Начало
здесь, остальное по
тегу, начинать лучше снизу, поскольку в ЖЖ записи идут «вверх ногами».
18 ноября 1985
Могу сделать распространённое сообщение - доклад на тему, как, ничего не делая, человек бывает занят с утра до вечера (из личного опыта - подзаголовок). Если какому-нибудь социологу нужно - могу поделиться. Мне не жалко. [1]
Ни книги порядочной не прочитано, ни фильма не посмотрено - это какой-то кошмар. Предавалась массовой культуре, которая есть опиум для народа. Натурально.
В многочисленных светских удовольствиях (застолье за застольем, кроме праздников -
шешупский вечер, потом дни рождений, потом доедать и допивать не?съеденное и не?выпитое) мужики сверкали интеллектом, дамы - пирогами и красотой. Что выделывал Ружинский, как он организовал из нас хор в стиле «свинг» и что из этого вышло, - только в натуре, пересказу не поддаётся, сами понимаете. [2]
Про сеттеров - не помню, т.к. никогда не знала. [3]
Переходы из человеков в птиц, животных и обратно я воспринимаю, как истинная Мерчуткина, - без всякого удовольствия. Даже эстетического. Отношу за счёт «позднего» возраста, который плохо осваивает новации, тем более из чужой культуры. [4]
Итальянская опера - это зараза, начавши слушать которую, остановиться нельзя. Затягивает. [5]
Сны Вам снятся те, которые и должны сниться: по молодости и творческому потенциалу. [6]
Как только Вам приснится сон: «...встречаю я на лестнице соседку Марью Петровну, и она мне говорит...» - можете спокойно открывать роман «Анжелика и король», слушать Леонтьева (смотреть тем более) и любоваться Глазуновым - это уже всё, «кина́ не будет!».
А пока, если не лень, откройте 10-85 год «Молодую гвардию» и прочтите
две страницы письма писателя Василия Белова. Не пожалеете! Особенно если вслух, для общества!
Со всякими маниловскими устремлениями решила кончать под влиянием статьи Д. Лихачёва «
Социальные корни типа Манилова» (сб. Д. Лихачёв, «Литература - реальность - литература»), ибо до этого ещё был «Малолетний Витушишников» и глава чаепития Николая в «Путешествии дилетантов».
Ежели вдруг (!!!) у Вас появится досуг, полистайте «Уильям Фолкнер. Статьи. Речи. Письма». Очень даже.
Как Ваши куклы-дамы? В какой стадии? [7]
Не нужна ли Вам книга: Н. Ф. Пелевина. «Стилистический анализ художественного текста» (на матер. англ. прозы и поэзии). Поскольку автор - местная профессорша, то подарил мне её (книгу) ейный ученик, которому она (и книга, и профессорша) ни к чему.
Как Ваше здоровье? [8] Лично я пью чёрную бузину с дистиллированной водой. Опять же - как Мерчуткина.
Будьте здоровы. Пишите.
Роспись
Примечания
1. Я откликалась 26 ноября:
«Когда “Вашему” социологу понадобятся статистические данные, порекомендуйте меня. С 7 ноября по 18-е не прочитала ни строчки. Даже смотрела телевизор. Леонтьева пока ещё - нет [прим. наст. времени: см. пассаж ГВ о снах, телевизоре, Леонтьеве и Глазунове]. Если бы не больничный, не знаю, что бы со мной было. [9] И что делала? На работе присутствовала чисто физицки, в кино почти не ходила, читать не читала. Музыку слушала. Но слушание музыки на Страшном суде, кажется, на весы добрых дел опускаться не будет...».
2. В том же письме я отвечала:
«Представляю и до конца представить не могу всё великолепие и очарование Ружинского. Боюсь, личного присутствия не выдержала бы, погибла бы от разрыва живота. (Или “надрыва”?)». [Прим. наст. времени: мы его видели
однажды.]
3. Я спрашивала в предыдущем письме (от 26 октября) в связи с приводимой цитатой на одной из украинских карточек (по юмору), на какую породу аллюзия (у пародийного «сеттера-лапсердака»),
прим. в конце письма.
4. В том же письме я рассказывала о прочитанной повести Юрия Авакяна про соколиху Тихона Васильевича:
«Спасибо Хорольскому, прислал “Истоки”, Авакян, им рекомендованный, мне понравился, симпатичный. Главное - с ненаглядными моими кошками.
Приём тот же, что и у Кима (излюбленный многими и разными авторами приём в последнее время): человек через животное.
В данном случае имеем дело с соколихой Тихоном Васильевичем (в птице возродился человек - память его, - а в человеке - мечта о полёте). Интересно».
