Письма Г. В. Степановой. 18 ноября 1985 года

Aug 04, 2017 12:53

Начало здесь, остальное по тегу, начинать лучше снизу, поскольку в ЖЖ записи идут «вверх ногами».

18 ноября 1985

Могу сделать распространённое сообщение - доклад на тему, как, ничего не делая, человек бывает занят с утра до вечера (из личного опыта - подзаголовок). Если какому-нибудь социологу нужно - могу поделиться. Мне не жалко. [1]

Ни книги порядочной не прочитано, ни фильма не посмотрено - это какой-то кошмар. Предавалась массовой культуре, которая есть опиум для народа. Натурально.

В многочисленных светских удовольствиях (застолье за застольем, кроме праздников - шешупский вечер, потом дни рождений, потом доедать и допивать не?съеденное и не?выпитое) мужики сверкали интеллектом, дамы - пирогами и красотой. Что выделывал Ружинский, как он организовал из нас хор в стиле «свинг» и что из этого вышло, - только в натуре, пересказу не поддаётся, сами понимаете. [2]

Про сеттеров - не помню, т.к. никогда не знала. [3]
Переходы из человеков в птиц, животных и обратно я воспринимаю, как истинная Мерчуткина, - без всякого удовольствия. Даже эстетического. Отношу за счёт «позднего» возраста, который плохо осваивает новации, тем более из чужой культуры. [4]

Итальянская опера - это зараза, начавши слушать которую, остановиться нельзя. Затягивает. [5]

Сны Вам снятся те, которые и должны сниться: по молодости и творческому потенциалу. [6]
Как только Вам приснится сон: «...встречаю я на лестнице соседку Марью Петровну, и она мне говорит...» - можете спокойно открывать роман «Анжелика и король», слушать Леонтьева (смотреть тем более) и любоваться Глазуновым - это уже всё, «кина́ не будет!».

А пока, если не лень, откройте 10-85 год «Молодую гвардию» и прочтите две страницы письма писателя Василия Белова. Не пожалеете! Особенно если вслух, для общества!

Со всякими маниловскими устремлениями решила кончать под влиянием статьи Д. Лихачёва «Социальные корни типа Манилова» (сб. Д. Лихачёв, «Литература - реальность - литература»), ибо до этого ещё был «Малолетний Витушишников» и глава чаепития Николая в «Путешествии дилетантов».

Ежели вдруг (!!!) у Вас появится досуг, полистайте «Уильям Фолкнер. Статьи. Речи. Письма». Очень даже.

Как Ваши куклы-дамы? В какой стадии? [7]

Не нужна ли Вам книга: Н. Ф. Пелевина. «Стилистический анализ художественного текста» (на матер. англ. прозы и поэзии). Поскольку автор - местная профессорша, то подарил мне её (книгу) ейный ученик, которому она (и книга, и профессорша) ни к чему.

Как Ваше здоровье? [8] Лично я пью чёрную бузину с дистиллированной водой. Опять же - как Мерчуткина.

Будьте здоровы. Пишите.

Роспись

Примечания

1. Я откликалась 26 ноября:

«Когда “Вашему” социологу понадобятся статистические данные, порекомендуйте меня. С 7 ноября по 18-е не прочитала ни строчки. Даже смотрела телевизор. Леонтьева пока ещё - нет [прим. наст. времени: см. пассаж ГВ о снах, телевизоре, Леонтьеве и Глазунове]. Если бы не больничный, не знаю, что бы со мной было. [9] И что делала? На работе присутствовала чисто физицки, в кино почти не ходила, читать не читала. Музыку слушала. Но слушание музыки на Страшном суде, кажется, на весы добрых дел опускаться не будет...».

2. В том же письме я отвечала:

«Представляю и до конца представить не могу всё великолепие и очарование Ружинского. Боюсь, личного присутствия не выдержала бы, погибла бы от разрыва живота. (Или “надрыва”?)». [Прим. наст. времени: мы его видели однажды.]

3. Я спрашивала в предыдущем письме (от 26 октября) в связи с приводимой цитатой на одной из украинских карточек (по юмору), на какую породу аллюзия (у пародийного «сеттера-лапсердака»), прим. в конце письма.

4. В том же письме я рассказывала о прочитанной повести Юрия Авакяна про соколиху Тихона Васильевича:

«Спасибо Хорольскому, прислал “Истоки”, Авакян, им рекомендованный, мне понравился, симпатичный. Главное - с ненаглядными моими кошками.
Приём тот же, что и у Кима (излюбленный многими и разными авторами приём в последнее время): человек через животное.
В данном случае имеем дело с соколихой Тихоном Васильевичем (в птице возродился человек - память его, - а в человеке - мечта о полёте). Интересно».

