Осенние деды

Oct 31, 2008 12:22

Один из древнейших славянских праздников - Осенние деды.
Почитание мёртвых, старательная подготовка и точно проведённый обряд - всё это делалось с целью потешить души предков. Люди просили у Дедов поддержки в трудные времена. Деды и сами приходили и приходят на помощь в нужное время.
взято arja_vadja

Во все поминальные дни запрещалось выполнять любые виды хозяйственных
работ, кроме кормления домашних животных и приготовления пищи.

В числе обязательных поминальных блюд: кутья, сыта, канун, блины.

Рядом с обязательными блюдами уместны деликатесы, которые были любимы Дедами.

Кутья - традиционное обрядовое блюдо на поминках - варили из цельных зерён пшеницы, гречки, её считали символом бессмертия и вечной жизни.

Канун - обрядовая еда, с которой начинали поминки. Для приготовления кутья в воду с разведённым медом (сыту) крошили специально испечённый пресный хлеб, баранки, пирог. Могли добавить тёртый мак. Первую ложку кануна отливали на стол для покойника (и Дедов). Затем участники поминального стола черпали по одной или три ложки из общей миски, передавая её по очереди один одному, после чего миску убирали, тушили поминальную свечку и продолжали поминки.
За поминальным столом нельзя ставить ноги на перекладины в столе, потому что в это время там, подобно птицам на ветви, отдыхают души умерших родичей и свояков, и неосторожным движением ног можно их обидеть - в результате этого ноги начнут преть, трескаться, судорожно сгибаться.

Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считавшихся опекунами рода, могло вызвать их недовольство навлечь и всяческие беды, так как считалось, что покойники будут мстить своим родным, наказывая их болезнями, засухой, мором и другими несчастьями, если те должным образом не справили праздник Дедов и не оставили для душ поминального ужина.

Осенние деды проводят в период с 26 октября по второе воскресенье ноября.

К празднованию Осенних Дедов активно готовились. Мужчины наводили порядок во дворе, женщины в домах. Всё старательно чистили, мылись, прибирали рабочий инструмент, протирали иконы, завешивали их чистыми полотенцами.
Делали это с той целью, чтобы душам, которые приходили на ужин, было чисто и ничто не мешало и чтобы показать предкам, сколь хорошо поддерживается порядок в хозяйстве, которое перешло к ним по наследству. Чистота во всех её проявлениях способствует приходу дедов. Перед ужином мылись в бане и, когда все помоются, ставили на полок для дедов ведро чистой воды и чистый веник.

Для торжественной встречи Дедов на родной земле необходимо было предложить душам предков вкусную еду и питьё.

Блюда на Осенние Деды: канун, поливка, молоко, клецки, яичница, каша. Все блюда едят с блинами вместо хлеба. За столом необходимо обязательно пробовать все блюда.

Поздняя версия празднования: Осенние Деды празднуются дома и проходят без слёз. Это семейный праздник, и от всех членов семьи требовалось обязательное присутствие в этот день в родном доме. Те, кто находился в отъезде, спешили домой. В этот день поминают всех членов рода, которых уже нет на Этом Свете. Начинали праздник чаще всего тогда, когда подходило время зажигать огонь. Одевались по-праздничному, застилали стол белой скатертью. Перед тем как сесть за стол, в доме открывали все двери, чтобы души умерших могли войти в дом. Хозяин дома или старший по возрасту, зажигал свечку, ставил её возле иконы или на стол и читал молитву («Отче наш», «Богородица», «Верую», «Ангел господень»).

Поминальный стол начинали обычно с кутьи или кануна, которые брали по три раза с общей миски. Прежде чем попробовать каждое обрядовое блюдо, ложку его откладывали в отдельную посудину и ставили на подоконник - для душ умерших.

Отдельную тарелку и чарку ставили для покойника, чтобы душа его, угостившись, в будущем способствовала оставшимся жить на земле и в хозяйстве, и в жизни вообще.

В народе была сильна вера в то, что души предков невидимыми присутствуют в доме, и для них в отдельную посуду на столе откладывали еду. Никто не станет есть прежде, чем не отложит или не отольёт в дедовскую посудину ложку еды, которую после ужина ставят возле окна или оставляют на столе. В самом начале отливали в отдельную чарку водку.

Посадив гостей за поминальный стол, хозяин брал в одну руку свечку, завёрнутую в блин, а в другую - буханку хлеба и обносил три раза вокруг стола, вспоминая имена умерших родственников.
Восклицания-приглашения Дедов имели разные оттенки. «Праведные родители! Идите к нам ужинать. Идите сами, и ведите с собой малых детушек, и тех, кому не к кому идти!» Или: «Святые деды, зовём вас: идите к нам! Есть здесь всё, что бог дал, чем хата богата.
Просим вас: летите к нам!»

Ужин начинали с кутьи. Затем хозяин дома поднимал чарку, поминал покойников, желал живым дожить до следующих дедов.