А 26 ноября добавляла:
«А знаете, я, открывши Юрия Авакяна, сказала себе: “Фи, опять эти превращения...”. Но дошедши до того, как соколиха вспомнила вдруг язык человеческий, “и высокая поэзия, и мат, - всё заняло свои места”, - подумала: дай-ка дочитаю...
И потом: Тихон Васильевич (он же соколиха) поселился на чердаке, “никто давно не появлялся тут, на этом забытом и заброшенном кусочке земли, где, казалось, и само время останавливалось для того, чтобы передохнуть и перевести дух; никто, за исключением кошек, которых в этом южном городе было превеликое множество. Появляясь в проёме чердачного окна, они зыркали по сторонам слюдяными сверкающими глазами и, увидев соколиху, просительно и тонко мяукали. Но, верно оценив и свои силы, и недоступность балки, торчащей под самой крышей, потупившись, уходили на поиски более лёгкой добычи”.
Душу продам - обожаю котов!
“Потупившись, уходили...”.
Исследовать бы “образ кота” в славянской и неславянской культурах! Взять хотя бы сказки и детский фольклор, Булгакова и протчая и посравнить да посмотреть...».
5. Я писала в
предыдущем письме о том, что слушаю всю наличную у меня итальянскую оперу после фильма «Травиата», а 26 ноября сообщала:
«В среду пойду приобретать очередную оперу. Правда, в подарок, но слушать перепадёт и мне.
В уценёнке новгородской купленный за 54 коп. бас Борис Христов очень проникновенно поёт арию Сенеки (из Монтеверди) и про “лямор” - “ария на Антенор” (Рамо)».
[Вот эту
арию; с 14-й минуты:
ANTÉNOR
Voici les tristes lieux que le monstre ravage.
Hélas ! Si pour moi seul je craignais sa fureur,
Je l'attendrais sur ce rivage
Pour être sa victime, et non pas son vainqueur.
Monstre affreux, monstre redoutable,
Ah ! Que le sort me serait favorable
S'il ne m'exposait qu'à vos coups!
Monstre affreux, monstre redoutable,
Ah ! L'Amour est encore plus terrible que vous.
Contre votre fureur il est du moins des armes:
Mais contre ses alarmes,
Vainement on cherche un appui;
Il renaît des efforts qu'on fait pour le détruire;
Et le cœur même qu'il déchire
Est d'intelligence avec lui.
Monstre affreux, etc…
Quel bruit ! Quelle tempête horrible!
Les flots s'élèvent jusqu'aux cieux;
Du tonnerre vengeur j'entends la voix terrible;
La nuit, d'un voile épais, environne ces lieux!
Sortez de vos grottes profondes,
Sortez, monstre cruel ; que votre aspect affreux,
Augmente encore l'horreur qui règne sur les ondes].
6. В связи со
слоном ГВ я описывала свои сны (26 октября):
«А я однажды так вот не дошла до друзей. Спускалась со второго этажа на первый (это всё в моём доме, тёплом, деревянном [прим. наст. времени: во сне - тогда я жила с родителями в квартире на четвёртом этаже]), где меня ждали (долгожданные!) гости, но всё никак не могла спуститься, собирала что-то, доделывала что-то важное; так меня и не дождались.
Наверное, в отместку недавно они без меня сидели в (моей) подвальной сырой комнате с земляным полом, сырым от пива - негодного, плохого, пролившегося из перевёрнутой бочки; сидели в самом сухом углу и веселились без меня, и не ждали уже, я им даже помешала своим приходом, а я спускалась сверху по серым ступеням и боялась упасть, а дверь была низкая и узкая.
<...>
В одном сне увиделись мне разбитая пластинка с танго и фокстротами и море, которое периодически воспламенялось и мгновенно сгорало, потом снова появлялась вода и снова сгорала. А людей - превеликое множество! И в море, и из моря выбегают, и в комнате за круглым огромным столом... (Кстати, на следующий день такой стол обнаружила в “Травиате”, смотрела фильм пока впервые.)».
[Из настоящего: теперь я глубоко убеждена, что (по крайней мере в моей персональной жизни и психике) ожидающие за столом гости - это символ социума и социумных требований к личности, обязанной «накормить» (=задобрить) оный социум, оправдывая разнообразные его ожидания.]
7. Реляции про кукольные «стадии» я уже собрала
здесь (примечание 2).
