К вопросу о кастрации марксизма-ленинизма

May 06, 2016 14:11




«Оскопление Урана Кроном». Джорджо Вазари и Жерарди Христофано, XVI век, Палаццо Веккьо, Флоренция

Кургинян проводит любопытную ревизию марксизма и ленинизма, которую он, разумеется, называет творческим развитием, но которая изымает из обоих доктрин их суть, без коей эти последние уже не могут называться ни марксизмом, ни ленинизмом.

Кургиняновская игра носит двойственный характер. С одной стороны - он самый что ни на есть лояльный марксист и ленинец. Выступления Кургиняна просто усыпаны хвалебными оценками Маркса и отсылками к его идеям. В данный момент в газете продолжается печатание огромной (вышло более 40 выпусков) книги о Марксе и марксизме. С Лениным отношения еще теснее. Кургинян во всем сознательно копирует Ленина. Здесь есть все: и ранняя лысина, и партия нового типа, и газета как коллектиный пропагандист и агитатор, и партия вождистского типа, и регулярные партийные школы.

Вот Ильич, облысевший к 30-ти годам (как человек несокрушимой воли и неугасимой энергии, он не прекратил
борьбу за сохранение волосяного покрова и в 46 лет. Адольф Каммерер, у которого Ленин в 1916 г. снимал комнату в Цюрихе, вспоминал, что тот "...всегда покупал пузырьки со специальным маслом против облысения.").
А вот Сергей Ервандович году примерно в 1987-м, т.е. тех же лет, что и Ильич в 16-м. Налицо обширная лысина и дерзкий, пронзающий взгляд. Взгляд говорит: "А что?" или даже "Допустим.".





Правда, похожи?(Конечно, не похожи. Но Кургинян очень старается)

Вот летние школы Кургиняна, берущие пример с большевистской партшколы в Лонжюмо.

Вот кургиняновская партия-организация, "партия нового типа", повторяющая в построении сверхцентрализацию и вождистский принцип ленинской РСДРП-РКП(б). Разве что о "новотипности" партии Кургиняна после товарищей Муссолини, Гитлера и Сталина, говорить будет некорректно.

Вот "непримимая принципиальность" и "бескомпромисность" Ильича в бесчисленных склоках, "драчках", размежеваниях, расколах, шельмовании противников, травле и ругани, ругани, ругани, до которой тот был большой охотник.
А вот безобразные "принципиальные" склоки Кургиняна - с КРПФ, Родительской Ассоциацией, социалистами, марксистами, националистам, церковью, ренегатами из собственных рядов, - вершиной и непревзойденным образцом которых стала травля Стрелкова.

Такова одна сторона дела, апологетическая.
А вот и вторая, реформаторская.

Что делает Кургинян с марксизмом?
Он изымает из него учение о классовой борьбе, заставляя ортодоксальных марксистов биться в идеологической
падучей и клеймить его ренегатом. (По мне так описанное изъятие можно только приветствовать, ибо величайшей глупостью было бы считать классовую борьбу движущей силой истории, как, впрочем, не меньшей глупостью было бы отрицать ее наличие и влияние на ход истории.)

Кургинян, явно не желая афишировать свой разрыв с марксизмом, идет на следующую хитрость. Он говорит: "Классовой борьбы не то чтобы нет вообще, а ее нет вот сейчас, временно". Точнее так: "Классовая борьба невозможна в условиях регресса". Надуманность такого утверждения очевидна. Что такое регресс? где его определение? каковы его критерии? Если под регрессом понимать падение производства, разрушение социальных связей и норм, то почему после 17-го года классовая борьба была возможна, а после 91-го - нет?
И почему, собственно, во время регресса не может быть классовой борьбы? Очевидно, что по своему статусу такое утверждение - просто аксиома, положение, принимаемое без доказательства. Как в теории Эйнштейна постулат о скорости света: "Никакой материальный объект не может двигаться со скоростью,
превышающей скорость света в вакууме". Почему не может? - А хер его знает, почему. Не может и все. Также и классовая борьба не может идти в условиях регресса.

