В некоторых «христианских» книгах говорится, что во время месячных женщины не должны приходить в храмы, а если придут, то будут за это сурово наказаны. Это не так.
Какой у нас самый авторитетный источник? Священное Писание. Как относится к данному вопросу Руководитель церкви - Спаситель?
Все девять месяцев до Своего рождения Господь проводит в чреве Своей Мамы, не оскверняясь этим. Далее происходит Рождество Христово, Его день рождения. И Пречистая Мама Иисуса нарушает ветхозаветные правила.
В книге Левит говорится: «Сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней… и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» (гл. 12, ст. 1-4).
Блаженный Феодорит Кирский пишет, что «должно вникать в намерение закона. Ибо часто вместо одного учит он другому. Ибо если родившая нечиста, то нечиста и чревоносящая. Посему, думаю, что закон повелевает успокоиться родившей, как много потрудившейся и потерпевшей жестокие муки. Но если бы просто дал такое повеление, то мужья не удержали бы своего похотения; зная же, что родившая нечиста, бегают общения, чтобы и им не сообщилась нечистота. Итак, закон словом «нечистота» угашает пожелание» (цит. из статьи Боженова Александра «Можно ли женщинам во время месячных ходить в храм и причащаться?»,
http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1319/).
«И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было Им места в гостинице» (Евангелие от Луки гл. 2, ст. 7). Вдумайтесь: в дни послеродовой «нечистоты» Пресвятая Дева не просто «к священному» прикасается, но к Самому Богу, к Тому, Кто больше и святилища, и всего, что в нем есть.
Проходит тридцать лет. Иисус все это время живет в одном доме со Своей Мамой. Неужели же в дни «обыкновенного женского» Господь прогонял Пресвятую Деву из дома, чтобы Она «не оскверняла» Его? Или Господь переселялся в такие дни к Своим соседям по той же причине? Думаю, что это, мягко говоря, невероятно.
Есть прямое евангельское свидетельство, как Господь относится к ветхозаветному взгляду на «женскую нечистоту»: пример кровоточивой жены. Чтобы лучше понять его, нужно вначале вспомнить древние правила.
«Сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: объявите сынам Израилевым и скажите им… если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; и все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто; и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера; и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера; и если кто-нибудь прикоснется к чему-нибудь на постели или на той вещи, на которой она сидела, нечист будет до вечера; если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней, и всякая постель, на которой он ляжет, будет нечиста. Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее… она нечиста… и всякая вещь, на которую она сядет, будет нечиста, как нечисто это во время очищения ее; и всякий, кто прикоснется к ним, будет нечист, и должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера» (Левит, см. гл. 15).
Теперь евангельский рассказ о кровоточивой жене: «Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! Народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: «Кто прикоснулся ко Мне?» Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Евангелие от Луки гл. 8, ст. 42-48).
А евангелист Матфей прибавляет: «…прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею» (гл. 9, ст. 21).
По ветхозаветному закону эта женщина, продираясь сквозь толпу людей, «теснивших» Иисуса, «осквернила» их всех «до вечера». Она прикасается «к краю одежды» Спасителя. Почему? Потому что она верит, что одного этого прикосновения будет достаточно для исцеления. При этом женщина хочет «утаиться», поскольку, видимо, чувствует себя виноватой. Иисус, прочитав ее мысли и желая успокоить ее, перед большим количеством людей повелевает ей рассказать, что она в «дни нечистоты» прикоснулась к Нему, к Самому Господу Богу, и исцелилась «тотчас», и говорит всем, что она поступила правильно.
Казалось бы, пример Самого Господа Бога и пример Его Пречистой Матери настолько авторитетные, что никаких сомнений и вопросов быть не должно. Тем не менее, есть люди, которые в такие дни готовы «благочестиво» выставлять женщин из церквей. И кому это нужно, скажите? Если уж соблюдать ветхозаветные правила и обычаи, тогда нужно идти до конца. Тогда нужно и мужчинам, и женщинам соблюдать все, о чем говорится в книге Левит. Как мужчины, дающие такие советы, отнесутся к тому, чтобы в дни «женской нечистоты» не прикасаться к своим женам, дочерям, а также ко всем предметам, до которых последние дотронутся в течение этих дней? К тому, чтобы в это время постоянно мыться самим и «очищать» «оскверненные» предметы? Если резко отрицательно, то ответьте, на каком основании вы берете одно ветхозаветное правило, навязываете его исполнение нам, не понимая его смысла, а сами при этом не соблюдаете тот же закон в том, что относится к вам?
Вот еще интересный материал.
Деяния апостолов, глава 15: «Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (ст. 5-6).
Каково решение Апостольского собора? «Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали души ваши, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом… Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете» (ст. 24-25, 28-29).
Ветхозаветные постановления о «нечистоте» женской относятся к Моисееву закону. Есть отдельные слова для сестер? Нет.
В III-IV веках появляются:
(1) «Послание каноническое Дионисия, архиепископа Александрийского и исповедника, к епископу Василиду» («Книга правил свв. апостолов, свв. соборов Вселенских и Поместных и свв. отцов»):
«О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним считаю и спрашивать. Ибо не думаю, чтобы они, если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не к Нему, но только к Его одежде. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к Тому, Кто есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом»;
(2) "Апостольские постановления":
«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени во сне, соитий законных (Лев. 15,1-30), те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться или касаться книг, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими…
В самом деле, если ты, жена, думаешь, что в продолжение семи дней, когда бывает у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого, то следует, что если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющею в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, всеконечно, присущ тебе, потому что Он не ограничен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в Евхаристии и в пришествии Святого Духа, как нимало не согрешившая в том. Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность…
Итак, если ты, жена, во дни очищения месячного не имеешь в себе, как говоришь, Духа Святого, то ты должна быть исполнена духа нечистого. Ибо когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе. Потому что он любит неблагодарных, порочных, нерадивых, сонливых, так как и сам, по неблагодарности заболев зломыслием, лишен Богом достоинства, решившись вместо Архангела быть дьяволом.
