Одним из важнейших элементов воспитания, роста личности, осознания мира, понимания себя и ДРУГИХ - является то, что твои воспитатели - не идеальны. Что у них есть ошибки, недостатки, слабости. Личностные следы. Личные травмы и не отжатые кнопки. Больные мозоли. В процессе жизни (пускай не в детстве, а позже) человек все равно получит те, или иные удары по психике. Та же неразделенная любовь, влечение к равнодушному объекту, завышенные ожидания, внезапная смерть, не внезапная, но мучительная смерть. Да много чего. И кто научит его переживать вотэтовсио? Теория тут не сильно работает - не так оно можно показать, как в присутствии ребенка/ученика такое пережить. Больше работают детские воспоминания и наблюдения за травмами и способом их переживания у значимых взрослых. С выводом - "никогда так не сделаю/не смогу", или "он сумел, и я сумею", или "и так тоже можно", и плюс еще миллион оттенков серого.
Мне кажется, совсем другая история. Там нет никакой (анти)утопии с коммунизмом, дети растут в семьях, уйти с мокрецами - их собственное (ну, или внушенное, но по крайней мере не санкционированное ни государством, ни обществом) решение.
Тут сравнили с "Гадкими лебедями", на самом деле нет, совсем другое. В этой задумке самое трудное не продолжить сюжет (это-то можно наворотить сколько угодно), а суметь описать исходную картинку-экспозицию так, чтобы приторно-липкое повидло не капало с экрана или страниц. Это очень сложно, показать то общество, неважно, андроиды там учителя или рогатые зелёные медведи, не в этом суть, важно показать правдоподобно вот тех людей, "прекрасных, высокодуховных, сознательных, ответственных" чтобы этой картинке поверили и чтобы не стошнило. Многие пытались и почти ни у кого не получилось. Это самое трудное, и подойти формально нельзя, если экспозиция будет фальшивкой, то всё остальное читать уже не имеет смысла.
Тут еще сложность в том, что то, что для одного будет как раз правдоподобной картинкой этого идеального будущего, для другого будет приторно-липокое повидло. На всех не угодишь, таки.
На всех и не надо. Но всегда есть некий уровень критичности для каждого типа текстов. Они субъективны, но само их существование объективно, и от этого никуда не деться. Если пишешь проповедь про идеальное общество - уровень один, если фантастику - другой. И тот факт, что показать общество "исключительно из прекрасных, высокодуховных, сознательных, ответственных людей" - в качественной фантастике сложная задача - он объективен. Не просто так фантасты предпочитают мазать всё грязью, рисовать постапы и киберпанки - часто просто потому, что не представляют себе сколько-нибудь реалистичной картинки идеального общества. А когда пытаются её нарисовать, у читателя сразу же стойка: ага, мы видим, как всё это фальшиво, значит, тут какой-то подвох, значит, там мозги промыты, значит, там люди ненастоящие
( ... )
Ефремов, по антинаучной соционической классификации - упоротый логик. Поэтому его построения нормально заходят логикам (например, мне)))), а вот этиков с них корежит. ИМХО
Comments 20
Reply
Нет, конечно))) Первый раз о ней от тебя слышу))) Что это?
ПыСы Я и классическую бондиану не читала)))
Reply
Ольга Голотвина, Светлана Тулина "Бондиана" (и продолжения).
Reply
Всё ИМХО.
Reply
После такой милой завязки просто обязан быть лютый трэш :)
Reply
Это одна из приоритетных версий)))
Reply
Ну эээ, придумывать лень)
Reply
Ну вот, все придумано уже до нас(((
Про "Гадких лебедей" я помню только постоянный дождь и общую унылость повествования. И что там в конце дети ушли
Reply
Reply
Там нет никакой (анти)утопии с коммунизмом, дети растут в семьях, уйти с мокрецами - их собственное (ну, или внушенное, но по крайней мере не санкционированное ни государством, ни обществом) решение.
Reply
В этой задумке самое трудное не продолжить сюжет (это-то можно наворотить сколько угодно), а суметь описать исходную картинку-экспозицию так, чтобы приторно-липкое повидло не капало с экрана или страниц. Это очень сложно, показать то общество, неважно, андроиды там учителя или рогатые зелёные медведи, не в этом суть, важно показать правдоподобно вот тех людей, "прекрасных, высокодуховных, сознательных, ответственных" чтобы этой картинке поверили и чтобы не стошнило. Многие пытались и почти ни у кого не получилось. Это самое трудное, и подойти формально нельзя, если экспозиция будет фальшивкой, то всё остальное читать уже не имеет смысла.
Reply
Тут еще сложность в том, что то, что для одного будет как раз правдоподобной картинкой этого идеального будущего, для другого будет приторно-липокое повидло. На всех не угодишь, таки.
Собственно, поэтому концепт, а не роман)))))
Reply
Reply
Ефремов, по антинаучной соционической классификации - упоротый логик. Поэтому его построения нормально заходят логикам (например, мне)))), а вот этиков с них корежит. ИМХО
Reply
Leave a comment