8. В ответ я рассказала ГВ «живой анекдот» [я уже упоминала в комментариях к предыдущим письмам о том, что в то время у меня было повышенное содержание йода в щитовидной железе: пульс 120 и выше в состоянии покоя, давление 150 на 60, - от чего я чудесно излечилась в 1986 году в результате Чернобыльской аварии, убившей во мне лишний йод]:
«Здоровье моё - хотите анекдот? (если писала уже, простите мне) - вернее, быль.
Последнее моё посещение врача (летом).
- Ну как, деточка?
- Вы говорили прийти на осмотр.
- О, уже лучше, лучше! Видите, как хорошо... Лекарства пьёте?
- Нет.
- Как?!! И давно?!
- С месяц.
- А ну-ка, ну-ка, ещё раз давление, так, пульс... Да Вы что?! Разве можно не принимать лекарства?
Вы же видите, как стало плохо? И давление, и пульс... Ай-ай-ай... Немедленно начать пить лекарства!
“Потупясь, уходили...”.
Правда, посмотревши однажды в зеркало, лекарства пью. Траву - нет. “Не верю!”».
9. «Примечание к примечанию»: сообщая о том, что с 7 ноября по 18-е не прочитала ни строчки, в предыдущем своём письме (написанном «просто так» - не в ответ на письмо ГВ, а просто соскучившись в долгом ожидании: письма от Галины Васильевны не было больше месяца: написала она его 18 ноября, отправила из Калининграда, судя по штемпелю, 20-го, а я написала своё 23-го, ещё не получив письма ГВ) я опровергала собственные слова (очевидно, 18-го или чуть позднее случился больничный, и до 23-го я успела «наверстать упущенное» с лихвой):
«О море! Души моей строитель!
(Эпиграф.)
Эпиграф из Шергина употреблён мною в знак того, что в этом письме я намерена “душить” Вас цитатами.
Например, из Чернышевского.
Лопухов не рассчитывал на этот результат, когда покупал вино: он хотел только дать взятку Марье Алексевне, чтоб не потерять её благосклонности, назвавшись на обед.............. Но слаб каждый человек. Против водки и других знакомых вкусов она устояла бы, но эль и тому подобные прелести соблазнили её неопытность.
...... Марья Алексевна ...... извинилась тем, что чувствует себя нехорошо с самого утра....
Обстоятельства были так трудны, что Марья Алексевна только махнула рукою. То же самое случилось и с Наполеоном после Ватерлооской битвы, когда маршал Груши оказался глуп, как Павел Константиныч, а Лафайет стал буянить, как Верочка: Наполеон тоже бился, бился, совершал чудеса искусства, - и остался ни при чём, и мог только махнуть рукой и сказать: отрекаюсь от всего, делай, кто хочет, что хочет и с собою, и со мною.
..........................................................
- Я заслужу, заслужу другой ответ, вы спасаете меня! - он схватил её руку и стал целовать.
Марья Алексевна вошла в комнату и в порыве чувства хотела благословить милых детей без формальности, то есть без Павла Константиныча, потом позвать его и благословить парадно.
...........................................................
Она увидела, что идёт домой, когда прошла уже ворота Пажеского корпуса, взяла извозчика и приехала счастливо, побила у двери отворившего ей Федю, бросилась к шкапчику, побила высунувшуюся на шум Матрёну, бросилась опять к шкапчику, бросилась в комнату Верочки, через минуту выбежала к шкапчику, побежала опять в комнату Верочки, долго оставалась там, потом пошла по комнатам, ругаясь, но бить было уже некого: Федя бежал на грязную лестницу, Матрёна, подсматривая в щель Верочкиной комнаты, бежала опрометью, увидев, что Марья Алексевна поднимается, в кухню не попала, а очутилась в спальной под кроватью Марьи Алексевны, где и пробыла благополучно до мирного востребования.
Долго ли, коротко ли Марья Алексевна ругалась и кричала, ходя по пустым комнатам, определить она не могла, но, должно быть, долго, потому что вот и Павел Константиныч явился из должности, - досталось и ему, идеально и материально досталось. Но как всему бывает конец, то Марья Алексевна закричала: “Матрёна, подавай обедать!”. Матрёна увидела, что штурм кончился, вылезла из-под кровати и подала обедать.
..............................................................
Когда Марья Алексевна опомнилась у ворот Пажеского корпуса, постигла, что дочь действительно исчезла, вышла замуж и ушла от неё, этот факт явился её сознанию в форме следующего мысленного восклицания: “обокрала!”. И всю дорогу она продолжала восклицать мысленно, а иногда и вслух: “обокрала!”. Поэтому, задержавшись лишь на несколько минут сообщением скорби своей Феде и Матрёне по человеческой слабости........ Марья Алексевна пробежала в комнату Верочки, бросилась в ящики туалета, в гардероб, окинула все торопливым взглядом, - нет, кажется, всё цело...