А 26 ноября добавляла:

«А знаете, я, открывши Юрия Авакяна, сказала себе: “Фи, опять эти превращения...”. Но дошедши до того, как соколиха вспомнила вдруг язык человеческий, “и высокая поэзия, и мат, - всё заняло свои места”, - подумала: дай-ка дочитаю...
И потом: Тихон Васильевич (он же соколиха) поселился на чердаке, “никто давно не появлялся тут, на этом забытом и заброшенном кусочке земли, где, казалось, и само время останавливалось для того, чтобы передохнуть и перевести дух; никто, за исключением кошек, которых в этом южном городе было превеликое множество. Появляясь в проёме чердачного окна, они зыркали по сторонам слюдяными сверкающими глазами и, увидев соколиху, просительно и тонко мяукали. Но, верно оценив и свои силы, и недоступность балки, торчащей под самой крышей, потупившись, уходили на поиски более лёгкой добычи”.
Душу продам - обожаю котов!
“Потупившись, уходили...”.
Исследовать бы “образ кота” в славянской и неславянской культурах! Взять хотя бы сказки и детский фольклор, Булгакова и протчая и посравнить да посмотреть...».

5. Я писала в предыдущем письме о том, что слушаю всю наличную у меня итальянскую оперу после фильма «Травиата», а 26 ноября сообщала:

«В среду пойду приобретать очередную оперу. Правда, в подарок, но слушать перепадёт и мне.
В уценёнке новгородской купленный за 54 коп. бас Борис Христов очень проникновенно поёт арию Сенеки (из Монтеверди) и про “лямор” - “ария на Антенор” (Рамо)».

[Вот эту арию; с 14-й минуты:

ANTÉNOR

Voici les tristes lieux que le monstre ravage.
Hélas ! Si pour moi seul je craignais sa fureur,
Je l'attendrais sur ce rivage
Pour être sa victime, et non pas son vainqueur.
Monstre affreux, monstre redoutable,
Ah ! Que le sort me serait favorable
S'il ne m'exposait qu'à vos coups!
Monstre affreux, monstre redoutable,
Ah ! L'Amour est encore plus terrible que vous.
Contre votre fureur il est du moins des armes:
Mais contre ses alarmes,
Vainement on cherche un appui;
Il renaît des efforts qu'on fait pour le détruire;
Et le cœur même qu'il déchire
Est d'intelligence avec lui.
Monstre affreux, etc…
Quel bruit ! Quelle tempête horrible!
Les flots s'élèvent jusqu'aux cieux;
Du tonnerre vengeur j'entends la voix terrible;
La nuit, d'un voile épais, environne ces lieux!
Sortez de vos grottes profondes,
Sortez, monstre cruel ; que votre aspect affreux,
Augmente encore l'horreur qui règne sur les ondes].

6. В связи со слоном ГВ я описывала свои сны (26 октября):

«А я однажды так вот не дошла до друзей. Спускалась со второго этажа на первый (это всё в моём доме, тёплом, деревянном [прим. наст. времени: во сне - тогда я жила с родителями в квартире на четвёртом этаже]), где меня ждали (долгожданные!) гости, но всё никак не могла спуститься, собирала что-то, доделывала что-то важное; так меня и не дождались.
Наверное, в отместку недавно они без меня сидели в (моей) подвальной сырой комнате с земляным полом, сырым от пива - негодного, плохого, пролившегося из перевёрнутой бочки; сидели в самом сухом углу и веселились без меня, и не ждали уже, я им даже помешала своим приходом, а я спускалась сверху по серым ступеням и боялась упасть, а дверь была низкая и узкая.
<...>
В одном сне увиделись мне разбитая пластинка с танго и фокстротами и море, которое периодически воспламенялось и мгновенно сгорало, потом снова появлялась вода и снова сгорала. А людей - превеликое множество! И в море, и из моря выбегают, и в комнате за круглым огромным столом... (Кстати, на следующий день такой стол обнаружила в “Травиате”, смотрела фильм пока впервые.)».
[Из настоящего: теперь я глубоко убеждена, что (по крайней мере в моей персональной жизни и психике) ожидающие за столом гости - это символ социума и социумных требований к личности, обязанной «накормить» (=задобрить) оный социум, оправдывая разнообразные его ожидания.]

7. Реляции про кукольные «стадии» я уже собрала здесь (примечание 2).

