ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ | БЕРЕГОМ БЕЛОГО МОРЯ - 2014 | ЧАСТЬ 3

Oct 20, 2014 02:16

Николай Терентьев. Берегом Белого моря:
Патракеевка - Койда.
Путевые заметки из пешего монопохода в июне 2014. Часть 3.

Часть 1
Часть 2







Впереди показался маяк Вепревский.



Дошёл до маяка. Поговорил со смотрителями. У них тут много разнообразной техники.













маяк Вепревский

Смотрители говорят, на мысе Воронов погранзастава, и меня без разрешения могут завернуть. Я, конечно же, знал, что от мыса Инцы и выше, начинается погранзона, захватывающая 5 км участок побережья. Но, во-первых, я ездил в Каменку (которая тоже входит в эту зону) последний раз в марте, и никто ни о каких разрешениях на въезд даже не спрашивал. А во-вторых, какого чёрта, я, чей отец родился и вырос на берегах Мезени, а сам я родом с Северодвинска, должен получать разрешение на перемещение по своей родине. Это пережиток прошлого, так мне это видится. А если я чего-то не понимаю, то пусть тогда охраняют эту зону как следует. Вот и посмотрим, как они работают. Короче, я включил внутреннего анархиста и положил с прибором на разрешение. А тут меня начали пугать, что не пустят, и чем дальше я шёл, тем больше меня предупреждали. Тогда я ещё не знал, что в связи с напряженной международной обстановкой у военных начали закручивать гайки, и в Каменке опять поставили пост и въезд только по пропускам. Всё это добавляло оттенок авантюризма в моё путешествие. Но это ведь и здорово!

За Вепревским находится небольшая воинская часть. Чем они там занимаются, я не знаю.



Реку Бол. Торожма пришлось переходить вброд, по пояс. Рюкзак переправлял на круге, т.к. не знал, чего ждать.



тут я переправился через Большую Торожму

Дальше шёл до избы Столбиха.



Столбиха находится на реке Мал. Торожма, на другом берегу. Смотритель маяка предупредил, что переходить эту реку нужно не по кромке моря, а забирать чуть дальше в море. По границе реки с морем плывун. И ещё сказал, что скоро будет шторм и что лучше бы я поторопился, тогда я это пропустил мимо ушей. Подойдя к реке, увидел, что в устье неглубоко, по колено, не больше. Помня о плывуне, пытаюсь найти в море отмель, ничего не выходит. Оставив рюкзак на берегу, попытался пройти напрямик. Сделал два шага и ушёл по пояс в песок, еле выбрался. Быстро раздеваюсь, надуваю круг для переправы на глубине. Пока готовлюсь, запихиваю вещи в рюкзак, налетел ветер, стало холодно. Перешёл вброд чуть выше пояса. Вылезая на другой берег, несколько раз упал, с головой уйдя под воду. Волна поднялась, дубак. Не одеваясь, закинув рюкзак на плечи и прихватив круг, голышом бегу прямо в избу, на угор. Когда я захлопнул за собой дверь, на море уже был шторм.







На фото это не очень видно, но ветер был такой, что сдувало с ног.

В избе натоплено, видимо рыбаки только уехали, перед штормом. И это очень кстати. Решено, ночую здесь.

Звук: Звук печи в рыбацкой избе, на улице шторм

6-й день (14.06.14 - суббота)

В 6-30 в избу начали стучать. Открыл. Оказалось рыбаки с Золотицы, приехали сети снимать. Интересуюсь у них насчёт переправы через Золотицу. Один из них говорит, что завтра заступает на вахту, на электростанцию, которая на другом берегу, и перевезёт меня. Надо подойти к 9-45. А вообще в деревне много лодок.
Они немного погрелись и поехали обратно, по берегу, на квадрах.
На улице всё так же шторм. Я заваливаюсь дальше спать.

Проснулся около 12 часов. Первоначально планировал просидеть весь день в избе, а с утра пораньше к Золотице. Но к 14 часам так захотелось дальше пойти, и пошёл.
Идти было трудно, ветер в лицо и волны жмут к берегу. Пена по пояс. В пути встретил на берегу птицу, какую-то водоплавающую. Лежала вверх лапами, но живая. Подошёл, перевернул, начала головой вертеть. Возможно, не справилась с ветром. Может, выживет.

К 17 часам вышел к Золотице.





В устье реки находится деревня Нижняя Золотица. А в 20 км выше, на другом берегу, Верхняя Золотица.

Дошёл до деревни Нижняя Золотица. Лодки на берегу есть. Походил по деревне, но желающих перевезти не нашёл. Видимо суббота, все в банях моются, да и погода. Решил пойти в лес, переночевать до завтра.

