Как я уже отмечала - замечательно путешествовать с тем, кто не знает географии, так можно ненароком форсировать Мон-Блан или вскарабкаться на Тибидадо. Вот и сейчас в ночи мы ехали по горной дороге, старательно не замечая среди веток деревьев нависающих скал и отчаянно разрывая фарами сгущающийся прямо над дорогой туман. Дорога петляла, а нафигатор голосом фригшидной тетки командовал то налево, то направо. Временами казалось, что мы едем куда-то не туда и может быть стоило все-таки рискнуть и пронестись по шоссе к Байройту, чтобы плюнуть на Вагнера прямо в толпе многочисленных поклонников, съехавшихся на фестиваль как раз об ту пору.
Но из тумана возникали мелкие городки с недекоративных фахверком, исчезали, а мы двигались дальше, пока неожиданно перед нами не возник огромный красивый подсвеченный в ночи собор и маленькие домики вокруг.
Барселонская жара окончательно улетучилась призраком, хотелось натянуть какую-нибудь рубашку, когда вышедшие навстречу хозяева провожали нас от парковки в соседний домик - в комнату под самой крышей с пуховыми одеялками.
Хотелось спать, но больше хотелось пить, потому что всю дорогу от Карлсруэ мы догрызали барселонские печеньки. Из окна доносился шум какого-то заведения. Папа ушел на разведку и сначала вернулся с бутылкой минералки, а потом сманил всех в ночной бар. Кэт выманивалась дольше всех, но обещание показать большууууууую собачку сработало.
В баре, оформленном многочисленными музыкальными инструментами сидела небольшая компания людей с грустной огромной собакой. Собаке тут же запросили консультацию по поводу депрессии с подробными симптомами. А сама собака была срочно переглажена и обнята всеми желающими на радость ее хозяину - ну совершенно киношному огромному фашистскому офицеру (хотя и очень постаревшему) и его жене - украинской даме, взявшей на себя роль переводчика. Хотя с местным диалектом у нас и Кэт вполне справлялась.
Отведав наконец нормального виноградного сока, Андрюха перепробовал весь антураж, ему даже нашли маленькую гитарку.
Тут же нашлось баварское пиво (не путать с немецкой мочой!). Бар еще долго работал, но еду уже никто не готовил, хотя украинская дама рассказала, что тут очень здорово, но открываются они только в четыре вечера, поэтому вернуться сюда утром нам не грозило.
В конце концов усталость взяла своё и мы отправились спать (собор в полночь тоже выключили), хотя запоздалое истерическое выяснение горе-знатоков об фразе на испанском "мы прибудем к девяти вечера" не способствовало скорейшему засыпанию. Но я все-таки выспалась, мне хватило и я даже умудрилась проснуться на рассвете, встревожившись вползающим в открытое окно туманом. Все спали, натянув на носы пуховые одеялки. Я махнула рукой и снова отрубилась, но спустя еще некоторое время подскочила зафоткать остатки тумана. Получилась ерунда, скорее напоминание мне самой, да и момент был упущен, но впечатление было потрясающим. А воздух чистый-чистый. Мы так поняли, что это курорт местного масштаба и туризм тут внутренний.
Через пару часов от тумана не осталось и следа. Мы пошли обследовать территорию, обнаруживая в доме множество мелких колоритных декоративных деталей, например развешанные по стенам нотки местных песен, кои советские люди определяют как фашистские марши.
Допинавшись, вся наша компания собралась на завтрак. Любимые олеандры тут были уже только в кадках. Пока мы ели играли марши. Все сидели и ждали, что сейчас дверь откроется и войдет Мюллер.
Но Мюллер не вошел, только мухи влетали. Мы дожевали то, что нашли съедобного, расплатились с классической фрау за номер и пошли знакомиться с городком. В течении очень короткого времени было решено окончательно плюнуть на Байройт и остаться на первую половину дня здесь.
Домики с фахверком и ажурными вывесками сами по себе достаточно милые, но у нас прямо под окнами был вот этот собор.
Первая церковь появилась в Гёсвайнштайне ещё в 11 веке. В 17 веке было принято решение перестроить церковь для того, чтобы вместить все растущее количество паломников. Эта базилика - один из самых посещаемых паломниками собор Германии. Проект отдали архитектору Бальтазару Нойманну - очень титулованному архитектору, придворному архитектору епископа Вюрцбурга.
Бальтазар Нойманн выполнил проект базилики согласно вкусам своего времени: высокое, пышное здание базилики с двумя башнями на фасаде, увенчанными барочными куполами.
Это самое высокое здание в городе, заметное из любого окна, тем более из такого сарая. Мне в тот момент пришло в голову, что я видела подобные домики. В тамбовской области стены домов построены также, только перекрытия строго вертикальные или горизонтальные, нет диагональных, а на крыше солома. А так ведь тоже самое - деревянная решетка и глинистые блоки.
В противоположную сторону - княжеский замок высоко на скалистой горе, подняться по которому можно только по узкой тропке пешком. На машине для посторонних незакаленных - самоубийство.
Крепость Гёсвайнштайн, давшая это непроизносимое имя городу, была построена в 1076 году. Местные князья сражались за свой титул, в их роду даже была родственная связь с императором Священной Римской Империи. Но уже в 1108 году весь городок с близлежащими землями перешел во власть архиепископа Бамберга, где он оставался вплоть до присоединения Наполеоном земель Франконии к королевству Бавария в 1803 году.