Зачерпнувши еду из миски, клали ложку или вилку на стол, чтобы в этот короткий перерыв ими могли воспользоваться невидимые деды, которые ужинают вместе со всеми. Ложку необходимо класть выемкой не вниз, а вверх, иначе покойники перевернутся в могилах лицом вниз.

Застолье проходило достаточно напряжённо: все молчали или поминали умерших дoбрым словом и никогда плохим. Сначала вспоминали тех, кто умер последним, а затем и остальных. Сидели за столом долго. Каждый должен был обязательно попробовать все блю-да, чтобы не обидеть дедов. Разговоры шли исключительно о предках рода.

Если на свет залетал мотылёк, в нём все видели божьего посланца. Скрип калитки, звон стекла в рамах, резкий шум последних листьев на дереве за окном воспринимались как знаки невидимого присутствия предков.

После окончания ужина все расходились, пожелав неземным гостям: «Святые деды! Ели и пили, идите к себе».

Поминальный стол, как правило, не убирали, оставляя еду, ножи, ложки, чтобы души предков, которые придут ночью, могли воспользоваться приглашением. Часть еды выносили домашнему скоту, часть - птицам, оставляли на крыше своего дома или несли на реки и озёра или пруды и выливали для подкрепления тех душ, которые расстались с телом через воду.

На следующий день после поминального ужина отправлялись в гости к родичам, которые живут далеко, к обеду (около одиннадцати часов) или полднику (около четырнадцати часов).

Принимающая семья и гости садились за стол. Гостевание в Дмитриевку не ограничивается остатками дня, а порою тянется до трёх дней (это зависит от взаимоотношений хозяев и гостей).

С днём Осенних Дедов связан ещё один интересный обычай - вписывание и выписывание с семейной хроники членов семьи. Новорождённых вписывали, а умерших выписывали. Хроники эти вели на балках хаты в святом углу. На балках вырезали имена с датами рождения и смерти родичей. Имена тех, кто ещё жив, имеют даты рождения, а напротив оставлено место для вписывания даты смерти.

УПД, с календар.ру

У белорусов Восеньскiя Дзяды - праздник семейный, домашний. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу принято навещать умерших на кладбище, а на Дзядоу приглашают предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.

В этот день поминали всех предков независимо от их места захоронения. Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда. Зажегши свечку, хозяин читал молитву и приглашал всех предков на ужин. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы предки могли заходить и садиться за стол. Перед тем как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов.

Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.

Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордится не одно поколение этого рода.

Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах - их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.

Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.

На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне.

УПД2. http://radota-indrin.livejournal.com/98192.html



Нынче, в ночь с 31-го Жёлтеня (октября) на 1-го Листопада (ноября) - великое Славянское празднество i Осенние Деды (Дзяды) - это день поминовения Родных Предков...

С праздником, Руськие Славяне i
Блага вашим родам, вашим пращурам в Сварге, счастья вашим семьям i
Слава Родным Богам i Слава Родным предкам i

О Дзядах (Празднике Родных предков)

Дзяды
Откройте православный или католический календарь. В каждом из них начало ноября отмечено праздником - Днем поминовения. Даты в этих календарях разные, но суть праздника одна - поминовение святых, имена которых почитаются православными и католиками. Однако сам праздник имеет еще дохристианские корни - праздновали его и в Древнем Египте, и в Древнем Риме, и в Древней Греции. Но именно в Беларуси сохранились те, еще дохристианские, обычаи празднования этого дня по народному календарю. В традиции белорусов до сих пор "Дзяды" - это в первую очередь не общечеловеческий праздник, а семейный. И поминают в этот день своих родных...

Иван Иванович Крук, кандидат филологических наук, автор книги "Сiмволiка беларускай народнай культуры" рассказывает

: - Культ предков - это одна из характернейших черт нашей культуры. Представлен он практически во всех ритуально-обрядовых комплексах всего годового круга. Поминальные дни у нас есть и весной, и летом, и осенью, и зимой. Однако основные - это весенняя "Рада›нiца" и осенние "Дзяды". Весной на "Рада›нiцу" мы всей семьей идем на кладбище, чтобы навести порядок на могилах предков и получить их благословение на начало сельскохозяйственного цикла работ, а осенью приглашаем их к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.

Подчеркиваю: у белорусов "Восеньскiя Дзяды" - праздник семейный, домашний. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище.

Когда отмечать "Восеньскiя Дзяды"

В народном календаре существует универсальный алгоритм для вычисления дат всех народных праздников. К сожалению, в отношении "Восеньскiх Дзядо›", когда День памяти был включен в список государственных праздников, народная традиция не была соблюдена. Сейчас этот праздник принято отмечать в одну из суббот с 1 по 11 ноября, объединив практически две традиции - православную и католическую.

