Людовикъ XVIII-й въ Россiи

Dec 02, 2019 23:45

Прошло всего-то полтора года и я созрел оформить обещанный пост.
Статья Д.Рябинина была опубликована в журнале "Русскiй архивъ" N 9 за 1877 год.
Эту статью при желании можно найти в виде распознанного текста, но я люблю читать с "ерами".
Как обычно добавил иллюстраций.












Граф Франсуа Эммануэль Гиньяр де Сен-При











Император Павел I Петрович















Людовик-Жозеф де Бурбон 8-й принц Конде





-------------------------------------------------
К примечанию 19.
Идея поселить Луи XVIII в Йевере, похоже, появилась не у Павла I, а у его матушки.
В "Русском архиве" были опубликованы письма императрицы Екатерины Второй к барону Гримму. В N 10 за 1878 год попалось письмо (начатое 30 августа 1796 года), в котором упоминался Людовик XVIII. Приведу этот фрагмент:



-------------------------------------------------






Граф Антуан Луи Франсуа де Безиад д’Аваре



Граф Пётр Андреевич Шувалов







Вид на Митавский дворец с юга в 1791 году (картинка из собраний КПМ)











Антуан-Луи-Мари (граф) 8-й герцог де Грамон (герцог де Гиш и проч.), состоявший при особе короля



Луи-Александр-Селест герцог де Виллекье (7-й герцог д'Омон), первый камер-юнкер



Виконт Антуан Жан д'Агу, один из шталмейстеров







Кардинал Луи-Жозеф де Монморанси-Лаваль, "grand aumônier de France" (главный духовник (капеллан?) Франции)



Жан Франсуа Сесар де Гильерми, рекетмейстер







Жан Жозеф Антуан де Курвуазье, рекетмейстер



Луи-Мари-Селест (8-й) герцог д'Омон, камер-юнкер



Амеди-Брутонь-Мэло де Дюрфор герцог Дюрас, камер-юнкер





NB! Военский пишет, что ордена Людовику XVIII привез флигель-адъютант, а из перечисленных Голицыных таковым был только князь Георгий Сергеевич, получивший это звание от Павла в 17 лет (на портрете он явно постарше).








Небольшой экскурс.



Луи-Антуан и Мария-Тереза

На недавней лекции "Версаль в Елгаве. Пребывание французского короля Луи XVIII в Курляндии" была показана картина, пару лет назад всплывшая на аукционе и якобы символизирующая ту самую свадьбу мадам Рояль и герцога Ангулемского. Ланцманис сказал, что там изображена никакая не свадьба, да и дворец выглядел не так. Потому подписан слайд был:
"Ошибочная атрибуция - бракосочетание Луи-Антуана герцога Ангулемского и французской принцессы Марии-Терезы в Митавском дворце 10 июня 1799 года", акварель, 1799.
Под "ошибочной атрибуцией", видимо, подразумевается не ошибочное определение автора, а ошибка в названии.



Я нашел эту "акварель" в сети на аукционном сайте. С авторством неясно, а упомянутый Лоренцо Бальби мало того, что миниатюрист, так еще и умер в 1782 году...


Происхождение картины - анонимная распродажа, Palais Galliera, 4 декабря 1968 г., № 1 (прим. - так что уже 50 лет как "обнаружена").

На обороте этой картины имеются целых две подписи:
1) «Отъезд мадам Рояль, дочери короля Людовика XVI, из Венского дворца, где она была наполовину пленником своего дяди Императора Франца II / мадам Рояль Мария Тереза Шарлотта Французская, родившаяся в Версале 19 декабря 1778 г., покидает Вену 4 мая 1799 г. и отправляется в Митаву (Курляндия), где ее ожидал Людовик XVIII / прибывает 3 июня 1799 г." (прим. - согласно Военскому, приехала она все же 4 июня)
2) «Бракосочетание мадам Рояль, дочери короля Людовика XVI, с ее кузеном - герцогом Ангулемским, состоявшийся в Митавском дворце (Курляндия), где находился Людовик XVIII и его двор, 10 июня 1799 года, в большом зале, преобразованном в часовню / Брачное благословение было дано Его Превосходительством кардиналом де Монморанси - великим (главным?) капелланом Франции)"

Там также указано, что, "акварель":
1) написана пером и коричневыми чернилами + карандашом,
2) относится к итальянской школе живописи конца 18 века,
3) несмотря на подписи, поясняющие, что на картине или отъезд или бракосочетание герцогини Ангулемской, и то, что изображенные костюмы действительно соответствуют тому времени, по мнению некоторых историков речь может идти о другой свадьбе - договорном браке Марии Терезы Бурбон-Неаполитанской и австрийского эрцгерцога Франца II (того самого, от которого мадам Рояль сбежала в Митаву) 15 августа 1790 года в часовне Королевского дворца в Неаполе. (прим. - тамошние виды гораздо больше похожи на то, что изображено на русунке)

Видимо из-за схожести имен и времени действия и возникла путаница.





