Старшему брату Макса, Генриху (по-немецки мы говорим Хайнрих, но я буду придерживаться более привычного для многих произношения), повезло больше, о нем больше знают, больше пишут.
Но даже о нем знания ограничиваются, как правило, сухой хронологией, скупыми строчками об основных жизненных событиях. А о Максе и вовсе мало информации.
Поэтому я хочу вам о нем рассказать, опираясь на музейные фонды, воспоминания и семейные архивы многочисленных потомков Хандверков, особенно Йоахима Хоффмана, правнука одного из братьев. Воспоминания и семейные фотографии Йоахима Хоффмана были опубликованы в журнале "Cieslik's Puppenmagazin.", 4, 1989. Но моя статья - зто не журнальный перевод, в ней много дополнительной информации, имен, дат и фактов. Семья Хандверков очень многочисленная, потомки ее живут и в Германии, и в США.
Корни генеалогического древа Хандверков уводят нас в Швейцарию, именно оттуда в середине 18. столетия прибыл в Аугсбург некий ткач по фамилии Хандверк. В Германии он становится процветающим бюргером, а один из его сыновей по имени Жан оседает в Вальтерсхаузене, занимаясь льняным ткачеством.
Сын Жана, Георг Мартин Хандверк (1793 - 1863), это дед наших кукольных фабрикантов, работал сначала подрядчиком на кирпичном заводе Юнга, самом старом кирпичном заводе Вальтерсхаузена. Примерно с 1840 года он становится надомным рабочим, выполняя разные заказы для одной из кукольных фабрик. У него была большая семья, 4 дочери и 2 сына. Старший сын по имени Кристиан Вильгельм (1827 - 1902) женился на Августе Элизабет, урожденной Кёлер. Он работал сначала почтальоном, затем проводником в почтовом вагоне. Жил он со своей семьей, как и его отец, в самом старом районе Вальтерсхаузена, Хайлигенкройц (Heiligen Kreuz). В свободное время вся семья подрабатывала на дому, собирая кукол для кукольных фабрик. Семья Кристиана была немаленькой, у них с женой было 7 детей, 6 сыновей (Отто, Альберт, Оскар, Эдвард Генрих, Макс и Фриц ) и дочь Эмми. Все дети с малых лет помогали родителям. Неудивительно, что впоследствии как минимум четверо из семи связали свою жизнь с производством кукол. Эдвард Генрих (его первое имя в обиходе не прижилось, все звали его просто Генрихом) и Макс стали процветающими кукольными фабрикантами, а Отто и Оскар работали на фабрике своего брата Макса.
.Прошу меня извинить за такое длинное вступление, дающее понять, каким многочисленным является потомство Хандверков.
Макс был предпоследним ребенком в семье, он родился 30 октября 1868 года.
Он посещал школу до 14 лет, до 1882 года. После окончания учебы в коммерческом училище он работал на столярно-ящичной фабрике Вартмана.
Макс рано женился, его жена Анна (девичья фамилия Кун) была младше его на 6 лет. В 1890 году у них родился первый ребенок, дочь Эльза. Максу было в то время 22 года, а Анне всего 16 лет. Что ж, для тех времен это было нормой.
В 1895 году молодая пара отделяется от родителей, но продолжает заниматься надомной сборкой кукол. К этому времени Макс обладает уже достаточными знаниями и опытом в их иготовлении.
На фабрике своего брата Генриха Макс никогда не работал. Но известно, что он принадлежал к небольшой группе кукольных фабрикантов, которым было разрешено пользоваться наработками и технологиями фабрики Генриха Хандверка. Среди этих людей был, например, и Кристофер Бергманн, который в период 1887 - 1890 годы работал на фабрике Генриха Хандверка.
В 1898 году Макс решает открыть собственную кукольную фабрику совместно со своим другом Генрихом Вартманом, сыном того самого владельца столярной фабрики, у которого начинал свою трудовую деятельность Макс.