Но народная традиция, опирающаяся на народный белорусский календарь, несколько иная - она конкретно связана с культом предков. В основу ее заложен ритм, в котором мы до сих пор накрываем поминальные столы: 0-3-9-40. Этот же ритм заложен и в философию, структуру всего народного календаря. День празднования "Восеньскiх Дзядо›" определяется в соответствии с постоянным днем празднования "Пакраво›". Третья суббота после "Пакраво›" и является днем празднования "Дзядо›".

Как праздновали

Космос крестьянской хаты делился двумя потолочными балками на три части, которые символизировали не что иное, как связь между поколениями. Первая балка, что ближе к двери, отделяла пространство для гостей. Вторая же являлась своеобразной семейной книгой памяти - на ней вырезались имена умерших членов семьи. Если в другие праздники столы ставились вдоль хаты от красного угла к порогу, то поминальный стол - вдоль поминальной балки. Во главе стола было место хозяина - отца или деда, после которого все по очереди садились по старшинству. Принцип этот соблюдался неукоснительно, потому что считалось, что смерть должна забрать раньше того, кто первым сядет за поминальный стол. Мужчины рассаживались с правой стороны стола (от порога), женщины - с левой. Жены - напротив мужей. Для несовершеннолетних накрывался отдельный стол. Как правило, празднование "Дзядо›", как и "Каляда›", начиналось после появления на вечернем небе первой звезды. Хозяин зажигал свечу и передавал ее всем по кругу вокруг стола. Каждый должен был подержать эту свечу в руках. Потом читали "Отче наш...", перечисляли всех умерших родных вплоть до седьмого колена. Перед самой трапезой хозяин обязательно приглашал за стол души предков: "Святыя дзяды, зав„м вас! Хадзiце да нас! ‚сць тут ус„, што Бог да›, чым толькi хата багата. Просiм вас - ляцiце да нас!" Потом вставала мать, брала стос блинов и, деля их крест-накрест на 4 части, раздавала всем по старшинству. Первую ложку кутьи клали на порог или подоконник - для "дзядо›". Только после этого начинали есть сами.

Что и как ели

Как уже говорилось, за поминальным столом назывались имена предков вплоть до седьмого колена. Поэтому и блюд должно было быть семь. Кутья и блины - обязательно. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие. К сожалению, об этом еще никто не писал, а ведь у славян символика четных и нечетных чисел - это деление всего мира на мир живых и мир умерших. Поэтому, когда мы накрываем любой стол, каждое блюдо надо подавать на двух тарелках, а хлеб предлагать двумя кусочками (один кусочек кладется только на "Рада›нiцу" у могилы умершего). В XIX столетии появился обычай на край стола, который ближе к красному углу, ставить отдельную тарелку с кусочками от всех блюд, вином и ломтиком хлеба для "дзядо›".

Еще один из законов этого поминального стола - ничего с него не убирать до завтрашнего дня: верили, что души предков приходят ночью. Заканчивалась ритуальная трапеза общей молитвой. Cвечу гасили кусочком хлеба. При этом смотрели, в какую сторону шел дым, - если дым уходил в сторону двери, то считалось, что в семье в течение года кто-то умрет. Обязательно после трапезы хозяин вставал и говорил: "Все, дорогие предки: погостевали у нас, попировали с нами, а теперь уходите!" Для перестраховки, чтобы духи не вернулись в мир живых, ставили остриями в сторону порога борону.

Что и сколько пить

Спиртное на наших поминальных столах было всегда: чарка медовухи - это ведь в первую очередь средство для снятия психологической нагрузки, всегда связанной с поминовением. Однако золотое правило народной культуры гласит: "Первая ложка кутьи, первый блин комом, первый глоток спиртного - предкам". Хозяин брал стограммовую чарку спиртного и треть содержимого отливал умершим. Вторую треть выпивал сам. Оставшуюся часть оставлял в рюмке. Это было законом. Все остальные также не допивали. Я всегда подчеркиваю: между поминальными столами и другими застольями - например, свадебными - принципиальная разница. Тем более в употреблении спиртного. Кстати, вино "дзядам" всегда наливается "от себя". Никогда не наливайте так живому человеку. И "пей до дна!" - это не для поминального стола.

Выпивали, таким образом, доливая, но не допивая, по три чарки. В целом получалось около ста граммов. Думаю, что отцу вместе со взрослыми сыновьями выпить за вечер сто граммов спиртного - это допустимо.

Кутья

Кутья - это обычная перловка, сваренная на молоке или воде с сахаром. В довоенное время использовали для кутьи неочищенное, необработанное зерно. Пробовать кутью на вкус во время ее приготовления нельзя - как вы уже знаете, первыми ее попробовать должны предки.

P.S. В этом году "Восеньскiя Дзяды" совпадают с православным Днем поминовения и отмечаются 1 ноября. Государственный День памяти - 2 ноября. Поскольку "Восеньскiя Дзяды" по народному календарю - это одна из дат в целой веренице поминальных осенних праздников, продолжающихся вплоть до Коляд, то и День памяти не противоречит устоявшимся традициям.

Автор публикации: Олег КАРПОВИЧ


язычество

Previous post Next post
Up