"Бог" - это, когда ничего не понятно. III-9-1

Dec 24, 2013 20:43

"Бог" - это, когда ничего не понятно. III-9-1
Что такое жизнь и как она возникла?

Если бы я был уверен в том, что вера в бога является психической нормой современного человечества, то посчитал бы себя инвалидом детства, посколько я этого чуда воображения никогда не видел, не чувствовал, никогда к нему не взывал по причине того, что в нём абсолютно не нуждался. Но, как инвалид, вооруженный какой-никакой моралью, я никогда не завидовал тем, кто в отличие от меня сподобился иметь религиозное здоровье, т.е. то, чего я был всегда лишен. Мне вера в бога в какой-то степени просто смешна, но я всегда стоял на том, что каждый имеет неспоримое право опираться на этот свой личный костыль духовности, поскольку только каждый конкретный человек знает или чувствует, на что ему удобнее и полезнее опираться.

Я всегда стоял на том, что вера в эту невидимку, нефиксируемую органами восприятия неверующих, - неотъемлемое право каждого человека, который, правда, при этом обязан не принуждать первого встречного врать, что он Его вдруг лицезрел, и вообще не мешать другим не верить или же по-другому верить, не мешать по субботам ездить автобусам, поскольку сам не ездит по причине религиозных установок. Для меня с точки зрения человеческого отношения не играет ни малейшего значения верует человек в бога или предпочитает быть безбожником. Именно по этой причине я не считаю неотъемлемым правом некоторых агрессивных верующих веровать в их социопатогенный вариант бога, например, исламских фундаменталистов, которые отрезают головы тем, кто не верит в их чисто-конкретный вариант бога.

Между тем, вариантов бога на белом свете скопилось видимо-невидимо. Например, в исламе насчитывается более трёх десятков течений: ашариты, матуридиты, мутазилиты, азракиты, ибадиты, суфриты, алавиты, алевиты / бекташи, зейдиты, исмаилиты, низариты, шииты-двунадесятники, бекташи, члены интернационального суфийского ордена, кадырия, накшбандаи, ниматуллахи, тарикат, тиджанийа, чишти, маликитский мазхаб, ханафитский мазхаб, ханбалитский мазхаб, шафиитский мазхаб, ахмадие, ваххабиты, джадидиты, друзы, сторонники исламского либерализма (евроислам), иттифак аль-муслимин, принадлежащие к секте "народ богов и земель", салафиты. В христианстве  существует десяток основных ветвей, а разных церквей, сект, вариантов, интерпретаций и т.п. насчитывается более двухсот.

В иудаизме тоже существует не менее полудюжины вариантов, причем варианты эти возникали вовсе не оттого, что кому-то бог привиделся так, а кому-то - эдак. Портрет конкретного, как правило, местного бога и его излюбленные привычки создаются не душой простых верующих, а свирепо вколачиваются в их извилины поколениями меркантильных клириков, которые ревновали верующих к неперсонифицированному богу и придумывают свой вариант бога, который без их имени гроша ломанного не стоит. Этого типа клирики тщательно штудируют религиознае тексты и мифы с целью поиска малейших нестыковок, за которые можно было бы ухватиться с целью создания своего собственного варианта бога. Так, например, миснагдим или литваков - иудеев, находящихся в активной оппозиции хасидизму, придумывали в Литве под мудрым руководством Виленского Гаона Элияху бен Шломо Залмана.

У меня друзья и знакомые живут в комьюнити, созданной под Красноярском новым Иисусом - бывшим милиционером Виссарионом. Бахаизм придумал Бахаулла, соорудив винегрет из Авраама, Моисея, Будды, Заратустры, Кришны, Иисуса Христа, Мухаммеда, Бабы и других VIP-персон религии. В возникновении протестантизма выдающаяся роль принадлежит Мартину Лютеру. Название "свидетели Иеговы" и специфическую конструкцию религиозной практики для этих свидетелей придумал Дж.Ф. Рутерфорд, обнаружив в книге пророка Исайи ссылку на то, что Бог, якобы, называл верующих в него "свидетелями". Персидский гностицизм под названием "манихейство" - религия, в основном составленная из христианско-гностических представлений, опиравшихся на специфическое толкование иудейской Библии,  с заимствованием элементов синкретического религиозного учения перса Мани. Мани считал себя последним и главным из апостолов Бога Света (до него апостолами были Заратуштра, Иисус, Будда) и стремился соорудить новую веру из этих вероучений. В этом смысле он был неудачником, поскольку не сумел смешать разные религии в гомогенное целое и по этой причине стал преследуем всеми, в частности зороастрийскими жрецами, по доносу которых и был заключён в темницу, где умер.

Хасиды - религиозное еврейское движение, возникшее в середине 18 века. Его придумщиком-основателем был Исраэль бен Элиэзер, который постановил в дальнейшем наряжаться по моде, популярной во Франции в то время, когда он придумывал свой вариант бога. Среди "хасидов" существует множество "дворов"  - "Гур", "Бэлз", "Сатмар", "Бобов", "Махновка" и пр., каждым из которых командует или командовал в прошлом франчайзер-раввин, который не намерен делиться прибылью с богом, зная, что вариантов бога много, а он - франчайзер-раввин - один. Алавизм был основан богословом Абу Шауибом Мухаммадом Ибн Нусайром, который, будучи приверженцем одиннадцатого шиитского имама аль-Хасана аль-Аскари, проповедовал его божественность, но не забывал и себя, объявившись его посланником со всеми вытекающими отсюда бенефитами.

