одетых и раздетых кукол с телами из козьей кожи и головами из папье-маше.
Нужно заметить, что бизнес его шел плохо, так как Париж вступал в трудный период кризиса.
Уже через год после разделения партнерства Белтон вынужден был объявить о своем банкротстве. В июне 1848 года судом была назначена распродажа имущества фабрики. Белтон не был единственной жертвой кризиса, более 60% работников парижской игрушечной промышленности были уволены, так как у фабрикантов не было денег для выплаты заработка.
Белтону помогли кредиторы, и он смог продолжить работу. Он был вынужден уменьшить количество своих работников, большинство из которых работали на дому, и найти более дешевые помещения для мастерской. На визитной карточке этого периода Белтон заявил о своей специальности, как изготовление модных кукол для экспорта.
Дела его постепенно начинают восстанавливаться, но Белтон умирает в возрасте 46 лет в январе 1853 года.
Куклы, сделанные в период сотрудничества Белтона и Жюмо, а также сделанные позже приемниками Белтона, имели головы из смеси гипса и папье-маше. Именно такая смесь применялась и для изготовления потолочной лепнины как в Германии, так и во Франции. Головы делались с плечевыми пластинами, глаза были стеклянные стационарные или рисованные, тела делались кожаными или тканевыми, руки и ноги часто вырезались из дерева. Одежда часто делалась несъемной, она зашивалась прямо на кукольном теле.
И Белтон НИКОГДА не делал кукольных голов из бисквитного фарфора.
Во всей этой истории самым интересным является то, что Белтон не имеет никакого отношения к тем куклам, которые коллекционеры относят к куклам с головами Belton-type. Эти куклы появились в Германии после 1860-1870 года, а затем и во Франции, то есть спустя десятилетия после смерти Белтона.
По всей видимости, какой-то ранний исследователь истории кукол сделал смелый, но ложный вывод об этой связи, такое иногда случается.
Куклы так называемого Белтон-типа не связаны с какой-либо одной определенной кукольной фабрикой, их делали разные фабриканты. Встречаются кукольные головы с маркировками таких известных фабрик, как Simon & Halbig, J.D.Kestner, C.F.Kling, Baehr & Proeschild и других.
Кукла фабрики Клинга
Кукла Baehr & Proeschild молд 204
Куклы 200-х серий Baehr & Proeschild часто имеют головы Belton-type, обычно с 2 или 3 отверстиями. Эти головы делались в том числе и для Франции, поэтому они могут встречаться на французских телах.
Это редкая кукла-индеец, молд 244 с головой Belton.
Неизвестные немецкие куклы
Зачастую куклы совсем не имеют никаких маркировок на затылке или плечевой пластине, а иногда стоит только номер отливки и размер головы.
.Эти куклы всегда имеют закрытый рот, фиксированные стеклянные глаза, у ранних немецких кукол всегда темно-карие, у более поздних могут быть голубые. Установка спящих глаз при таком типе головы невозможна.
Уши могут быть и с отверстиями для ношения сережек.
Тела чаще встречаются деревянно-композитные, но могут быть и кожаные, тканевые или клеенчатые с фарфоровыми ручками.
Куклы эти довольно редкие, период их производства был короткий. На смену им вскоре пришли куклы с открытым ртом и спящими глазками.