Ну и еще может быть легитимизация ненависти. Нарциссы часто полны злобой, но при этом стараются выглядеть святыми. Поэтому ненавидят тех, кто точно не сможет ничего возразить, кого не защитят.
Автор, большое спасибо за такую большую статью, представляю, сколько труда вложено в это. Блока не знаю, почитала сейчас цикл его стихов «Кармен» - никаких чувств. Вроде, страстные фразы, а не цепляет. Почему так, интересно?
Не поняла, что у него с интимом? С женой вообще не было? А с любовницами?
Не понятно по каким причинам у него начинается обесценивание. Все женщины, вроде, разные. За кем-то сам волочится; в кого-то влюбляется из «благодарности» (не знаю, как иначе назвать).
Они (вопросы) у меня каким-то клубком, даже растерялась сначала. Вообще не поняла про Блока, вероятно потому, что пограничный тип личности мне плохо знаком. Поэтому, если можно, я буду не кучей вопросы задавать, а постепенно))
Спасибо за статью. По-моему (при общей деструктивности) Блок ближе к "пограничнику" а не нарциссу. Потому и нет ложного Я, зато особо острые "перепады", которые не щадят ни его, ни муз. При этом страдания самого "пограничника" не слишком отличпються от страданий его жертв, и нет любования причиненными мучениями.
Ну вот мне написанное, в целом, кажется некорректным. "Нарциссизм," по определению - расстройство. Расстройство определяется относительно некой общественной нормы. Большинство укладывается в общественную норму, какой бы эта норма не была. Поэтому если человек действует в нормативных рамках своего времени, нельзя его осудить за то, что он не соотвествует нормам времени нашего. В "Некрополе" Ходасевич, современник, пишет о манифесте символистов, необходимости идеализировать, гореть и т.д. Очень убедительно пишет, по-моему. Блок был в центре движения, во многом им сформирован, и вполне бежал в стаде. Может, у него какое-то психическое расстройство и было, но его отношения с женщинами были как-то на удивление "протокольны" с тогдашних позиций. Так можно в нарциссизме обвинить любого восточного правителя, к примеру. У него же гарем? Гарем. Значит, нарцисс. Как-то нелепо получается.
"Поэтому если человек действует в нормативных рамках своего времени, нельзя его осудить за то, что он не соотвествует нормам времени нашего".
А Блок и не действовал в рамках нормы даже того времени.Я не думаю, что для всего общества было нормой то, что делалось в богемных салонах. В то же время жило немало людей без всех этих "оргиазмов" и "отпадений" (как у Бальмонта), без всей этой трескотни о Женах, облаченных в Солнце м пр.
Я понимаю, "бежать в стаде" в 18-25 лет, но личностные проблемы Блока только усугубились со временем. Да и вроде как стадность ему не была присуща, он особняком стоял.
Во-первых, Блок обретался, как раз, в салонах, а не в Усть-Урюпинске. А, во-вторых, почему не было нормой? (Статистической нормой, не нравственной). А клубы самоубийц? А пьянство - дикое, повсеместное, безудержное (если уж выйти из салонов). Купеческие бесчинства? Проституция, сифилис, насилие, интрижки с абсолютно бесправными горничными и боннами? А то, что лет через десять, половина страны пойдет убивать вторую половину? Тоже не торжество гуманистических ценностей, согласитесь. Вспомните, хотя бы, "Темные аллеи." Бунин писал эту книгу в конце 30х, но, по его словам, по воспоминаниям сорокалетней давности. Да там в каждом рассказе лирический герой то мерзавец, то вообще уголовник, по нашим меркам (изнасилование, растление несовершеннолетней ... ). На таком фоне, Блок - просто птичка божия. Особенно, если вспомнить его коллег по цеху.
А я и пишу, что богемную жизнь в салонах вел, в том числе, и Блок. И даже если и не был их завсегдатаем, то эпоха "упадка и разрушения" наложила на его поведение свою печать.
...С приведенными вами примерами согласна, но я хотела донести, что не всех в обществе были такие "ценности". Например, Николай Смецкой и его жена Ольга, очень богатые люди, занимались меценатством, построили в Абхазии роскошный санаторий для малоимущих туберкулезников, всю жизнь трогательно заботились друг о друге. То есть, не все предавались "оргиазмам" и "отпадениям".
Спасибо за статьи! И за дискуссию под последней тоже, хоть что-то проясняется. Не могу назваться ярой поклонницей Блока, но что-то отзывается и сильно. Когда вы стоите на моем пути...
Comments 76
(The comment has been removed)
По-моему, классика обесценивания.
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Не поняла, что у него с интимом? С женой вообще не было? А с любовницами?
Не понятно по каким причинам у него начинается обесценивание. Все женщины, вроде, разные. За кем-то сам волочится; в кого-то влюбляется из «благодарности» (не знаю, как иначе назвать).
Ну и ещё вопросов 30 осталось)).
Reply
Reply
Поэтому, если можно, я буду не кучей вопросы задавать, а постепенно))
Reply
То, что пограничный, это только наши версии, можно рассмотреть и другие. А вот мама его, похоже, была пограничницей.
Reply
Reply
Reply
Reply
Даже если есть, то своеобразная. Сейчас прицельно присматриваюсь к (условно) истероидам: Северянин, Уайльд, Бальмонт.
"Ах мои принцессы не ревнивы
ПОтому что все они - мои"
Reply
Reply
А Блок и не действовал в рамках нормы даже того времени.Я не думаю, что для всего общества было нормой то, что делалось в богемных салонах. В то же время жило немало людей без всех этих "оргиазмов" и "отпадений" (как у Бальмонта), без всей этой трескотни о Женах, облаченных в Солнце м пр.
Я понимаю, "бежать в стаде" в 18-25 лет, но личностные проблемы Блока только усугубились со временем. Да и вроде как стадность ему не была присуща, он особняком стоял.
Reply
Reply
...С приведенными вами примерами согласна, но я хотела донести, что не всех в обществе были такие "ценности". Например, Николай Смецкой и его жена Ольга, очень богатые люди, занимались меценатством, построили в Абхазии роскошный санаторий для малоимущих туберкулезников, всю жизнь трогательно заботились друг о друге. То есть, не все предавались "оргиазмам" и "отпадениям".
Reply
Не могу назваться ярой поклонницей Блока, но что-то отзывается и сильно.
Когда вы стоите на моем пути...
А Незнакомка...
Reply
Leave a comment