О когнитивном диссонансе в свете актуальных событий

Nov 28, 2022 11:09

Вот уже несколько дней, после одного поста в ленте, я думаю о когнитивном диссонансе. Перерыв два своих блога, поняла, что ни разу о нем не писала. Значит самое время написать ( Read more... )

психология

Leave a comment

Comments 38

luchar November 28 2022, 11:30:15 UTC

Мне кажется, тут есть противоречие. Если ты заплатил рубль, а не 20, то ты сильнее поддерживаешь то, что тебе не очень нравится. А дальше - чем выше цена, тем легче человек меняет свои убеждения. Кстати, в связи с этим вспомнила, что почти перестала ходить в один театр, потому что с меня требовали отзывы на спектакли. А если мне не понравится, то у меня нет никакого желания писать про него.
И в связи с этим - что в нынешней ситуации один рубль?

Reply

taanyabars November 28 2022, 11:39:42 UTC

Не совсем так. В исходном эксперименте не ТЫ заплатил, а ТЕБЕ заплатили. Если ты кривил душой за рубль, то ты скажешь сам себе, что ты вовсе не кривил душой, а за 20 - скажешь, "ну и ладно, за такие деньги и соврать можно". То есть, когда твои поступки покупают, то чем за меньшую сумму, тем эффективнее меняются убеждения.

А вот когда ты "платишь" сам (неудобствами и пр., а в нашем случае - отрывом от семьи, рисками для здоровья и жизни), то чем больше платишь, тем сильнее приверженность убеждениям, за которые платишь.

Насчет рубля - не знаю, думаю, для разных людей по-разному

Reply

luchar November 28 2022, 11:49:41 UTC

Значит, в свете этого интереснее становится проблема 30 сребреников. Как известно, это была не очень большая сумма в те времена, но из-за неё человек изменил свои убеждения и, возможно, из-за этого когнитивного диссонанса сам сильнее в них поверил ( по одной из версий причин предательства Иуды). А весь мир 2000 лет его презирает - всего-то за 30 сребреников...

Reply

taanyabars November 28 2022, 12:04:35 UTC

Да, согласна.

Reply


tomapol November 28 2022, 12:26:01 UTC

Эксперимент с деньгами довольно прост( жизнь в СССР под давлением довольно мощной пропаганды проходила именно так), а в теперешней жизни этот самый когнитивный диссонанс просто разрушает устойчивое представление о поступках среднестатситического жителя России. У меня есть добрейшей души две приятельницы, которые самоотверженно ухаживали за больными матерями(мужем) и которые делали не самые дешевые подарки, помогали по первому крику о помощи. И обе за войну, убийство мирных жителей-вранье, хохлы сами себе разрушают дома. Список очень длинный.

Им не платили, им внушил ТВ и довольно успешно.

НЕ понимаю.

Reply

taanyabars November 28 2022, 12:35:43 UTC

С знакомыми вряд ли дело в когнитивном диссонансе, он скорее начинает всерьез действовать сейчас, когда многие действительно платят страшную цену за то, что нам называть запрещено.

То, что было раньше, принято объяснять действием пропаганды, и я это тоже не могу понять: каждый сам выбирает, действию какой пропаганды ему подвергаться. У нас дома, к примеру, пять лет телевизора нет, а до этого его много лет хорошо если пару раз в год включали. Я об этом тоже писала еще давно

Reply


nantik7 November 28 2022, 13:15:14 UTC

Не знаю, мне не очень нравятся универсальные величины и выявление общих для всех и в любой ситуации тенденций. Я понимаю, почему в окопах у солдат нет или слабо выражен когнитивный диссонанс, о котором Вы пишете: там работает комплекс причин, описанных и художественной литературой (например, в романе Олдингтона "Смерть героя"). Но даже и на фронте все сложнее, по-моему: поддержка, условно говоря, СВО не означает поддержки своих командиров и начальников.

Я понимаю, почему, например, в школе, в среде учителей общие и показательные на первый взгляд закономерности могут не работать: шкрабы привыкли иметь фигу, а то и несколько в кармане, строить поведение исходя из нескольких парадигм, демонстрировать разные стили поведения, не доверять начальственным инновациям (даже/особенно если за их реализацию вдруг заплатят). То есть кто-то будет, как и прежде, шагать строем и аплодировать без всякого диссонанса, а кто-то затаится, приняв форму шара, хоть и примет все атрибуты нужного поведения.

Reply

taanyabars November 28 2022, 15:30:38 UTC

Я тоже не очень люблю все объяснять законами психологии, тем более, что на конкретного человека (а не на испытуемого в эксперименте) действует сразу столько, что не разберешься.

Но иногда получается так, что нечто хорошо укладывается в известную закономерность, и если ее знаешь, то многое (не всё, конечно) становится понятным.. Тогда я стараюсь указать на это.

Reply

nantik7 November 28 2022, 15:43:42 UTC

Я тоже думаю, что многое в нее укладывается.

Reply


aleksandr_l November 28 2022, 13:56:18 UTC

Не слышал про возможность защиты от троллей в ЖЖ.

В этом же направлении действует стокгольмский синдром.

Reply

taanyabars November 28 2022, 15:31:53 UTC

Галочка "исключить из рейтинга". Вроде помогает (тьфу-тьфу): пост висит уже больше семи часов, а ни один тролль в комментариях пока не отметился.

Reply

gala_vrublevska November 28 2022, 15:55:27 UTC

Я обычно только комменты френдов выпускаю сразу. А для всех остальных вначале закрытый режим и моя цензура.

Reply

taanyabars November 28 2022, 15:57:15 UTC

Так все равно их читать приходится :(

Reply


gala_vrublevska November 28 2022, 14:23:51 UTC

Ваша теория хорошо ложится на мои последние наблюдения. Я прочитала стенограмму встречи П с матерями на сайте kremlin. Да, особые матери, прошедшие отбор, и поддерживающие z. И все же я поверила той матери, в частности, у которой сын погиб. Вместо сына она получила от высоких лиц высокое чувство гордости за подвиг сына, и оно помогло ей смириться с утратой. Ведь куда труднее было бы принять, что сын умер напрасно.

Reply

taanyabars November 28 2022, 15:33:18 UTC

Вот! А теперь представьте, что каждый погибший и раненый, да и просто человек на фронте - это боль нескольких десятков людей, а может быть, и сотен. Разве могут они думать, что всё напрасно???

Reply

gala_vrublevska November 28 2022, 15:53:30 UTC

Вот да.

А для себя я приняла также половинчатое решение, что все помогающие украинским беженцам, хоть киевским, хоть донецким, заслуживают одинакового уважения.

Reply

taanyabars November 28 2022, 15:56:54 UTC

Согласна.

Reply


Leave a comment

Up