Портрет 1799 года - как раз так и выглядел Суворов на момент встречи с Людовиком XVIII.







"Суворов у Людовика XVIII"
Иллюстрация Тараса Шевченко из книги "История Суворова" (1842)



NB! Поискал портрет аббата Трессана, но нашел только ссылки на его книгу "Мифология в сравнении с историей".
Возможно именно ее он подарил Суворову. Еще обнаружил письмо этого Трессана, озаглавленное "О приезде Терезы Французской в Митаву".
Боюсь замучаюсь переводить :)





Великий князь Константин Павлович







Кардинал Мори







Луи-Филипп, герцог Орлеанский (будущий король французов и единственный из всех перечисленных, кто успел дожить до дагерротипов)







Барон Карл-Вильгельм Карлович Дризен, курляндский губернатор (09.11.1798 - 20.10.1800)
NB! Обе упомянутые статьи про его имения уже имеются, прилеплю отдельно позже.
UPD!!! Умные люди мне пояснили, что это портрет не Дризена, а совсем другого человека. Цитирую:
"Edgar Umbrashko: Только "Дризен" на картинке на самом деле майор Христиан-Леонард-Густав (Астафий Астафьевич) Ренне из имения Пурен. "Дризеном" его обозвали ещё в Курляндском провинциальном музее, а сама миниатюра уже лет -дцать в собрании Нац. Художественного (правда, ошибочно под именем другого Ренне)
пруф

UPD!!! Исправляюсь - все тот же добрый человек поделился портретом Дризена:
"Edgar Umbrashko: Недавно портрет из Ростовского музея изобразительных искусств по атрибутам определили как Василия Карловича, как раз около 1799 года"








Генерал Шарль Франсуа Дюмурье







Аббат Жан-Франсуа Жоржель
(про него можно почитать тут и тут)



Мария-Тереза-Шарлотта Французская a.k.a. Madame Royale











"Награды от Людовика XVIII"
Иллюстрация Тараса Шевченко из книги "История Суворова" (1842)



Аббат Эджворт де Фирмонт, исполняющий обязанности придворного духовника (подробнее про него у Военского  тут и тут)

























Фрауэнбург = Салдус



Французская Антигона (так герцогиню Ангулемскую прозвали за верность родственному долгу)
На фоне "знаменитых курляндских гор" изображены замерзший Луи XVIII с племянницей.



Маршрут следования от Митавы до Паланги выглядел примерно так (нарисовал на карте Курляндской губернии от 1820 года)


Цифрами обозначены ночевки.
Так как долго разбирался с упомянутыми местами, то нарисую отельный пост на эту тему.

































Кончина аббата Фирмона







Император Александр I Павлович







Граф Николай Александрович Толстой









P.S. Насколько я понял, мемуары эти фейковые, хотя на момент написания статьи они явно считались настоящими, за авторством некоего герцога Дудовилля (duc de Doudeaville) - "одного из людей ближайших к королю Людовику XVIII". Поначалу я даже попытался найти конкретного "дюка", но так и не смог выбрать подходящего из найденных четырех - все они были совсем не так близки к королю.
На самом деле написаны эти мемуары французским писателем Этьеном-Леоном де Ламот-Лангон. Во французском варианте википедии (ну знаю, что так себе аргумент) эти мемуары вообще просто перечислены в его библиографии.



В оцифрованном варианте из библиотеки Миннесоты даже не поленились подписать титульный лист от руки.



Не поручусь за все 12 томов мемуаров, но часть посвященная Митаве вполне реалистична и отдельные описанные события (даты) подтверждаются другими источниками.

ЖЗЛ, Митава, путешественники, Дворец, old town, чтиво, raritas, documentum

Previous post Next post
Up