Этот список можно бесконечно продолжать и демонстрировать тот факт, что за исключением некоторых видов вероучений, история которых теряется в далёком прошлом, близком к каменному веку, все религии создавались совершенно конкретными обычными земными людьми, которые придумывали свои персональные божеские ипостаси для того, чтобы претендовать на божеские почести среди тех, у которых соответствующее устройство мозга допускало существование бога. Т.е. среди тех, которых можно было переубедить в том, что новый бог не хуже, а намного лучше прежнего. Чем жёстче и нахальнее новоявленный витязь в божественной шкуре, тем он агрессивнее и прозорливее, чем  более жёстко сформулированы рамки, отграничивающие новую придуманную веру от существующих вариантов, тем четче в ногу шагают его последователи. Мухаммеду, придумавшему ислам, нужно было оторваться от иудейства и христианства, поэтому патологически агрессивный "пророк" Мухаммед догадался сочинить шария, чтобы максимально выстроить отличия от явных конкурентов.

Таких Гаонов, Виссарионов, Рутерфордов и им подобных было и есть на свете много сотен. Всё это  говорит лишь о том, что бог и не един, и невсемогущ, поскольку, когда, например, кто-то перевирает сказанное мною, я стараюсь в меру возможностей поправить непонимающего или же вывести на чистую воду сознательно перевирающего. А Господь Бог упорно молчит и никак не сопротивляется тому, что всякие выскочки выезжают на его плечах и торгуют его именем. На тему о том, почему Бог не реагирует на земные мерзости, написаны тонны религиозной литературы и до мельчайших деталей отработана система отбрехиваний от по-детски совершенно простых и наивных вопросов, которые не могут не возникнуть у тех, у кого нет привычки отсылать спрашивающего к божественным текстам, написанным теми, кто или необратимо веровал в своём психическом помешательстве на почве сверхъестественного или же зарабатывал на жизнь, эксплуатируя не соху, станок или перо, а Святой Дух, и, вещая свои придумки от его имени.

В этом смысле очень показательна в своей непритязательности и простоте быль под названием "Бог правду видит, да не скоро скажет", которую сочинил Лёва Николаевич Толстой (http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_10/01text/0205.htm). Здесь в исход судьбы невинно загубленного и в конечном итоге по случайности судьбы оправданного человека почему-то без малейшего доказательства притянут бог. Этот рассказ - образец и тривиальная схема притягивания всевышнего к тому, к чему он по всей вероятности не имел ни малейшего отношения и с чем никакими узами не связан, кроме самого примитивного желания для своебразно истолковываемой красоты свалить на него всё, на что хватит фантазии.

Меня всегда, как человека любознательного, интересовала специфика структурно-функционального строения мозга верующих. Редукционисты в своём убожестве в последнее время с этой целью усиленно эксплуатируют новейшие варианты томографии, но установить, в каком регионе мозга происходят шевеления в процессе медитации и молитвотворения вовсе не равнозначно тому, чтобы что-то понять в причинах помутнения рассудка, который в простонародьи принято называть благой Верой во Всевышнего. Этот вопрос в последние 60 лет всегда меня интересовал и вовсе не в связи с религией, с которой у меня нет ничего общего и которая меня очень мало интересует, а в связи с наукой, которой я занимался чуть ли не с детского сада.

Приведённая мною краткая сводка придумщиков новых богов, говорит о том, что под богом в реальности подразумевается нечто такое неопределённое, нефиксируемое и безответное, на которое можно навесить любую идею, доказать которую практически невозможно. С этой точки зрения религией был национал-социализм с его совершенно идиотской "арийской расой" и верой в то, что представители этой высосанной из пальца расы смогут тысячелетие существовать за счёт рабов, в которые намечено было произвести всё остальное население Земли. С этой точки зрения религией был и коммунизм с его верой в светлое коммунистическое послезавтра, когда можно будет есть досыта и пить без ограничений, притворившись неспособным производить блага жизни. Приведённая мною краткая сводка придумщиков новых богов свидетельствует в пользу того, что "бог" - это, когда ничего не понятно.

В науке верующих меньше, чем в обыденной жизни, веруют учёные не в бога, а в недоступное анализу чудо, и в отличие от тривиальных верующих, делают всё возможное для того, чтобы их не уличили в этом виде фанатической веры. В отличие от обычных религиозных верующих в науке, как правило, встречаются верующие особой формы упёртости, органически слитые с особой формой почётности в виде званий профессоров и академиков. Но исследование психики таких верующих особенно интересно, поскольку возникновения их веры и точки её роста можно проанализировать и обобщать, что невозможно сделать на примере тривиальных верующих в бога. В науке принято верить в конкретно обозначенное чудо Глубоко верующих в чудо учёных в особенности интересно иследовать, поскольку в своей абсолютной массе обычные верующие малограмотны. Среди обычных верующих имеются и высокообразованные, но корень проблемы заключается в том, что у веры, как говорится, своя компания, а у логического мышления - своя.

(Продолжение следует)


origin of life

Previous post Next post
Up