В семье в 1898 году появляется еще один малыш, сын Макс. В те времена было принято называть первого сына именем отца.
В этом же году Макс Хандверк приступает к строительству комплекса фабричных зданий и своего нового жилого дома на улице Гёте. Фабрика вскоре начинает приносить неплохой доход, становится возможным расширить строительство.
В настоящее время сохранилось и отреставрировано только переднее здание на Гётештрассе, 15, где располагалось фабричное начальство. Заводские здания, которые были расположены в глубине, снесены.
На фабрике выпускали кукол с шарнирными телами и цельно-фарфоровых куколок, а также части кукольных тел. При ней работала также и «кукольная клиника», где быстро, аккуратно и недорого производился ремонт кукол.
Вот так выглядел бланк квитанции фабрики.
Модели кукольных голов разрабатывал Макс Хандверк на своей фабрике, а головы первое время заказывал на фарфоровой фабрике Гёбеля (F & W. Goebel) в Ослау.
Первые куклы имели моделированные прически и рисованные глаза, но вскоре фабрика перешла на выпуск кукол со стеклянными глазами и натуральными или мохеровыми париками. Все ранние головы имели маркировку фабрики Вильгельма Гёбеля в виде треугольника с полумесяцем.
Например, на ранних отливках 90 и 185 наряду с номером могло быть и название „Butterfly Baby“ или „Baby Elite“. Обе модели 1900 года, но номер 90 предназначался для тела « сидящий бэби», а 185 - для тела-тоддлер или тела «стоящий бэби», то есть с прямыми ногами. Маркировка «B90/185» означает, что голова может быть и на том, и на другом теле.
После 1902 года Хандверк заказывает кукольные головы на фарфоровой фабрике Бэра и Прёшильда в Ордруфе.
Некоторые известные номера моделей фабрики:
283, 283, 285, 286 (с надписью „Веве Elite“ и без нее), 287, 297, 421
Встречаются куклы с маркированными телами «Handwerck», но не всегда.
В 1902 году компаньон Генрих Вартман покидает фабрику, Макс Хандверк остается единственным ее владельцем. И в этом же году в продажу поступает его известная модель „ Triumph Bébé“, кукла, которая умела сидеть, стоять и ходить. А во время движения еще и поворачивала голову и двигала ручками.
Эта кукла очень напоминала французских кукол, которые начали выпускать в 1898 -1900 году. Куклы, раздающие при ходьбе воздушные поцелуи, начала выпускать SFBJ под руководством немца Соломона Фляйшмана. Называлась эта кукла „Bébé Triomphe“( не путать с куклой Макса Хандверка!). Фляйшман возглавлял одновременно еще одну фирму Fleischmann & Bloedel, представительства которых были сразу в четырех местах: в Фюрте, Зоннеберге, Париже и Лондоне. Мне приходилось встречать мнение немецких кукольных экспертов, что ранние ходящие SFBJ- куклы делались на фабрике Макса Хандверка и экспортировались во Францию. Что ж, это возможно. Вообще, Фляйшман очень много сделал для немецких фабрикантов в плане продвижения их продукции на европейский рынок, в частности, во Францию.
Семья Макса и Анны увеличивается, в 1900 году рождается сын Генрих Курт, а через два года дочь Мими.
Эти редкие фотодокументы из семейного архива Хандверков, примерно 1906 года.
На первом фото семья Макса в полном сборе.
Слева направо: у Макса на коленях Генрих Курт, Анна, Мими, Эльза, Макс младший.
Эта фотография сделана в тот же день
В 1913 году Хандверк выпускает куклу « Madame Butterfly» из корнулоида - целлулоидоподобного материала, который в то время имел успех, так как был прочным и невоспламеняющимся, что очень важно для детских игрушек.
В 1915 году Макс Хандверк выпускает интересную серию характерных кукол с флиртующими глазами, они представляют солдатов разных национальностей из Первой Мировой войны.
