Пока мы заняты Украиной, в дебрях Министерства образования рождается приказ, который я иначе как страшным назвать не могу: «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»
В два слова: в рамках ежегодной школьной диспансеризации всем подросткам от 13 лет и старше предлагается участвовать в "социально-психологическом тестировании на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ". На тестирование требуется "информированное согласие" подростка (старше 15 лет) или его родителей (до 15 лет).
Так вот, как человек, много лет своей профессиональной карьеры потративший на психологическое тестирования, утверждаю, что предлагаемое тестирование - абсолютно никуда не годное, безграмотное, и его использование не только не может решить заданной задачи, то бишь диагностику риска употребление наркотиков, а вообще никакие задачи решить не может.
(Дополнение более профессиональными объяснениями)
Тест Кеттелла, сколько знаю, всерьез в России не адаптировали, то есть, не проверяли строго то, что он действительно "работает" на руском языке. Ряд не самых удачных формулировок предполагает, что перевод скорее всего либо старый, либо неудачный.
Есть у меня одно пошлое выражение: если бы лучшей мерой успешности менеджера была дальность прыжков на левой ноге, то нужно было бы ввести прыжки в процедуру отбора.
Иными словами, бывают разные зависимости, которые кажутся не очень-то логичными, но если они доказаны - то это главное.
Но данных о взаимосвязи теста Кеттелла и склонности к наркомании скорее всего нет. Могу утверждать это с высокой вероятностью, потому что сижу в профессиональном сообществе, все возмущаются, но никто не написал: а ведь была показана такая-то связь.
Готова допустить, что между асоциальными тенденциями, выявляемыми по Кеттеллу, и склонностью к наркомании есть связь. Но это не доказано и не показано. Кроме того, если бы она и была, то на таком слабом уровне, что инструментом диагностики (пусть даже диагностики рисков) быть не может.
И наконец. В предлагаемый алгоритм выявления склонности к наркомании включена шкала достоверности, причем к зоне риска относятся как раз неискренние, недостоверные ответы. Хотя обычно при повышении количества неискрених ответов делается единственный вывод: результаты не могут оцениваться, данные теста недостоверны.
Иными словами, в переводе на человеческий язык, "портрет" подростка из зоны риска будет примерно таким: "Мне плевать на общество, я безвольный, сам с собой справиться не могу - и все это я наврал".
Вы что-нибудь понимаете? Я - нет.
Еще раз по пунктам:
- Тест в русскоязычном варианте не проходил достаточной проверки
- Нет данных о связи показателей теста и риска наркомании
- За основу прогноза берутся неискренние ответы на тест.
Помимо судьбы детей, которых собираются поголовно "тестировать" с предсказуемыми последствиями (ну да, информированное согласие - но это не более, чем отписка), мне больно за науку о тестировании, на которую я угрохала большую часть своей профессиональной карьеры. Теперь и ее превращают в безграмотный и опасный инструмент репрессий.
Остается переквалифицироваться в блоггеры :((
Проект приказа сейчас (до 14 марта) проходит "независимую антикоррупционную экспертизу". Скачать его, а также узнать мейл, на который можно выслать свое заключение, можно здесь
http://regulation.gov.ru/project/13052.html?point=view_project&stage=3&stage_id=7133