Про авиакатастрофы и профессионализм

Jan 21, 2011 21:09

Мало кто знает, что давным-давно я писала диссертацию  по авиадиспетчерам. Отсюда - интерес к авиационной тематике и взгляд на нее не совсем со стороны, хотя конечно абсолютно непрофессиональный. Поэтому материалы доклада МАК по польской катастрофе  изучала пристально.
Запись переговоров диспетчеров душераздирающая. Оценить ошибочность или безошибочность действий диспетчеров не могу, могу лишь признать  то, что очевидно на уровне здравого смысла:  диспетчеры были уверены, что борт пойдет на запасной аэродром и очень удивились, увидев, что польский самолет летит к ним, сказали ему четко, что садиться невозможно, и получили ответ: спасибо, но мы все-таки попробуем.

Но вот подробно я читала раздел, который называется "Оценка психоэмоционального состояния КВС", где изложены результаты тестирования, которые Аркадий Протасюк регулярно проходил. И этот раздел я могу оценить более профессионально.
Кое с чем из изложенного там я солидарна. В частности, тесты, которые проходил пилот, были лишены шкал оценки искренности (тесты с такими шкалами существуют в большом количестве), и поэтому обмануть такие тесты несложно. Особенно если ты их проходишь по несколько раз (а тестирование было практически ежегодным, правда тесты периодически менялись). Так что большого доверия эти результаты не вызывают. Но я собственно не о них, а о выводах экспертов.
При последнем обследовании Протасюк проходил три теста, из них два имеют русские аналоги, и кое-что я про них сказать могу. Третий не знаю, и ничего говорить не буду.
Результаты тестов переводятся в 10-балльную шкалу со средним 5,5 и стандартным отклонением 2.
Парадокс первый. По одному из показателей (конформность, пусть будет К) Протасюк имеет показатель 6, то есть, практически средний (среднЕе некуда, самые средние результаты - это 5 и 6). Между тем, все описание ведется так, как будто этот показатель у него высокий.
Чтобы было понятней, аналогия: градусник показывает 36,7, и дальше идет обширное рассуждение о последствиях повышения температуры у больного.
Парадокс второй. Один из показателей (тревожность, пусть будет Т) у Протасюка действительно низкий. Далее следует вывод: у тех, у кого высокий К, должен также быть высокий Т, а если он низкий, то значит тест недостоверен.
Между тем, эти два показателя (Т и К) практически не связаны друг с другом (это доказано математически для К и показателя близкого к Т). Но даже если бы и были связаны... ведь это статистическая связь, которая совсем необязательно должна быть выражена у отдельного человека. Опять аналогия: у блондинок - длинные ноги, поэтому если Маша блондинка, и у нее короткие ноги, значит длина ее ног была измерена неправильно.
Все, что говорят тесты (с поправкой на возможную неискренность)- так это то, что Аркадий Протасюк был живой, открытый общительный человек, совершенно не склонный к тревоге, способный сохранять самообладание в сложных ситуациях. Все!
Как можно допустить ошибки, связанные с парадоксами 1 и 2 - выше моего понимания. Мне все же кажется, что это реальное незнание некоторых элементарных вещей, и именно это незнание позволило трактовать результаты так, как было нужно кому-то "выше". Если бы они понимали суть своих ошибок, мне кажется они бы все-таки не подставились так по-глупому.

И еще один фактор следует учитывать: то, что переговоры велись на русском языке, который для пилота был неродной, хотя он и владел им. Ну и что? - можете спросить вы. А я при чтении переговоров наших диспетчеров с русским ИЛ-76 (который так и не сел) и с двумя польскими самолетами вспомнила нашумевшую много лет назад катастрофу над Боденским озером, где погибли башкирские дети и в которой был признан виновным швейцарский диспетчер. У этой катастрофы есть одна сторона, которая не замалчивается, но и не очень известна. Вот о ней я и хочу рассказать.

Поездку в Испанию башкирских детей - победителей какого-то конкурса, к которым прибавились дети местного начальства - организовывали три турфирмы - одна в Уфе, вторая - туроператор по Испании, третья - организатор детских поездок. И в процессе передачи информации между тремя фирмами, произошла ошибка: детей, которые прилетели в Москву, привезли не в тот аэропорт. И самолет в Испанию улетел без них...
Это была прямая ошибка турфирмы, и конечно они старались ее исправить, но билетов в разгар сезона не было. И тогда в Башкирии организовали спецрейс своей, башкирской авиакомпании, чтобы с двухдневным опозданием все же доставить детей в Испанию. Именно этот спецрейс и погиб...
Я собственно веду к тому, что скорее всего у башкирских пилотов не было большого опыта взаимодействия с иностранными диспетчерами. И в результате реальной грубейшей ошибки диспетчера, когда все решали доли секунды и опыт, доведенный до автоматизма, их не хватило...
Жизнью поплатились не только ни в чем не повинные дети и пилоты, но и диспетчер. Но где-то ходит по земле никому не известный сотрудник турфирмы, который знает: если бы он не перепутал Шереметьево с Домодедовым, все они были бы живы.
Жизнью поплатился и Аркадий Протасюк и 90 с чем-то высокопоставленных пассажиров его самолета. Но остались смоленские диспетчеры, и я не знаю, есть ли за что им терзаться.
Но я бы не хотела быть ни на их месте, ни на месте того самого сотрудника турфирмы.

жизнь, психология

Previous post Next post
Up