На самом деле конструкция Кургиняна несколько сложнее, он таки дает определение регресса и снабжает его неким определяющим признаком, который при ближайшем рассмотрении оказывается просто морально-оценочной категорией, принимаемой как и предыдущая аксиома без доказательств. А именно: современный российский капитализм ущербен, причем ущербен настолько, что это и не капитализм вовсе, а воровской капитализм. И потому при нем происходит регресс, а следоваетльно, и невозможна классовая борьба. Одна произвольная аксиома "классовая борьба невозможна в условиях регресса" подменяется другой "Воровской
капитализм не является подлинным капитализмом". Примитивная, но по-своему логичная маркситская схема - "плохие" буржуи, владеющие средствами производства, эксплуатируют "хороших" пролетариев, этими средствами не владеющих, из-за чего между первыми и вторыми и разворачивается классовая борьба - разрушена.

Временное ограничение кургиняновского закона об отсутствии классовой борьбы в условиях регресса дополняется пространственным. Везде у него речь идет исключительно о России. В остальном мире (точнее, областях не затронутых регрессом), очевидно, борьба идет. Или нет? Явным образом и здесь Кургинян идет по стопам Ленина, наделившего Россию особым статусом "слабого звена" капитализма. Как перед Октябрем, не имевшая промышленности и пролетариата (сравнительно с Западной Европой), Россия была призвана
осуществить пролетарскую революцию, так и теперь она, по Кургиняну, способна на, прости господи, сверхмодернистский прорыв. На место пролетариата становится крайне подозрительный в марксистском смысле когнитариат с неопределенным классом-антоганистом (пролетариату противостояла буржуазия, а кто противостоит когнитариату - бог весть, разве "игнориат" если продолжать филологические игры в термины).

Как модернизирует марксизм Кургинян?
Опираясь главным образом на ранние и малоизвестные, неклассические работы Маркса, он уходит от его
общественности-социальности-коммюнитарности (вспомним каноническое марксистское определение коммунизма как "Бесклассовое общество, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех") в душевные и духовные глубины индивидуальной личности и движется в сторону богдановского и луначарского богостроительства, к мечтам Троцкого о новом человеке. Последние, правда, носили сильный физиологический уклон, соседствую с евгеникой, физическим преображением человеческого организма и т.п., тогда как кургиняновские идеи выявляют явные тенденции к шаманизму (особые психологические состояния, квазирелигиозные практики, паратеатр, мистерии и прочая, по слову Джойса, "йогобогомуть" в стиле Гротовского).
Наиболее концентрированным выражением разрыва Кургиняна с марксизмом является его определение коммунизма как "Пробуждения раскрепощения высших творческих способностей в каждом человеке". совершенно очевидно, что это никакой не коммунизм, а старое доброе христанское Царство Божье, правда без Бога.

Недрогнувшей рукой Кургинян удаляет и второе яичко марксизма-ленинизма - его материалистическое мировоззрение.

Кургинян, человек, по его же собственному уверению, сугубо светский, выделяет сакральное, метафизическое и нематериальное пространсто - эгрегор, и присягает на верность собранию мертвых. Детальней о его доктрине судить невозможно, поскольку остальные существенные положения своего учения Кургинян на публику не выносит и очевидно, что при орденском строении кургиняновской организации они доступны только посвященным высших ступеней.

Такой марксизм и такой ленинизм гораздо привлекательнее своих унылых исторических предшественников, но, лишенные своих классовых и материалистических основ, новый марксизм и новый ленинизм просто обязаны отбросить и свои привычные средства исторческого действия - диктатуру, подавление, господство общественности и воинствующий атеизм.

Духовные задачи решаются духовными же и средствами - молитвой, созерцанием, внутренней работой по самосовершентсвованию. Но тогда и место нового марксизма и нового ленинизма - не на баррикадах, площадях и фронтах, а в монастырях и кельях. Кургиняновский коммунизм - это псевдорелигия, и не просто по факту (таковым был и исторический большевизм, хотя и никогда не признавал этого официально), но и по замыслу. Что, опять-таки, не может не вызывать симпатии.  Но с двумя оговорками - он не должен быть "псевдо", а стыдливые аппеляции к Марксу и Лениным должны быть просто отброшены.

А до тех пор - ах хороша кургиняновская орхиэктомия! (и пациент жив, и голос его приобрел дивные метафизические обертона) - ждать потомства от излеченного не следует - он может родить разве что мутный эгрегор, да архаическое сообщество мертвых.

суть времени, Кургинян, Маркс, Ленин, марксизм, смысл игры, коммунизм, ленинизм

Previous post Next post
Up