Женщина в Церкви в брюках: казнить нельзя помиловать

Aug 31, 2013 16:21

Недавно я опять прочитала печальный рассказ о том, как даму, «дерзнувшую» прийти в храм в брюках, за это отругал священник. Аргументов у него не было. Только эмоции.

Что говорит по этому поводу Библия? Первые люди (Ева и Адам) до своей духовной катастрофы не нуждались в одежде, поскольку были невинными. После духовной аварии они почувствовали не Божественную силу и возможности, как обещал дьявол, но стыд. И «сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие, гл. 3, ст. 7). «Опоясания», а не платье и брюки. Дальше наши прародители вместо того, чтобы рассказать Богу о проделке дьявола и попросить у Него помощи и исцеления, сначала оправдываются (Адам обвиняет в случившемся свою жену и Того, Кто дал ее: они виноваты в его грехе, а он - всего лишь жертва; Ева, к сожалению, просто констатирует факт греха и не просит о помощи), а потом поступают еще хуже: молчат. Они молчат, когда Господь наказывает врага; молчит Адам, когда Господь показывает Еве, что ее ждет вне рая; молчит Ева, когда Господь обращается к Адаму. И дальше был шанс очухаться и попросить все-таки помощи у своего Создателя: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Бытие, гл. 3, ст. 21). Но опять непонятная тишина… Впрочем, в данной статье меня интересует другое: «сделал кожаные одежды» Господь. Какие именно, нам неизвестно, не сказано, что Ева получила длинное платье с рюшами и платок, а Адам удобные брюки, галстук и рубашку. Просто - «кожаные одежды».

Открываем ветхозаветную книгу «Второзаконие», гл. 22, ст. 5: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие». Не сказано, что относится к женской одежде, а что к мужской; здесь важен не сам факт ношения «неправильной» одежды, а то, для чего это делается. Был у язычников какой-то обычай, против которого это правило и было создано.

Где-то в 340 г. на Гангрском соборе было принято правило 13: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, применит одеяние, и, вместо обыкновенные женские одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою». А правило 62 Шестого Вселенского собора гласит, что «такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических». Это правило было принято в 691 году. Речь идет о «мнимом» подвижничестве и «всенародных плясаниях». Обратите внимание на даты.

Теперь самое интересное. Церковь прославляет в лике святых 12 подвижниц, которые духовно трудились в мужском образе, соответственно, в мужской одежде и молились, и причащались. Вот имена этих удивительных женщин, в скобках указана дата рождения в вечную жизнь, на светском языке - дата смерти:

1. Преподобная Феодора Александрийская (+ ок. 474 - 491 г.).
2. Преподобная Евфросиния Александрийская, Смарагд (+ V век).
3. Преподобная Пелагия Антиохийская (+ 457 г.).
4. Преподобная Анна Вифинская (+ 826 г.).
5. Преподобная Матрона (+ 492 г.).
6. Преподобномученица Евгения (+ 262 г.).
7. Преподобная Аполлинария (+ 470 г.).
8. Преподобная Мария, именовавшаяся Марином (+ VI век).
9. Преподобная Анастасия Патрикия (+ 567 - 568 г.).
10. Преподобная Афанасия (+ V век).
11. Преподобная Евфросиния Младшая (+ 854 г.).
12. Святая Сусанна-Иоанн (15 декабря; дата не известна).
Эта информация взята отсюда: http://www.pravoslavie.ru/put/56268.htm.

Обратите внимание на даты. Все эти дамы, кроме св. Евгении, подвизались в «непотребном» виде уже после принятия таких правил. Следовательно, и они направлены не против ношения «неправильной» одежды, но против некоторых причин для этого.

Есть еще примеры такого вот «неподобающего» поведения в христианских источниках. Свт. Астерий Амасийский в слове «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться со своей женой?» рассказывает о женщине, которая остригла волосы, переоделась в мужской костюм, чтобы иметь возможность под видом раба сопровождать своего супруга (http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasijskij/beseda-na-slova-evangelija-ot-matfeja/). Святые преподобномученицы Архелая, Фекла и Сосанна остригли волосы, переоделись в мужской костюм и так подвизались, проповедуя язычникам Слово Божье (http://days.pravoslavie.ru/Life/life1249.htm). Блаженная Ксения Петербургская после смерти мужа «избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем» (http://days.pravoslavie.ru/Life/life6689.htm).

Еще один момент. Когда были даны вышеуказанные правила об одежде, не было еще ни брючных костюмов и галстуков, ни воздушных платьев с корсетами, рюшами и цветами. Открываю книгу В. Бутромеева «Детский плутарх. Великие и знаменитые Древнего мира. - Минск: «Полипринт», 1994». На стр. 40 помещен рисунок «Зала дворца ассирийских царей». Если закрыть рукой лица изображенных людей, нельзя будет понять, кто изображен: мужчина или женщина. Одежда мужчин напоминает женские платья. Найдите 10 отличий. Там же другой рисунок: «Ассирийцы осаждают город». То же самое: закрой рукой лица, не смотри на название рисунка - и можно подумать, что изображены дамы. Обратите внимание и на некоторые православные иконы: когда на одной иконе изображены сразу несколько святых (и женщин, и мужчин), если закрыть лица, то по одной одежде определить сложно, кто есть кто.

Из работы диакона Андрея Кураева: «Отношение к брюкам никак не является устоем православной церкви… В брюках в старые времена порядочные люди вообще не ходили, ни мужчины, ни женщины. Так было в Древнем Риме, так было в Палестине, так было в Византии. Люди ходили в туниках. А в брюках ходили варвары: они были кочевниками, все время верхом на лошадях. И вот чтобы не натирать ноги об лошадь, они обматывали ноги тем, из чего потом получились брюки… Духовенство сегодня ходит в «духовном платье»: в одежде, которую светские люди считают типично женской (даже ряса запахивается у нас на левую сторону, а не на правую, как у мужских рубашек). Как всегда при работе с Библией, тут неизбежен вопрос: отчего, на каком основании какие-то ветхозаветные установления мы воспринимаем буквально, а буквально соседние - считаем устаревшими. Напомню, что на той же странице Библии, где говорится: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье», - заповедано и следующее: «Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься» (Втор. 22, 12). Так что если кто-то будет изгонять из храма девушку в брюках, я бы советовал к этому вышибале подойти с вопросом: “А на ваших покрывалах в доме есть ли кисточки по углам?”» (курсив мой; отсюда: http://azbyka.ru/tserkov/zhenschina_v_tserkvi/5g5_7-all.shtml).

как делают сатанисткой, христианство о женщинах, самовыражение

Previous post Next post
Up