Резкие перепады настроения - способ жизни или болезнь? Почему одни катаются на «американских горках» от слез до смеха, а другие вполне уравновешены? Почему экзальтированные восторги переменяются тоской? Как унять этот шторм?
Резкие перепады настроения - диагноз или норма?
Окружающий мир влияет на человека - обстоятельства, другие люди, даже погода. Но настроение определяют не они, а наше отношение к ним. И зависит это от наших внутренних свойств. Это наблюдаемо даже в самых простых вещах: кто-то распознает в пении птиц мелодию, а кому-то медведь на ухо наступил, одни улавливают тончайшие запахи, а другие их не различают.
А есть те, кто наблюдает в мире тысячи оттенков цвета. Диапазон цветового восприятия настолько огромен, насколько велика эмоциональность таких людей. Кто-то скажет: "Темная туча", - но обладатель
зрительного вектора уточнит: «Да просто грифельного цвета».
Кто-то делит настроение лишь на плохое и хорошее, тогда как зрительные люди тонко разграничивают свои эмоции, различая сотни вариаций негативных переживаний -тоска, грусть, печаль - и столько же позитивных. Эти 5% человечества не просто переживают все оттенки своих, так по-разному окрашенных эмоций, они выплескивают их наружу. Таким образом, переходы от невероятно солнечного состояния до тоски темнее тучи становятся достоянием общественности. И происходит это тоже по-разному.
Перепады настроения и их причины
Мир двоичен, все, имея свою противоположность, так или иначе переходит из одного состояния в другое: день переходит в ночь, зима в лето, хорошее настроение в плохое. Этот маятник из нижнего состояния в верхнее работает в каждом живом существе и проявляется по-разному.
Для человека полюса, в которые мы попадаем, зависят от особенностей его характера (векторальных свойств и степени их развитости). Так, например, зрительный человек живет своими чувствами. Чем более он развит в своих свойствах, тем больше диапазон эмоций, и тем большее наслаждение приносит ему каждая из них.
Маленький зрительник растет, бессознательно создавая эмоциональные связи со всем вокруг - от плюшевого мишки до кошечки или человека. Так он постепенно развивается от корневого состояния страх до состояния любовь. Если на этом пути он останавливается в развитии, то остается в страхе. Также к чувству страха его возвращают разрывы эмоциональных связей (потеря любимого существа).
После пубертата человек остается в том диапазоне, который научился ощущать. Чем ближе к страху он остановится, тем меньше его амплитуда - от «очень страшно» до «менее страшно». Так, единственная эмоция, которую он в состоянии испытывать - это страх.
Неудивительно, что такой человек идет в темный парк ночью, чтобы получить там порцию страха. Так поступает и вся в страхах
виктимная кожно-зрительная женщина. Каждый вечер она спешит за своей единственной первобытной эмоцией - всепоглощающим страхом гибели, так как ничего другого ощутить не умеет. Рано или поздно она действительно может стать жертвой маньяка.
Резкие перепады настроения или болезнь страха за свою жизнь
«Вот я минут 15 назад ревела, а сейчас веселюсь сама с собой»
Резкие перепады настроения очень мешают работе, особенно если случаются у коллег. Вот, например, Риточка в очередной раз закатывает мизансцену на всю бухгалтерию. Только что смеялась над глупой картинкой в интернете, экзальтированно закатывая глаза и бурно жестикулируя, и тут же начинает рыдать по сломанному ногтю. Плакать болезненно, горестно, выясняя в конце, что дело все же не в маникюре, а в ее женском одиночестве. После таких скачков у нее наступает эмоциональное опустошение и затишье, а коллеги, наконец, могут спокойно поработать.
Такие эмоциональные качели очень выматывают человека. Свободно гуляющие эмоции недостаточно реализованного зрительного человека кидают его из безосновательно приподнятого состояния в страх и тоску.
Тосковать - значит мучительно страдать о себе, жалеть себя, плакать о собственной незащищенности. Подобные раскачки происходят незаметно для самого зрительника, а вот для организма такие скачки чреваты
неприятными последствиями.
Эмоциональные раскачки свойственны как мужчинам, так и женщинам носителям зрительного вектора (и только зрительного, не стоит приписывать раскачки всем женщинам). Но на постсоветском пространстве мужчинам сложно выражать свои чувства, поэтому они нередко не получают должного развития и могут становиться причиной резких перепадов настроения у мужчин. Что может выражаться также в страхах,
панических атаках или
в истериках.
Совсем иначе себя ведут зрительные люди, развитые и реализованные. Их амплитуда эмоций самая большая - они уже не плачут о своей несчастной жизни. Их волнует счастье других. Такие люди реализуют свои эмоции на радость окружающим, сопереживают им и не испытывают страхов.
Реализованные зрительные люди находят себя в ощущении любви - высокого окрыляющего чувства - и эйфории от жизни и отдачи другим людям. От любви маятник качается к чувству печали или грусти. Вопреки общему мнению эти чувства вовсе не синонимы тоски.
Чувство наполненности длится сравнительно долго, и переход из него - не резкий, а плавный. Светлая, тихая печаль оказывается противоположной эйфории любви. Это эмоция, окрашенная пониманием того, что жизнь других конечна, и эмоциональные связи прерываются. Это обратная сторона жизни, ведь не умея видеть печаль, человек не почувствует настоящую радость. А он ее обязательно почувствует, умея чувствовать других людей.
Резкие перепады настроения у подростков и взрослых излечимы
Что же делать тем, у кого резкие перепады настроения случаются постоянно? Прежде следует определить свое состояние. Системно-векторная психология Юрия Бурлана рассматривает эмоциональные перепады как одну из особенностей зрительного вектора, который недостаточно реализует свои эмоции.
Бывает, что причиной подобных состояний становится тяжелая потеря - разрыв близких отношений, разлука или смерть. Это настолько сильный удар для зрительного человека, что его выбрасывает в страх и боль. Когда эмоциональные связи налаживаются, такие состояния проходят. Как это сделать?
Наладить такую способность можно, получив навык не думать о себе, т.е. сопереживать за другого человека. Поставить себя в условия, когда тосковать о себе не будет возможности, когда «страшно за других», а не за себя. Научиться этому можно, а результат превосходит всякие ожидания как для зрительного человека, так и для его окружения.
Click to view
Более подробно об особенностях перепадов настроений в других векторах и о том, как достичь внутреннего равновесия, рассказывается на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Автор: Ольга Мезенцева
Статья написана с использованием материалов
тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Читать также:
Все мы родом из детства Как перестать бояться? Страхов много, а жизнь одна В плену страха: от тени на стене до монстра в голове
Google