В серию Elite входили англичанин, японец, турок, австриец, немец и американец.
После Первой Мировой войны Макс Хандверк продолжал выпуск кукол. В 1922 году он выпустил « The Real Handwerck-Celebrated Doll»
„Celebrate“ - так называлась торговая марка американского торгового дома Georg Borgfeldt & Co. В 1920-е годы Макс Хандверк сотрудничал с Георгом Боргфельдом, целые партии его кукол шли в Америку.
В 1925 году многие кукольные фабрики были в состоянии кризиса, это не миновало и Макса Хандверка, его фабрика обанкротилась. Рабочие были уволены, для погашения долгов были распроданы станки, оборудование и заготовки продукции.
Правда, Хандверку удалось получить хорошие кредиты от тюрингского правительства, и с помощью этих средств он перестроил фабричные здания под съемные квартиры и сдавал их.
Возможно, вам будет интересно узнать, каким же он сохранился в семейных воспоминаниях.
Макс, в отличие от своего брата Генриха, был очень близок и внимателен к рабочим и служащим своей фабрики. Сохранились старые снимки, на которых Макс и его жена сфотографированы в окружении работников фабрики, как, например, на этом Здесь молодая чета Хандверков в первом ряду, вы легко их узнаете.
Всю свою жизнь Макс принадлежал к левому крылу Социал-демократической партии, это означает, что он был в постоянной оппозиции к богатейшей буржуазии, к представителям которой, к слову сказать, относился и его брат Генрих. В газете „Waltershaeuser Tagesblatt“, редактором которой был друг Макса, Эрнст Вайтц, часто выходили критические статьи Макса Хандверка.
Гораздо глубже, чем Генрих, был погружен Макс и в общественную жизнь Вальтерсхаузена и всего округа Готы. Смотрите сами, насколько разнообразной была его благотворительная деятельность. Он поддерживал материально театральный кружок «Hеlvetia», спортивный клуб и хоровую студию. Он был до 1918 года председателем Военного Союза, в обязанности которого входил уход за могилами жертв войны. И что самое неожиданное, Макс Хандверк был инициатором создания и председателем общества кремации в Готе.
Благодаря своим обширным юридическим знаниям и бескорыстной помощи он получил признание горожан, которые охотно советовались с ним в сложных житейских ситуациях.
Макс был великолепным оратором, часто выступал на многочисленных местных мероприятиях. Пробовал себя и как беллетрист. Например, в 1909 году он написал историческую патриотическую пьесу в четырех актах «Из далеких времен». Пьеса была выпущена в издательстве Юлиуса Вайтца в Вальтерсхаузене.
Неудивительно, что такая разнообразная деятельность Макса не могла нравиться всем, сталкивался он и с критикой, и с открытой враждебностью.
Несмотря на высокие доходы, которые приносила фабрика, Макс с семьей жил в скромных условиях, он совершал мало путешествий, очень много сил и средств вкладывал в расширение своей продукции.
С приходом к власти нацистов Максу пришлось поплатиться за свои «левые» взгляды. В 1933 году ему было предъявлено обвинение « за подрывную деятельность и оскорбление властей». Хандверк со своим другом Вайтцем получили наказание в виде тюремного заключения. Несколько недель они провели в тюрьме, в замке Теннеберг. А сегодня здесь находится музей кукольной промышленности Вальтерсхаузена, не правда ли, символично?
Макс на два года пережил свою жену, он умер 7 октября 1944 года в своем родном Вальтерсхаузене, где прожил всю жизнь.
И хотя куклы Макса Хандверка не так великолепны по красоте и качеству, как куклы его брата Генриха, которых американские коллекционеры называют «немецкими Жюмо», но ведь не только куклами жив человек, правда ?:)
И спасибо всем, кто дочитал до конца этот длинный текст, надеюсь, что получилось не очень скучно.