8. В ответ я рассказала ГВ «живой анекдот» [я уже упоминала в комментариях к предыдущим письмам о том, что в то время у меня было повышенное содержание йода в щитовидной железе: пульс 120 и выше в состоянии покоя, давление 150 на 60, - от чего я чудесно излечилась в 1986 году в результате Чернобыльской аварии, убившей во мне лишний йод]:

«Здоровье моё - хотите анекдот? (если писала уже, простите мне) - вернее, быль.
Последнее моё посещение врача (летом).
- Ну как, деточка?
- Вы говорили прийти на осмотр.
- О, уже лучше, лучше! Видите, как хорошо... Лекарства пьёте?
- Нет.
- Как?!! И давно?!
- С месяц.
- А ну-ка, ну-ка, ещё раз давление, так, пульс... Да Вы что?! Разве можно не принимать лекарства?
Вы же видите, как стало плохо? И давление, и пульс... Ай-ай-ай... Немедленно начать пить лекарства!

“Потупясь, уходили...”.

Правда, посмотревши однажды в зеркало, лекарства пью. Траву - нет. “Не верю!”».

9. «Примечание к примечанию»: сообщая о том, что с 7 ноября по 18-е не прочитала ни строчки, в предыдущем своём письме (написанном «просто так» - не в ответ на письмо ГВ, а просто соскучившись в долгом ожидании: письма от Галины Васильевны не было больше месяца: написала она его 18 ноября, отправила из Калининграда, судя по штемпелю, 20-го, а я написала своё 23-го, ещё не получив письма ГВ) я опровергала собственные слова (очевидно, 18-го или чуть позднее случился больничный, и до 23-го я успела «наверстать упущенное» с лихвой):

«О море! Души моей строитель!
(Эпиграф.)

Эпиграф из Шергина употреблён мною в знак того, что в этом письме я намерена “душить” Вас цитатами.

Например, из Чернышевского.

Лопухов не рассчитывал на этот результат, когда покупал вино: он хотел только дать взятку Марье Алексевне, чтоб не потерять её благосклонности, назвавшись на обед.............. Но слаб каждый человек. Против водки и других знакомых вкусов она устояла бы, но эль и тому подобные прелести соблазнили её неопытность.
...... Марья Алексевна ...... извинилась тем, что чувствует себя нехорошо с самого утра....

Обстоятельства были так трудны, что Марья Алексевна только махнула рукою. То же самое случилось и с Наполеоном после Ватерлооской битвы, когда маршал Груши оказался глуп, как Павел Константиныч, а Лафайет стал буянить, как Верочка: Наполеон тоже бился, бился, совершал чудеса искусства, - и остался ни при чём, и мог только махнуть рукой и сказать: отрекаюсь от всего, делай, кто хочет, что хочет и с собою, и со мною.
..........................................................

- Я заслужу, заслужу другой ответ, вы спасаете меня! - он схватил её руку и стал целовать.
Марья Алексевна вошла в комнату и в порыве чувства хотела благословить милых детей без формальности, то есть без Павла Константиныча, потом позвать его и благословить парадно.
...........................................................

Она увидела, что идёт домой, когда прошла уже ворота Пажеского корпуса, взяла извозчика и приехала счастливо, побила у двери отворившего ей Федю, бросилась к шкапчику, побила высунувшуюся на шум Матрёну, бросилась опять к шкапчику, бросилась в комнату Верочки, через минуту выбежала к шкапчику, побежала опять в комнату Верочки, долго оставалась там, потом пошла по комнатам, ругаясь, но бить было уже некого: Федя бежал на грязную лестницу, Матрёна, подсматривая в щель Верочкиной комнаты, бежала опрометью, увидев, что Марья Алексевна поднимается, в кухню не попала, а очутилась в спальной под кроватью Марьи Алексевны, где и пробыла благополучно до мирного востребования.
Долго ли, коротко ли Марья Алексевна ругалась и кричала, ходя по пустым комнатам, определить она не могла, но, должно быть, долго, потому что вот и Павел Константиныч явился из должности, - досталось и ему, идеально и материально досталось. Но как всему бывает конец, то Марья Алексевна закричала: “Матрёна, подавай обедать!”. Матрёна увидела, что штурм кончился, вылезла из-под кровати и подала обедать.
..............................................................

Когда Марья Алексевна опомнилась у ворот Пажеского корпуса, постигла, что дочь действительно исчезла, вышла замуж и ушла от неё, этот факт явился её сознанию в форме следующего мысленного восклицания: “обокрала!”. И всю дорогу она продолжала восклицать мысленно, а иногда и вслух: “обокрала!”. Поэтому, задержавшись лишь на несколько минут сообщением скорби своей Феде и Матрёне по человеческой слабости........ Марья Алексевна пробежала в комнату Верочки, бросилась в ящики туалета, в гардероб, окинула все торопливым взглядом, - нет, кажется, всё цело...

