Прошло всего-то полтора года и я созрел оформить
обещанный пост.
Статья
Д.Рябинина была опубликована в журнале "Русскiй архивъ" N 9 за 1877 год.
Эту статью при желании можно найти в виде распознанного текста, но я люблю читать с "ерами".
Как обычно добавил иллюстраций.
Граф Франсуа Эммануэль Гиньяр
де Сен-При Император
Павел I Петрович Людовик-Жозеф де Бурбон 8-й
принц Конде -------------------------------------------------
К примечанию 19.
Идея поселить Луи XVIII в
Йевере, похоже, появилась не у Павла I, а у его матушки.
В "Русском архиве" были опубликованы письма императрицы Екатерины Второй к барону
Гримму. В N 10 за 1878 год попалось письмо (начатое 30 августа 1796 года), в котором упоминался Людовик XVIII. Приведу этот фрагмент:
-------------------------------------------------
Граф Антуан Луи Франсуа де Безиад
д’Аваре Граф Пётр Андреевич
Шувалов Вид на Митавский дворец с юга в 1791 году (картинка из собраний
КПМ)
Антуан-Луи-Мари (граф) 8-й герцог де Грамон (
герцог де Гиш и проч.), состоявший при особе короля
Луи-Александр-Селест герцог
де Виллекье (7-й герцог д'Омон), первый камер-юнкер
Виконт Антуан Жан
д'Агу, один из шталмейстеров
Кардинал Луи-Жозеф
де Монморанси-Лаваль, "
grand aumônier de France" (главный духовник (капеллан?) Франции)
Жан Франсуа Сесар
де Гильерми,
рекетмейстер Жан Жозеф Антуан
де Курвуазье, рекетмейстер
Луи-Мари-Селест (8-й)
герцог д'Омон, камер-юнкер
Амеди-Брутонь-Мэло де Дюрфор
герцог Дюрас, камер-юнкер
NB! Военский пишет, что ордена Людовику XVIII привез
флигель-адъютант, а из перечисленных Голицыных таковым был только князь
Георгий Сергеевич, получивший это звание от Павла в 17 лет (на портрете он явно постарше).
Небольшой экскурс.
Луи-Антуан и Мария-Тереза
На
недавней лекции "Версаль в Елгаве. Пребывание французского короля Луи XVIII в Курляндии" была показана картина, пару лет назад всплывшая на аукционе и якобы символизирующая ту самую свадьбу
мадам Рояль и
герцога Ангулемского. Ланцманис сказал, что там изображена никакая не свадьба, да и дворец выглядел не так. Потому подписан слайд был:
"Ошибочная атрибуция - бракосочетание Луи-Антуана герцога Ангулемского и французской принцессы Марии-Терезы в Митавском дворце 10 июня 1799 года", акварель, 1799.
Под "ошибочной атрибуцией", видимо, подразумевается не ошибочное определение автора, а ошибка в названии.
Я нашел эту "акварель" в сети на
аукционном сайте. С авторством неясно, а упомянутый
Лоренцо Бальби мало того, что миниатюрист, так еще и умер в 1782 году...
Происхождение картины - анонимная распродажа, Palais Galliera, 4 декабря 1968 г., № 1 (прим. - так что уже 50 лет как "обнаружена").
На обороте этой картины имеются целых две подписи:
1) «Отъезд мадам Рояль, дочери короля Людовика XVI, из Венского дворца, где она была наполовину пленником своего дяди Императора Франца II / мадам Рояль Мария Тереза Шарлотта Французская, родившаяся в Версале 19 декабря 1778 г., покидает Вену 4 мая 1799 г. и отправляется в Митаву (Курляндия), где ее ожидал Людовик XVIII / прибывает 3 июня 1799 г." (прим. - согласно
Военскому, приехала она все же 4 июня)
2) «Бракосочетание мадам Рояль, дочери короля Людовика XVI, с ее кузеном - герцогом Ангулемским, состоявшийся в Митавском дворце (Курляндия), где находился Людовик XVIII и его двор, 10 июня 1799 года, в большом зале, преобразованном в часовню / Брачное благословение было дано Его Превосходительством кардиналом де Монморанси - великим (главным?) капелланом Франции)"
Там также указано, что, "акварель":
1) написана пером и коричневыми чернилами + карандашом,
2) относится к итальянской школе живописи конца 18 века,
3) несмотря на подписи, поясняющие, что на картине или отъезд или бракосочетание герцогини Ангулемской, и то, что изображенные костюмы действительно соответствуют тому времени, по мнению некоторых историков речь может идти о другой свадьбе - договорном браке Марии Терезы
Бурбон-Неаполитанской и австрийского эрцгерцога
Франца II (того самого, от которого мадам Рояль сбежала в Митаву) 15 августа 1790 года в часовне Королевского дворца в Неаполе. (прим. -
тамошние виды гораздо больше похожи на то, что изображено на русунке)
Видимо из-за схожести имен и времени действия и возникла путаница.