Поэтому воздерживайся, жена, от суетных речей и всегда помни о Сотворившем тебя и молись Ему, ибо Он - Господь твой и всего, и поучайся в законах Его, ничего не наблюдая, - ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов или выкидывания, ни порока телесного. Наблюдения эти суть пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых. Ибо ни погребение человека, ни кость мертвого, ни гроб, ни та или другая снедь, ни течение семени во сне не могут осквернить душу человека, но одно нечестие на Бога и беззаконие и несправедливость к ближнему, разумею - хищничество или насилие, или что бы то ни было противное правде Его, прелюбодеяние или любодеяние» (
http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1319 );
(3) «Послание святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского, к Аммуну монаху» («Книга правил свв. апостолов, свв. соборов Вселенских и Поместных и свв. отцов»):
«“Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть” (Послание к Титу гл. 1, ст. 15). Удивляюсь же ухищрению дьявола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по-видимому, помышления чистоты. Но действуемое им есть паче навет, или искушение. Ибо, как и сказал, дабы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и в сем, как мнится ему, победить их, для этого возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошания и суесловие, которых уклоняться должно.
Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей и плюновение из уст? Можем сказать и о большем этого, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни живого существа. Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное, и если «мы Им живем и движемся и существуем», по Божественному Писанию апостольских деяний (Деяния апостолов гл. 17, ст. 28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, совершаем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и сему с прочими подвергаемся мы, как выше сказано, по необходимости естественной»;
(4) «Канонические ответы Тимофея, епископа Александрийского» («Книга правил свв. апостолов, свв. соборов Вселенских и Поместных и свв. отцов»):
«Вопрос 7. Если у жены начнется обыкновенное женам, должна ли она в такой день приступить к Святым Тайнам, или нет? Ответ. Не должна, доколе не очистится».
В VI веке святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, так ответил на вопросы архиепископа англов Августина:
«Вопрос Августина. Может ли беременная женщина быть крещена, и, когда у нее родится ребенок, через сколько времени она сможет войти в церковь? И спустя сколько дней может дитя принять благодать святого крещения, дабы предупредить его возможную смерть? И через какое время ее муж сможет вступать с ней в сношение, и можно ли ей входить в церковь или принимать святое причастие во время месячных? И может ли мужчина, имевший сношение с женой, войти в церковь или принять таинство святого причастия до того как омоется? Все эти вещи необходимо знать непросвещенному народу англов.
Ответ Григория Великого. Брат мой, я не сомневался, что ты задашь мне эти вопросы, и уже приготовил на них ответ. Не сомневаюсь, что ты просто желаешь, чтобы этот ответ подтвердил собственные твои мысли и предчувствия… Через сколько дней может женщина войти в церковь после того, как родит? Из Ветхого Завета тебе известно, что ей следует воздерживаться от этого в течение тридцати трех дней, если у нее родился мальчик, и шестидесяти шести дней, если родилась девочка (Левит 12:4-5). Однако это следует понимать иначе. Ведь если бы она вошла в церковь хотя бы через час после родов возблагодарить Господа, она не совершила бы греха… Если же мы запретим родившей женщине входить в церковь, то сочтем роды ее наказанием за грех.
Ничто также не должно удерживать тебя от крещения родившей женщины или ее ребенка, если им угрожает смерть, хотя бы это было в самый час ее родов и его рождения. Ибо если милость святого таинства равно дается всем живым и здоровым, то тем более нужно без промедления даровать ее тем, кому угрожает смерть, из боязни, что, выжидая более удобного времени для приготовления к таинству Воскресения, мы можем вовсе не дать их душе воскреснуть.
Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ставить ей в вину то, что дано от природы, и от чего она страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась в краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее (Мф. 9;20). Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..
Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству Плоти и Крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание налагается с большей осторожностью… Раз никакая еда не испортит того, чья душа не подвержена порче, почему должно считаться нечистым то, что у чистой душой женщины исходит от ее естества?» (Цит. отсюда:
http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1319.)
В XVIII веке был дан такой ответ по рассматриваемому вопросу. Преп. Никодим Святогорец (цит. из статьи священника Константина Пархоменко «О так называемой женской “нечистоте”»,
http://azbyka.ru/parkhomenko/stati/genskaya_nechistota-all.shtml):
«На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:
1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.
2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.
3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.
Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором - непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?.. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом».
Итак, Иисус Христос в Своей земной жизни показал четко Свое отношение к данному вопросу. Апостольский собор постановил, что язычники, обращающиеся ко Христу, не должны соблюдать Моисеев закон, в котором говорится о женской «нечистоте». «Апостольские постановления» не просто разрешают, но рекомендуют женщинам в такие дни не лениться духовно, но молиться, причащаться и помнить о своем Создателе. В «Книге правил» есть мнения трех епископов Александрийских, все три включены в эту книгу и противоречат друг другу. И только свт. Афанасий Александрийский приводит аргументированный ответ, как надо относиться к вопросам «нечистоты». Кто из святых людей считал, что в «дни нечистоты» не надо причащаться? Указанные выше Александрийские епископы Тимофей и Дионисий.
Что же тогда остается? Только вот «народное восприятие» и народные же суеверия.
*Курсив везде мой.