Отошёл на километр, встал на берегу реки. Сварил еды, поел и спать.

7-й день (15.06.14 - воскресенье)

Ночь была холодной, самой холодной за этот поход. Надел на себя практически всю одежду и в спальник залез. Но, как ни странно, выспался хорошо.
Встал в 7-30. Попил чаю и не спеша собрался. К назначенному времени подошёл к деревне.



Вид на устье Золотицы от места ночёвки. Слева Нижняя Золотица, справа электростанция.



в Нижней Золотице







Молча сели в катер, и мужики перевезли меня на другой берег к электростанции. Станция практически в устье. Вот так буднично, без лишних расспросов, взяли и перевезли. Несуетливость и основательность, вот что бросается в глаза при общении с поморами.

Дальше берег пошёл просто изумительный, песчаные пляжи, идти лучше, чем по асфальту. Погода стала налаживаться, небо растянуло, светит солнце. Но не жарко, иду во флиске и в куртке.





После шторма на берегу попадаются небольшие морские звёзды.



Но к 14 часам пляж исчез, и волна била практически в самый берег, пришлось надеть сапоги и карабкаться по глиняным осыпям. Скорость сразу упала, и выматывает такая дорога очень сильно. Как оказалось - это была самая большая вода, а на отливе там везде отлично идётся.



У одного из ручьёв стоит идол, вырубленный из бревна. Я почему-то его сразу про себя назвал бесом. А рядом старый поморский крест, ещё, наверное, 19 века. Верхняя перекладина у него отпала, и кто-то приладил её внизу, так как крест высокий, и до верха я вытянутой рукой не доставал. Издалека даже показалось, что крест перевёрнут.



Ну я это всё дело зафоткал и двинулся дальше.

Где-то за 2 км до р. Това в избе, видно, кто-то есть, но на месте никого. Я там увидел интересный точильный камень и решил его сфотографировать. Ё-моё! Фотоаппарат оставил у того идола. Бес попутал. Пришлось возвращаться 1,5 км обратно.

Когда вернулся обратно, там уже у избы были её обитатели, мужик с женой: Андрей и Валентина. Ставили сети. Как они сами сказали: мы местные, но живём в Архангельске. Душевно мы с ними поговорили, чаем меня угостили.



тот самый точильный камень, ну или что это?



Зашла речь и о погранцах. Андрей говорит, застава на мысе Воронов. Четыре человека всего, и застава на высоком бугре. Говорит, можно спокойно по берегу пройти. Так-то они за морем следят, но если наткнёшься, то могут и завернуть назад. Рассказал, что был случай, шёл однажды дедок, лет 70, вроде как паломник, в какой-то отдалённый северный монастырь. Шёл по берегу моря, дошёл до погранцов, те его завернули назад. Дак тот вернулся в Архангельск, сделал пропуск, и обратно пошёл. Второй раз уже слышу эту историю, первый раз мужики на Кереце рассказали. Тогда он шёл на Новую Землю, я ещё докопался до них, мол как на Новую Землю, это же остров. Сейчас он вроде как на Таймыр идёт. И ещё потом пару раз рассказывали мне эту историю, там уже про Ямал речь шла. Забавно было наблюдать, как рождаются мифы. Интересно было бы услышать эту историю из первоисточника. Может, здесь кто знает подробности? Интересно ведь.

А отлив всё набирает силу, пик в 20 часов. Пошёл дальше до Товы, там вроде как живут постоянно 2 человека. Реку Тову перешёл вброд, по пояс. По самой кромке моря.



деревня Това



река Това





К 20 часам дошёл до избы у реки Малая Това. Тут два рыбака. Позвали чаю попить. Они местные с Золотицы. Вчера, говорят, шторм был. Делать было нечего, дак они «отдохнули», видать, переусердствовали, сегодня тяжко. Тоже с ними приятно пообщался.

К 21 часу дошёл до избы. Решил встать тут. Изба хорошая, на улице столик со скамьёй, с шикарным видом на море. Наверняка у этого места есть какое-то название, уж очень место примечательное. Тогда я решил, что это тоня Могилка, а сейчас уже сомневаюсь. Опять же, может кто знает, как это место называется?











На закате прогулялся по берегу моря с рекордером.

Звук: Плеск волн на закате





Погода совсем уж наладилась. Солнце, на небе ни облачка, и ветра нет.

Дальше планирую идти исключительно по отливам. Так что завтра встаю в 6 часов.

8-й день (16.06.14 - понедельник)

Проснулся как и запланировал в 6 часов. Позавтракал, вышел в 7. Первые 5 км, несколько раз встречал рыбаков, перекидывался с ними парой словечек.