Портрет 1799 года - как раз так и выглядел
Суворов на момент встречи с Людовиком XVIII.
"Суворов у Людовика XVIII"
Иллюстрация Тараса Шевченко из книги "История Суворова" (1842)
NB! Поискал портрет аббата Трессана, но нашел только ссылки на его книгу "
Мифология в сравнении с историей".
Возможно именно ее он подарил Суворову. Еще обнаружил письмо этого Трессана, озаглавленное "
О приезде Терезы Французской в Митаву".
Боюсь замучаюсь переводить :)
Великий князь
Константин Павлович Кардинал Мори Луи-Филипп, герцог Орлеанский (будущий король французов и единственный из всех перечисленных, кто успел дожить до
дагерротипов)
Барон Карл-Вильгельм Карлович
Дризен, курляндский губернатор (09.11.1798 - 20.10.1800)
NB! Обе упомянутые статьи про его имения уже имеются, прилеплю отдельно позже.
UPD!!! Умные люди мне пояснили, что это портрет не Дризена, а совсем другого человека. Цитирую:
"Edgar Umbrashko: Только "Дризен" на картинке на самом деле майор Христиан-Леонард-Густав (Астафий Астафьевич) Ренне из имения Пурен. "Дризеном" его обозвали ещё в Курляндском провинциальном музее, а сама миниатюра уже лет -дцать в собрании Нац. Художественного (правда, ошибочно под именем другого Ренне)
пруф UPD!!! Исправляюсь - все тот же добрый человек поделился портретом Дризена:
"Edgar Umbrashko: Недавно портрет из Ростовского музея изобразительных искусств по атрибутам определили как Василия Карловича, как раз около 1799 года"
Генерал Шарль Франсуа
Дюмурье Аббат Жан-Франсуа
Жоржель(про него можно почитать
тут и
тут)
Мария-Тереза-Шарлотта Французская a.k.a.
Madame Royale "Награды от Людовика XVIII"
Иллюстрация Тараса Шевченко из книги "История Суворова" (1842)
Аббат Эджворт де Фирмонт, исполняющий обязанности придворного духовника (подробнее про него у Военского
тут и
тут)
Фрауэнбург = Салдус
Французская Антигона (так герцогиню Ангулемскую прозвали за верность родственному долгу)
На фоне "знаменитых курляндских гор" изображены замерзший Луи XVIII с племянницей.
Маршрут следования от Митавы до Паланги выглядел примерно так (нарисовал на карте Курляндской губернии от 1820 года)
Цифрами обозначены ночевки.
Так как долго разбирался с упомянутыми местами, то нарисую отельный пост на эту тему.
Кончина аббата Фирмона
Император
Александр I Павлович Граф Николай Александрович
Толстой P.S. Насколько я понял, мемуары эти фейковые, хотя на момент написания статьи они явно считались настоящими, за авторством некоего герцога Дудовилля (duc de Doudeaville) - "одного из людей ближайших к королю Людовику XVIII". Поначалу я даже попытался найти конкретного "дюка", но так и не смог выбрать подходящего из найденных четырех - все они были совсем не так близки к королю.
На самом деле написаны эти мемуары французским писателем
Этьеном-Леоном де Ламот-Лангон. Во французском варианте
википедии (ну знаю, что так себе аргумент) эти мемуары вообще просто перечислены в его библиографии.
В оцифрованном варианте из библиотеки Миннесоты даже не поленились подписать титульный лист от руки.
Не поручусь за все 12 томов мемуаров, но часть посвященная Митаве вполне реалистична и отдельные описанные события (даты) подтверждаются другими источниками.