ЧИНОВНИК ПЕТУХОВ (первая часть) ЧИНОВНИК ПЕТУХОВ (вторая часть) ЧИНОВНИК ПЕТУХОВ (третья часть) Далёкий край
С давних времён Дальний Восток привлекал людей смелых предприимчивых, с долей авантюризма, готовых ради новых открытий на самопожертвование. Решительные с сознанием собственного благородства простые русские мужики и казаки проделывали путь в несколько тысяч вёрст «встреч солнцу». Они осваивали и облагораживали новый край, строили дороги, города, создавали семьи в самых глухих уголках Российской Империи. Родившиеся здесь внуки и правнуки любили эту землю с её суровой природой и непростой жизнью. Кроме суровой природы здесь свирепствовали китайские разбойники - хунхузы, беглые каторжники, различный уголовный сброд, жулики, мазурчики и прочие, чего-чего, а таких хватало. В этих местах готов был противостоять умный, сильный и предприимчивый русский человек
К началу ХХ века край оставался диким, слабо освоенным, с неприступными хребтами и долинами, где ещё не ступала нога человека. Новые территории манили людей, способных служить Вере, Царю и Отечеству в трудных условиях. Но трудностей они не знали. Одним из людей, положившем свою жизнь на службе Вере, Царю и Отечеству у берегов Тихого океана был почтово-телеграфный чиновник Николай Георгиевич Петухов. Выходец из народа начавший свои службу с самых низших чинов.
Николай Георгиевич Петухов
Бой в Святой Ольге
В 1916 году имя Н.Г. Петухова прогремело на весь Дальний Восток и эхом отозвалось в столице Российской Империи г. Санкт-Петербурге. В ночь с 15 на 16 июня на Св. Ольгу напал отряд хунхузов численностью до трёхсот человек. Хунхузы - китайские разбойники жестокие и кровожадные, облагали данью китайское население, грабили и убивали корейцев и местных аборигенов. В XIX веке они нападали и на русские поселения, но когда русских стало больше, а правительство вооружило селян, хунхузы стали обходить сёла и деревни стороной. К тому же постоянно действовали объединённые добровольные дружины из вооружённых крестьян и солдат, которые не давали покоя ни жёлтым, ни белым бандитам. Но теперь, пользуясь тем, что многие воинские части были направлены на фронты Первой мировой войны, а мужчин призвали в армию, а в посёлке оставались, в основном, женщины, старики и дети. С началом войны бандиты активизировались.
В кромешной темноте, под проливным дождём, хунхузы сначала двинулись на потребительскую лавку. Они пытками вынудили хозяина отдать свои и казённые деньги, разграбили имущество и, упоённые первым успехом, двинулись на почтово-телеграфную контору. И неспроста, ведь сюда приходили денежные переводы, и можно было рассчитывать на поживу в десятки тысяч рублей. Они надеялись на лёгкую добычу, но не тут-то было.
В помещении почты оказались сам Его Высокоблагородие Коллежский Асессор Н.Г. Петухов, его сын, ученик конторы пятнадцатилетний Александр Петухов, сторож Яков Ивин (он же тесть начальника конторы), почтальоны Станислав Реферовский и Андрей Силин. Все были вооружены. Когда китайцы стали рубить двери, почтовые служащие дали залп, послышались вопли и беспорядочная пальба. Огонь был малоэффективен, хунхузов в темноте не было видно…
В это время в посёлке находился агент пароходной компании графа Г.Г. Кейзерлинга, Пётр Семёнович Эйсмонт1, смелый и предприимчивый человек. При первых же выстрелах он понял в чём дело, и, несмотря на бушующие волны, на шлюпке бросился к стоявшему на якоре транспорту, где попросил помощи. Но капитан судна отказал, сославшись на то, что у команды мало винтовок. Пётр Семёнович, давно живший в диком краю, смело принял другое решение. При жутких погодных условиях он в одиночку на шлюпке пересёк бухту и направился к “станции искрового телеграфа”, где находилась вооружённая команда из 16 человек. И здесь ему не дали помощи, из-за отсутствия инструкций. Рискованная поезда в темноте, во время шторма не была бесполезной - капитан корабля всё же включил прожектор, луч которого осветил поле боя.
Теперь служащие почтово-телеграфной конторы, засев в проёмах окон, чётко видели своих врагов и открыли прицельную стрельбу на поражение. Получив неожиданный отпор, банда бежала из посёлка и рассеялась в тайге.
Газета «Далёкий край» так откликнулась на это событие:
«…толпа хунхузов была большая и потому они шли на почтово-телеграфную контору с большой уверенностью, не ожидая никакого сопротивления со стороны чинов конторы.
Когда же они ворвались в контору, то начальник конторы и почтальон встретили их револьверными выстрелами.
В дверях конторы упали, корчась в предсмертных судорогах трое хунхузов.
Начальник и почтальон по трупам вышли на крыльцо и начали стрелять в толпу хунхузов.
Один за другим падали, как подкошенные, разбойники и толпа, видя убитых товарищей, стала разбегаться в разные стороны».
По разным данным они убили до восемнадцати человек, нескольких раненных задержали позже.
Трудно сказать, сколько времени длился бой, но можно предположить, что достаточно долго. Бандиты так просто не хотели отказываться от богатой добычи, и только неожиданные потери заставили их отступить. При расследовании дела о нападении на контору, около здания подобрали более 300 стреляных гильз. Для небольшого посёлка это было настоящее сражение.
Почти все газеты Дальнего Востока осветили это событие. Уже 20 июня пришла бумага из Санкт-Петербурга, где приказом Начальника Главного Управления почт и телеграфов все участники отражения хунхузского нападения награждались месячным окладом.
Свист пуль для служащих был не нов. С.А. Реферовский - отставной солдат Лейб-Гвардии Преображенского полка, имел соответствующую военную подготовку. А.В. Силин происходил из рода охотников и промышленников. А сам начальник конторы сказался не только прекрасным охотником, как и его юный сын, но и умелым солдатом. Во время подавления Боксёрского восстания в Китае в 1900-1901 гг. он находился в действующей армии в Итунджоу и Мукдене, за что награждён медалью «За поход в Китай». Во время русско-японской войны Петухов также находился в действующей армии, Высочайшим приказом от 01.10.1905 г, № 2129, за отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий, награжден орденом Св. Станислава 3 степени, от 30.06.1907 г, № 43 - 01.10.1905 г. А в 1907 году и ВЫСОЧАЙШЕ учреждённой 21.01.1906 г. темно-бронзовой медалью в память русско-японской войны в 1904-1905 гг. для ношения на груди на Александро-Георгиевской ленте.
Георгий Туровник
(Продолжение следует)