Чехов жил, Чехов жив, Чехов будет жить

Jan 20, 2012 13:55

Скучная история

О л ь г а (обнимает обеих сестёр). Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! О, боже мой! Пройдёт время, и мы уйдём навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живёт теперь.

А. П. Чехов. Три сестры

Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства.
<...>
Весной, в праздник - это было Вознесение, - после приёма больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шёл пешком, не спеша (своих лошадей у него ещё не было), и всё время напевал:

Когда ещё я не́ пил слёз из чаши бытия...

А. П. Чехов. Ионыч

Рано утром ездила по делам и видела из окна маршрутки много разного: сначала вывеску «Цілодобово ГАСТРОНОМЪ Покровський», потом жизнеутверждающий билборд «А. П. Чехову - 152 ро́ки».

Гастрономъ П[о]кр[о]вськый (который цілодобо́во, то есть круглосуточно) - это на бывшей Красной площади, которую идиоты националисты сначала - в девяностых - перевели как Червона [чэрво́на], хотя она была Красная в смысле красивая - как красна девица, - а потом - недавно - переименовали в Покровскую, в память о несуществующей Покровской церкви - той самой, которую « ти зары́лы - ц'и одры́лы».

Кстати, ці (эти; Ц произносится мягко, так же как в ти: т'и - ц'и) опять «зарылы»: года два разрытый фундамент церкви простоял под дождями и снегами, приманивая в тёмное время суток пьяниц и старых людей спотыкаться и падать в эти я́мины (крестовина фундамента выходила аж на тротуар, и провалья эти никак не были огорожены), а затем в целях сохранности был опять забросан землёй, и на том месте устроен цветник и поставлен памятный знак в виде часовенки с лампочкой-подсветкой, символизирующей неугасимый огонь веры.

Таким образом, вместо одной Покровской церкви (очень красивой, сходите по ссылке на зарылы-одрылы) теперь возле старого универмага на красно-червоно-покровской площади стоят две часовни (поскольку там уже стояла одна, сооружённая в честь «одрытия»), обе неугасимо-безнадёжные, поскольку средств ни на восстановление церкви, ни на восстановление усадьбы в Доме-музее Чехова не было, нет и не будет, проживи аксакал Чехов ещё хоть 252 года, хоть 1152...

Да и зачем что-то восстанавливать в нашей иконической культуре, имя которой знак - символ - миф*?

В нашей империи сло́ва?

Для нас главное - начертать «пару формул»: часовенку поставить, билбордик устроить - или священный ер в конце слова гастроном (альбо коммерсант) впереть...

...В больнице, куда я ездила сдавать кровь, лаборантка, пришедшая в отделение с чумаданчиком, трогательно перевязанным бежевым эластичным бинтиком для надёжности (а милый Кошкодильчик вчера всё никак не мог поверить мне в Скайпе, и так горячо меня разубеждал, что я даже засомневалась: ну мало ли! ведь я лет семь точно никаких анализов не сдавала... могу тебя заверить, дорогая Танечка: в Багдаде всё спокойно, всё именно так, как и было в каменном веке - стёклышки, пробирки, металлические штырьки для прокалывания пальца), - отчаянно чихающая, кашляющая, никак не мо́гущая продышаться, - строго спросила у меня: «Вы же сдавали спирт?», а потом сердито выговорила дежурной медсестре (когда я не сразу врубилась, какого спирта от меня требуют): «Вам же сдают спирт и вату?», - и уже получив требуемое, продолжала ворчать, выдавливая из моего пальца последние капли крови: «Я же вам тут не мать Тереза!»...

...Но подлинный подарок жизни поджидал меня в конце путешествия, когда я, решив на обратном пути проехать чуть дальше - за продуктами на ближний к моему дому базарчик, - оказалась ровно в нужном месте в нужный час, чтобы услышать шедевр.
А я ещё и сомневалась, дурочка, ехать ли, да на моё счастье дома шаро́м покати, пришлось отправиться.

Мне уже отсчитывают яйца на одном из продовольственных лотков, как тут к моей продавщице подходит другая продавщица и спрашивает:
- Ну, як там наш бомж... - захлопывает в ужасе рот рукой и поправляется: ой, морж!

(Накануне третья продавщица - как я успела выяснить у своей хохочущей продавщицы, а та сконфуженно ретировалась, - из колбасного киоска, - купалась в иорданской проруби, а морозец у нас 10 градусов.)

Ну и много ли человеку для счастья нужно?
Я обхохотала пол-улицы Декабристов, весь переулок Грибоедова и часть собственной улицы, вплоть до своего дома и крыльца.

* Это, если вы помните, книжка А. Ф. Лосева так называется: Знак. Символ. Миф.

Картинка мне жутко понравилась, но я не смогла её «атрибутировать» (церковь на заднем плане очень напоминает нашу Воскресенскую, а иллюстрация - как раз к «Ионычу»):




Музыкальный киоск

Когда ещё я не́ пил слёз из чаши бытия:

image Click to view



Антон Дельвиг. Элегия. Муз. М. Яковлева.

© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.

искусство и жизнь, филоух, Сумы, детки зябликов, Чехов, этнографические заметки, грязные выборы, Тарас и Бульба, филоглаз, подарки жизни

Previous post Next post
Up