Так. Теперь надо уравновесить.
Вот, пожалуйста:
“И лопухи величиной с таз”
(Р. Киреев, “Песчаная акация”).
Купила в подарок “знакомым детям” “Стихи из рюкзака” Олега Тарутина.
<...>
Вы уже догадались, откуда такая “начитанность”? Правильно, пребываю в очередном творческом отпуске под кодовым названием “ОРЗ”. Начиталась вволю, и Вам из-за этого досталось.
<...>
Итак, с одной стороны, классика. С другой - детское чтение (взяла ещё Н. Сладкова). Полная гармония и чистота помыслов!
Купила очередную оперу (“Вертер” Массне, с Образцовой и Пласидо Доминго). “Воспоминания о Заболоцком”. Очередные “Мёртвые души” (кому-нибудь в подарок).
Новости просветительской деятельности. Несу в массы свет прозы Валерия Попова (занятия в своей, 122-й, привели к тому, что ещё один апологет завёлся - и даже купил себе такую книжку).
Новости воспитательной работы. На очередном совете в очередной раз хаяли 122-ю и её куратора. Кончилось советом брать пример с Натальи Филипповны. Учусь. Пока не получается.
В кино ходила давно, в “Кадре” показывали “Демонов в саду”.
Паче чаяния (завуалированное “я ждала большего”). [Прим. настоящего времени: наряду с кодовой фразой-мемом “я фильма не видел(а), но я скажу” (там см.
примечание 4), у нас бытовала ещё такая (высмеиваемая нами), которую вместо “конструктивного” мнения о фильме участник обсуждения произносил разочарованным тоном.] Ну честное слово, ждала! Нафантазировала невообразимого, и когда увидела обычный добротный фильм, сказала “фи...”. А так-то фильм интересный, и мальчик там хороший, и некоторые сцены, и типаж...
И - уж не помню, писала ли - понравилась австралийская “Зима наших надежд”.
Всё никак не попаду на “Зимнюю вишню”. Кто плюётся, кто хвалит.
Видела “Несравненную Сару” (о Бернар, Англия). Опять-таки не помню, может, это сообщаю уже во второй раз? (Может, для разнообразия хоть другими словами? Или всё теми же?) [Нет, набирая сейчас письма Галины Васильевны и просматривая свои, могу засвидетельствовать тогдашнее отсутствие у меня склероза.]
А что за светская жизнь, связанная с соснами в Ниде? Сгораю от любопытства. [10]
Ну, Галина Васильевна... Вы меня совсем избаловали. Хлебников меня вообще сразил. И оформили его прилично. Особенно графические “обертоны” (иначе не могу определить, совсем импровизация № такой-то - ну ведь висел же Кандинский в изобразительном имени Пушкина примерно где Пикассо? Или мне примстилось?).
[
Вот эта книга.]
Думаете, читаю Хлебникова? Ношусь как с писаной торбой и всем под нос сую. Спасибо! (А в это время Трифонов спокойно дожидается своего часа...) Так что если через некоторое время придёт ещё одно запоздалое спасибо, примите и его.
Т. 23 ноября 85 г.
P. S. А всё-таки как хорошо было в Ниде! Как мы сидели на стволе сосны и ждали, когда снизойдёт на нас благодать. Ничего не придумали, но всё же...».
10. Второе «примечание к примечанию»: я тогда неправильно атрибутировала открытку, ошибочно отнеся её к
1982 году. Переношу сюда:
«Официальное» название открытки: «Панорама Ниды».
На любимой манновской скамейке и мы посидели, и Галина Васильевна пошутила, что хоть этим местом, но впитаем мудрые мысли Томаса Манна...
В мире мудрых мыслей... Томаса Манна.
Когда-то произнесённые, они запутались в кронах сосен благословенной Ниды.
Предалась светской жизни, ну и разнузданная лень всегда «при нас». Подробный отчёт об увеселениях - завтра.
Книги - авось в Сумах ещё не было. [Книги тоже не те, что я думала, относя открытку к 1982 году, а перечисленные в моём письме от 23 ноября (в примечании выше).]
Будьте здоровы.
Роспись
_______
Ещё интересное (поскольку «лингвоцентричное») из моего письма от 26 ноября:
«До свидания.
Т.
26 ноября 85 г.
У нас снег. Сегодня для разнообразия полуснег - полудождь.
Но есть надежда,
Что станет полным наконец».
© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала
http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.