Первоначальный замок, построенный на этой скале в 11 веке, был разрушен в 1525 году в ходе Крестьянской войны в Германии. Спустя всего тридцать лет замок был разрушен во второй раз. В конце 19 века его купила одна семья, и с тех пор большая часть помещений замка закрыта. Новые владельцы преобразили полузаброшенный замок «в духе романтизма 14 века», добавив к башне готический шпиль, оформив арки окон «под готику» и приписав к своей фамилии приставку Фрайхерр.
Обычные же люди наслаждаются жизнью где-то внизу.
И не только люди. Андрюха отловил очередную кошку. Кошка очень комплиментарная, давала себя гладить и совершенно не боялась. Ребенок созрел до того, чтобы завести дома животное.
Оторвав человека, отправились через дорогу исследовать собор. Одновременно с нами туда направлялась организованная группа подростков.
Точной даты начала массового паломничества в город никто назвать не может, так как все городские документы были утеряны во времена Тридцатилетней войны. Никто также не знает, отчего люди начали стекаться с разных концов страны в Гёсвайнштайн. Первое письменное упоминание паломничества встречается в 1599 году: тогда была начата постройка нового, более крупного дома для настоятеля церкви. В тексте документа сказано, что паломники «…прибывают ежедневно и круглогодично с разных концов Германии». В 16 веке, во времена религиозных войн из небольшой церкви возле городка Бетценштайн (Betzenstein) был вывезен чудотворный образ по сюжету коронации Девы Марии. С тех пор эта икона из трех фигур (Дева Мария, Бог-Отец и Бог-Сын) притягивает пилигримов в город с ещё большей силой. Сегодня в среднем 140 групп паломников в год приезжает в Гёсвайнштайн, чтобы увидеть этот чудотворный образ.
"Двор" окружен каменным забором с вазами, из которых торчит металлический лавр.
Пространство довольно большое и находится на возвышении, с которого можно обозревать маленькие дома вокруг.
Внутри базилика декорирована очень пышно, как это было принято в эпоху барокко. Над алтарем расположена икона коронации Девы Марии. Её тяжеловесная рамка, выполненная как танец человеческих тел на золотом фоне, впадет в зрение раньше, чем сам святой образ. Сразу над главным входом в собор расположен орган. Установленный в 1988 году, по мягким очертаниям и по специально настроенному тону звучания орган полностью напоминает орган 18 века.
Мы купили книжку, потому что фотографировать там сложно. В отзывах отмечается, что фотографировать не разрешают, но нас никто не останавливал. Во дворе располагался какой-то музей, но он был закрыт.
Возле дома справа от собора столбик с десятком достопримечательностей (коричневые указатели), мы чесно нашли их все на карте, но дошли не везде.
В центре города такие вывески почти на каждом доме.
Спустились с площадки перед собором и обнаружили родничок.
И по улице, увитой цветами, двинулись в сторону музея игрушек.
По пути встретили памятник поэту Йозефу Шеффелю, родившемуся в Карлсруэ и догнавшему нас здесь.
Музей игрушек эпичен. И интересно то, что в основном это игрушки поколения 70-80. Многое узнаваемо. Нашим детям не так интересно, наверное. Но ходят туда именно семьями - дети и взрослые.
Люка долго не могла выбрать что купить и неудачно цапнула карты с породами когек. А Андрюхе мы нашли жестяную заводную лягушку, которая прыгает, пока хватает завода, с громким треском. Правда, эта сделана в Китае.
Попытались подъехать к дорожке, ведущей к замку, но за этим двориком начиналась безумная вертикальная дорога и решено было обойтись.
Обратный путь на шоссе обнаружил то, что в темноте было не так заметно - люди живут прямо на скалах. Остановились на дороге ради такого зрелища и сервиса рено (ничего не ломалось, но снятые в гавновере колпаки все-таки огорчали), а стоящая у краешка дороги женщина подсказала с какой точки лучше вид.
Таких городочков за 20 км проселочной дороги было еще несколько штук, но вскоре мы вылетели на трассу и рванули в Дрезден в надежде на встречу с Мадонной Рафаэля.
галерея с Кэт
http://www.taiellor.ru/taiellor-fotoart/2013-28bavaria.html Часть 1. Санкт-Петербург Часть 2. Лангинкоски (Финляндия) Часть 3. Хамина и Котка (Финляндия) Часть 4. Кронштадтский морской собор Часть 5. Лодзь Часть 6. Познань Часть 7. Берлин Часть 8. Эйндховен Часть 9. Антверпен Часть 10. Брюссель Часть 11. Амьен Часть 12. Фруасси Часть 13. Париж. День первый Часть 14. Венсенский замок Часть 15. Париж. День второй Часть 16. Сен-Женевьев-де-Буа Часть 17. Орлеан Часть 18. Коссад Часть 19. Тулуза Часть 20. Каркассон Часть 21. Барселона. Госпиталь Сан-Пау Часть 22. Барселонский зоопарк Часть 23. Бар-се-лооооона! Часть 24. Сен-Мартен-де-Кро Часть 25. Марсель Часть 26. Безансон Часть 27. Карлсруэ Часть 28. Гёсвайнштайн Часть 29. Дрезден Часть 30. Болеславец Часть 31. Вроцлав. Старе място Часть 32. Вроцлав. Тумский остров Часть 33. Ченстохова Часть 34. Варшава