Что делать с суетой?

Dec 08, 2014 12:42

Так получилось, что вчера несколько раз касались темы суеты. Мне захотелось поискать каких-то размышлений на этот счет и чтобы они были связаны с современностью. Вспомнился труд иером. Габриэля Бунге "Акедия", гд говорится о суете ума. Решила посмотреть. Действительно! Нашелся-таки у Евагрия Понтийского (+399 г.) ответ на вопрос: что нам делать с суетой?

Несколько предварительных замечаний. Во-первых, он рассматривал зло как "псевдосуществование" (с. 27), как то, что несет в себе лишение добра. А еще оно вторично, по отношению к добру и ограничено во времени, поскольку "семена добродетели неистребимы". Это зло (помысел, страсть, бес) направлено на то, чтобы человек перестал ощущать себя личностью, поскольку он осознает себя ею в той мере, в какой живет в нем личностное начало, то есть в какой мере живет в нем осознание своей свободы и ответственности.

Этот "философ пустыни" ставит на заре христианства проблему обезличивания. Кроме того, он считает, что нет отдельной духовности для монахом и отдельной - для мирян. Мы все в своем крещении восприняли благодать Святого Духа. Значит, и враг у нас общий!

Во-вторых. Зло (страсти) надо различать. Одним из них мы подвержены от природы, другие "возникают из нашего слабоволия" (с. 36). "Естественные помысли", возникающие от природы, это те, которые мы впитываем с колыбели. Например. естественная привязанность детей к родителям. которая, по мере их взросления, может извращаться и уводить от любви к Богу. Эти помыслы отвлекают ум "разными заботами, если только человек сам не позаботится о необходимых лекарствах - голоде, жажде. бодрствовании. отдалении от мира и молитве" (с. 37). Помыслы эти продолжительны. Другие же терзают ум только тогда. когда он им "поддается". Впрочем, и те, и другие помыслы возникают от гнева или вожделения.

Воля важна! Ведь от нас зависит то, чтобы эти помыслы "задерживались или, наоборот, не задерживались в нас, чтобы они приводили или не приводили в движение страсти" (с. 41). Наше добровольное согласие и превращает помысел в страсть и  грех.

В-третьих, уныние как итог всех страстей является, быть может, самым "духовным" выражением нашей самости.Оно характеризуется многими проявлениями. Из них нам важны, по отношению к суете, такие, как потребность в развлечении и в человеческом сочувствии (с. 70 и далее), в неутомимой активности, внешне принимающей окраску христианской любви. Немного дальше говорится о нелепой мании докучать другим своими рассказами, а также - о склонности к празднословию, к нездоровому панибратству - "обманчивой свободе в обращении" (с. 91). Все это: суета ума и движений - мешает "духовной дружбе"" (дружбе во Христе и через Христа, который Сам становтся Дружбой).

Как врачевать суету? Думается, из советов св. Евагрия подойдет "постоянство, делание всякого дела с великой внимательностью и со страхом Божиим" (с. 94). Большая внутренняя дисциплина потребна, чтобы прервать то, над чем ты трудишься в настоящую минуту, ради более важного дела. Иначе можно говорить о неумеренности в труде. Еще одно лекарственное средство подойдет - это упражнение в смерти, каждодневное умирание ради Жизни.

Добавлю. Ведь еще Екклезиаст сказал, что все суета сует, кроме главного - подлинных отношений с Богом. Поэтому в конце Книги Екклезиаста звучит: "И помни Создателя твоего в дни юности твоей..." (Екк 12:1.) Последнее упражнение (в смерти) учит трезвенному отношению к реальности, что, в свою очередь, служит укреплению воли человека на доброе.

Бунге Г., иером. Акедия : Духовное учение Евагрия Понтийского об унынии/ Перевод с немецкого Дмитрия Сизоненко. Рига : ФиАм, 2005, 144 с.

аскетика

Previous post Next post
Up