В
продолжение разговора и для развенчания мифа о собственном совершенстве в изготовлении предметов
Однажды, ещё в советское время (время чёрно-белых телевизоров и переключения каналов такой круглой штучкой-пимпочкой), мама позвала меня и показала папино изобретение: эта самая переключалочка, сломавшаяся и не переключавшая каналы, была обмотана рябой такой тесёмочкой, которая в свою очередь была заведена куда-то «за угол» телевизорной коробки и к чему-то там привязана трогательным бантиком.
И, естественно, работала, благополучно переключая каналы.
В таких случаях (которые происходили сплошь и рядом, практически при каждом папином вмешательстве в «ход вещей») мама звала меня «к месту события», то есть к месту осуществления креативного ремонта и говорила с особой - значительно-торжествующей - интонацией:
- Смотри, какой у нас мастер! (и, поворачиваясь к папе, укоризненно) Володя, ну ты же инженер! Ну как ты так можешь?
А мы с папой хором отвечали:
- Да вот только так он и может, и именно потому, что инженер, а не механик...
Я тоже очень часто что-нибудь этакое «изобретаю» в быту, экономя деньги и время (на поиск кого-то, кто отремонтирует «правильно», и на покупку «деталей»).
И вообще в строительстве - любом, в том числе реальном, - я не гнушаюсь никакими подручными материалами - подобно моему папе, чинившему все «технические средства» с помощью двух универсальных «первоэлементов»: полиэтиленовой крышки и жестяной (от банок с консервацией).
И ведь работало и работает...
В юности я периодически «шила», в основном всякие экспериментальные модели и без возможности заделывать швы машинкой.
Процесс «шитья» происходил так.
Сначала я садилась и обдумывала план:
а) как придумать конструкцию вещи, чтобы не заделывать швы руками, но чтобы они не «сыпались» по краям;
б) чтобы я успела её раскроить, сшить и надеть за один день, пусть даже с утра до вечера, но только чтобы не откладывать.
И если я не успевала доделать, даже какую-то мелочь, то я к этой вещи уже не возвращалась никогда.
Поражаюсь терпению моей мамы: на её месте я бы давно себя уже убила за это - столько материи я перепортила... благо период этот длился недолго.
Мама только вздыхала обречённо: когда ты уже поймёшь, что портниха из тебя никакая...
Но что самое ужасное - это бесконечные узелки во всех без исключения «изготовляемых предметах»: даже когда я вязала на вязальной машине, изнанку вещи можно было бы показывать вместо фильма ужасов, настолько множественные следы ужасных крушений, разрывов и катастроф она хранила...
В итоге - «провязав», «прошив», «провышивав» и т.п. какое-то время, - я пришла к мысли, что буду по-настоящему заниматься только текстами: только там я могу превратить свои недостатки в достоинства, объясняя лишние узелки на изнанке и махрящиеся швы - «художественной задачей» и «целесообразностью» (хотя вполне допускаю мысль,что тексты мои такие же кособокие, как и недошитонедовязаннонедовышитые вещи).
И в текстах у меня тоже есть излюбленные «первоэлементы», подобно папиным жестяным или полиэтиленовым крышкам: например, цитаты - которые для меня в первую очередь - опорные столбы, и если нужно, чтобы стена не провисала, я использую столб любой величины (в собственном же тексте ты хозяин-барин - «что хочу, то и ворочу»).
В роли таких же «несущих конструкций» я часто использую аудиовизуальный ряд - музыку и живопись, призванные «держать» эмоцию или ритм, вызывать определённую аллюзию или отдалённую ассоциацию, а порой и задавать весь эмоциональный тон (очень часто лоскуты вырастают из непосредственно слушаемой в этот момент музыки: когда вдруг возникает полное «матрично-структурное» соответствие, ловится «рифма пространства»)...
Главное - чтобы это работало, а уж какие тесёмочки или крышечки при этом «задействованы», - не так уж и важно.
© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала
http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.