Здравствуйте, Антон Павлович

Dec 09, 2014 10:28



Еще один фильм, в 4-х сериях, - о докторе Чехове, вернее, о писателе и враче Антоне Павловиче Чехове. Снял его режиссер Евгений Соколов. Чехова играет Дмитрий Мухамадеев, Ольгу Книппер - Ольга Погодина. Фильм неоднозначный, и можно много вопросов задать режиссеру, литературоведческого и даже медицинского плана. Но суть не в этом. А в том, что



есть в этом фильме одна-две линии, которые прозвучали пронзительно и тепло, во многом примирив с режиссерской трактовкой. И эта сторона жизни Антона Павловича Чехова, прозвучавшая по-иному, на самом деле - евангельская, что и позволяет перефразировать название фильма в:

- Здравствуйте, Антон Павлович.

В писателе и враче, которого играет Дмитрий Мухамадеев, столько деликатности, застенчивого внимания к человеку, каким бы глупым и пустым он ни казался, что просто дух захватывает. Две первых серии, по-моему, именно об этом окружении Чехов. Люди пытаются манипулировать им, казаться значительнее, чем они есть на самом деле. Они бесцеремонно вторгаются в его личное пространство. А что же он? А он отшучивается, видимо, так решив противостоять их пошлости.

Что же это за одна-две линии, которые мне бросились в глаза? Во-первых, это то, как Чехов сопротивляется духу болезни, как он не позволяет себе считать себя больным. Это трагическая линия, звучащая в одиночестве. Только в конце фильма, вполне поверив Ольге Книппер, ставшей его женой, он открывается ей в своей беззащитности. Чем он держался в это время своего умирания? Мужеством врача, много раз видевшего смерть, и надеждой просто человека, которого когда-то, еще в детстве, "перекормили" внешней, обрядовой стороной церковной жизни. Так, мужественно и одновременно с надеждой, он говорит жене, что, может быть, в Германии он встретит Христа. Так, перед своей смертью, он выпивает бокал шампанского, что в его положении подобно яду.

А вторая линия - это то, что происходило между ним и Книппер и во что замечательно вошла Ольга Погодина. Искание подлинных отношений с другим, которое чувствуется с первой серии фильма. Говорить о подлинных отношениях непросто, всегда есть риск ограничиться душевной характеристикой. Поэтому, если кратко, в фильме представлено крайне мало людей, с которыми Чехов был самим собой, не отгораживаясь шуткой, а открываясь в самом главном, что составляло центр его жизни, - в своем призвании. Это, прежде всего, сцена с Львом Толстым, который высказывается о творческой манере Чехова. Ответ Чехова его лечащему врачу, о том, что ехать в Сахалин и рисковать своим здоровьем стоило. А еще, разумеется, все разговоры с Ольгой Книппер, в которых Чехов говорит о своей, авторской позиции относительного героев своих пьес.

Мне не хватило философских исканий Чехова, а ведь в последние годы своей жизни он много читал - из философии жизни. Не хватило и его доверительных отношений с епископом Михаилом (Грибановским), тоже больным туберкулезом, с которым он сошелся на юге. Ведь именно его книгу "Над Евангелием" Чехов читал в последние годы своей жизни. Именно его фотографию носил во внутреннем кармане своего сюртука. О нем говорил, что если бы все в церкви были такими же, как епископ Михаил, то церковная жизнь была бы совсем иной. Но и то, что получилось приоткрыло мне иного, нехрестоматийного Чехова. И за это - моя благодарность всему творческому коллективу картины!)

А сам фильм - вот здесь: http://seasonvar.ru/serial-6240-Proshajte,_doktor_CHehov.html

А. П. Чехов, фильмы

Previous post Next post
Up