Так. Теперь надо уравновесить.
Вот, пожалуйста:
“И лопухи величиной с таз”
(Р. Киреев, “Песчаная акация”).

Купила в подарок “знакомым детям” “Стихи из рюкзака” Олега Тарутина.
<...>
Вы уже догадались, откуда такая “начитанность”? Правильно, пребываю в очередном творческом отпуске под кодовым названием “ОРЗ”. Начиталась вволю, и Вам из-за этого досталось.
<...>
Итак, с одной стороны, классика. С другой - детское чтение (взяла ещё Н. Сладкова). Полная гармония и чистота помыслов!
Купила очередную оперу (“Вертер” Массне, с Образцовой и Пласидо Доминго). “Воспоминания о Заболоцком”. Очередные “Мёртвые души” (кому-нибудь в подарок).

Новости просветительской деятельности. Несу в массы свет прозы Валерия Попова (занятия в своей, 122-й, привели к тому, что ещё один апологет завёлся - и даже купил себе такую книжку).

Новости воспитательной работы. На очередном совете в очередной раз хаяли 122-ю и её куратора. Кончилось советом брать пример с Натальи Филипповны. Учусь. Пока не получается.

В кино ходила давно, в “Кадре” показывали “Демонов в саду”.
Паче чаяния (завуалированное “я ждала большего”). [Прим. настоящего времени: наряду с кодовой фразой-мемом “я фильма не видел(а), но я скажу” (там см. примечание 4), у нас бытовала ещё такая (высмеиваемая нами), которую вместо “конструктивного” мнения о фильме участник обсуждения произносил разочарованным тоном.] Ну честное слово, ждала! Нафантазировала невообразимого, и когда увидела обычный добротный фильм, сказала “фи...”. А так-то фильм интересный, и мальчик там хороший, и некоторые сцены, и типаж...

И - уж не помню, писала ли - понравилась австралийская “Зима наших надежд”.
Всё никак не попаду на “Зимнюю вишню”. Кто плюётся, кто хвалит.
Видела “Несравненную Сару” (о Бернар, Англия). Опять-таки не помню, может, это сообщаю уже во второй раз? (Может, для разнообразия хоть другими словами? Или всё теми же?) [Нет, набирая сейчас письма Галины Васильевны и просматривая свои, могу засвидетельствовать тогдашнее отсутствие у меня склероза.]

А что за светская жизнь, связанная с соснами в Ниде? Сгораю от любопытства. [10]

Ну, Галина Васильевна... Вы меня совсем избаловали. Хлебников меня вообще сразил. И оформили его прилично. Особенно графические “обертоны” (иначе не могу определить, совсем импровизация № такой-то - ну ведь висел же Кандинский в изобразительном имени Пушкина примерно где Пикассо? Или мне примстилось?).

[Вот эта книга.]

Думаете, читаю Хлебникова? Ношусь как с писаной торбой и всем под нос сую. Спасибо! (А в это время Трифонов спокойно дожидается своего часа...) Так что если через некоторое время придёт ещё одно запоздалое спасибо, примите и его.
Т. 23 ноября 85 г.

P. S. А всё-таки как хорошо было в Ниде! Как мы сидели на стволе сосны и ждали, когда снизойдёт на нас благодать. Ничего не придумали, но всё же...».

10. Второе «примечание к примечанию»: я тогда неправильно атрибутировала открытку, ошибочно отнеся её к 1982 году. Переношу сюда:



«Официальное» название открытки: «Панорама Ниды».
На любимой манновской скамейке и мы посидели, и Галина Васильевна пошутила, что хоть этим местом, но впитаем мудрые мысли Томаса Манна...



В мире мудрых мыслей... Томаса Манна.

Когда-то произнесённые, они запутались в кронах сосен благословенной Ниды.

Предалась светской жизни, ну и разнузданная лень всегда «при нас». Подробный отчёт об увеселениях - завтра.

Книги - авось в Сумах ещё не было. [Книги тоже не те, что я думала, относя открытку к 1982 году, а перечисленные в моём письме от 23 ноября (в примечании выше).]

Будьте здоровы.

Роспись

_______

Ещё интересное (поскольку «лингвоцентричное») из моего письма от 26 ноября:

«До свидания.
Т.
26 ноября 85 г.
У нас снег. Сегодня для разнообразия полуснег - полудождь.
Но есть надежда,
Что станет полным наконец».






© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.

Галина Васильевна, письма Г. В. Степановой

Previous post Next post
Up