Пробовал идти по верху, по тундре. Но это очень тяжело. Поэтому идти нужно только по малой воде, по берегу, однозначно.





На подступах к мысу Инцы уже можно оценить, на сколько выросла величина приливов.



А дальше - больше. В устье Мезени эта величина достигает 7 - 8 метров. Там самые большие приливы на территории России.



маяк Инцы

На мысе Инцы проходит граница между Приморским и Мезенским районами, и отсюда же начинается прибрежная погранзона, захватывающая 5 км вглубь материка. И я автоматически становлюсь нарушителем погранрежима.



Реки Мал. и Бол. Инцы перешёл вброд. Малые - по колено, а Большие - по пояс. Прошёл мимо маяка. Бугор, на котором стоит маяк, очень сильно подмывает, и думаю, это вопрос времени, когда он окажется смытым вниз.

Тем временем начался прилив. Впереди, в нескольких километрах, река Казана, решил добежать до неё и там встать на дневную стоянку, пережидая прилив.
К реке подошёл, когда уже начался сильный прилив, вода стремительным потоком ринулась в реку. Я такого никогда не видел, вода просто заливалась из моря в реку прямо на глазах. Решил перейти реку вброд, не выглядела она очень уж глубокой. Дойдя до середины реки, оказался по пояс в воде, пройдя ещё четверть воды - было уже по шею. Я еле удержался на ногах, с поднятым над головой рюкзаком, поток чуть не унёс меня дальше в реку. Пришлось вернуться назад.

На другой стороне, у избы было 2 мужика. Они, увидев меня, подошли, один перевёз меня на лодке. Оказалось, что это отец и сын, Сергей и Юрий Балабаевы, из Ручьёв. Старший Сергей, как раз собирался в Ручьи, и я попросился с ним. В ответ я услышал, в уже привычной спокойной и несуетливой манере: «Поехали». Переоделся в сухое, и мы поехали.

Минут через 40 прибыли к реке Ручьи. Сергей подвёз меня к другому берегу, я уже собирался вылезать, и тут он предложил переночевать у него дома, а с утра двигаться дальше. И я, недолго думая, согласился.

Село Ручьи расположено не на самом берегу, а за высоким бугром, в низинке, на повороте реки. Ландшафт используется как естественная природная защита от ветров и штормов. Эта особенность расположения характерна для всех сёл дальше по Зимнему берегу (Мегра, Майда, Койда), что говорит о суровости здешнего моря.

Сергей привёз меня к себе домой. Накормил, истопил баню. Показал немного Ручьи.







Хочу немного рассказать про Сергея Балабаева и его семью. Когда разговор заходит о поморах, то у меня сразу в голове возникает некий собирательный образ северного мужика, худощавого, седого, со спокойным взглядом. Увидев Сергея впервые, я сразу подумал, вот он, настоящий помор. Тем удивительней было мне узнать, из разговора с его женой Елизаветой Фёдоровной, что он вовсе и не местный. Встретив Елизавету Федоровну и женившись на ней, он приехал сюда, к ней на родину, в Ручьи, да так здесь и остался. Так ему понравился образ жизни поморов, эта земля. Постепенно освоил все поморские навыки (в советское время работал колхоз, ловилась рыба, били зверя, жизнь кипела), да так, что давал фору многим коренным. Стал интересоваться местной историей. Сергей также занимается и охотой. Много в последнее время развелось демагогов, утверждающих, что поморы это национальность или малочисленный коренной народ. И Сергей Балабаев - это живой пример того, что помор это не национальность, это образ жизни. Помор - это человек, живущий у моря и живущий морем.

9-й день (17.06.14 - вторник)

Утром встали в 6 часов. Позавтракали. Сергей проводил меня к лодкам. Каждое утро мужики переправляются на другой берег - ставить и проверять сети. Я попрощался с Сергеем и с рыбаками перебрался на другой берег.



маяк у Ручьёв



бескрайние пляжи Зимней стороны



Пройдя километров 5, у реки Вайзица меня остановил рыбак Владимир. Перевёз через реку на лодке, хотя можно было пройти вброд (чуть выше колена). Позвал в избу, напоил чаем.

Берег становится всё выше. Сергей предупреждал, что если здесь ещё можно найти лазейку для подъёма наверх, то за мысом Воронов и ближе к Койде, там сплошная стена и можно километры идти и не найти подъёма наверх. Надо следить за приливом.



Зимние «пирамиды»





Продолжение следует...
Часть 4

фотолетопись, Белое море, заметки, 2014

Previous post Next post
Up