Резкие перепады настроения. Из безысходной тоски в эйфорию и обратно

Jun 29, 2015 21:44



Резкие перепады настроения - способ жизни или болезнь? Почему одни катаются на «американских горках» от слез до смеха, а другие вполне уравновешены? Почему экзальтированные восторги переменяются тоской? Как унять этот шторм?

Резкие перепады настроения - диагноз или норма?

Окружающий мир влияет на человека - обстоятельства, другие люди, даже погода. Но настроение определяют не они, а наше отношение к ним. И зависит это от наших внутренних свойств. Это наблюдаемо даже в самых простых вещах: кто-то распознает в пении птиц мелодию, а кому-то медведь на ухо наступил, одни улавливают тончайшие запахи, а другие их не различают.

А есть те, кто наблюдает в мире тысячи оттенков цвета. Диапазон цветового восприятия настолько огромен, насколько велика эмоциональность таких людей. Кто-то скажет: "Темная туча", - но обладатель зрительного вектора уточнит: «Да просто грифельного цвета».

Кто-то делит настроение лишь на плохое и хорошее, тогда как зрительные люди тонко разграничивают свои эмоции, различая сотни вариаций негативных переживаний -тоска, грусть, печаль -  и столько же позитивных. Эти 5% человечества не просто переживают все оттенки своих, так по-разному окрашенных эмоций, они выплескивают их наружу. Таким образом, переходы от невероятно солнечного состояния до тоски темнее тучи становятся достоянием общественности. И происходит это тоже по-разному.




Перепады настроения и их причины

Мир двоичен, все, имея свою противоположность, так или иначе переходит из одного состояния в другое: день переходит в ночь, зима в лето, хорошее настроение в плохое. Этот маятник из нижнего состояния в верхнее работает в каждом живом существе и проявляется по-разному.

Для человека полюса, в которые мы попадаем, зависят от особенностей его характера (векторальных свойств и степени их развитости). Так, например, зрительный человек живет своими чувствами. Чем более он развит в своих свойствах, тем больше диапазон эмоций, и тем большее наслаждение приносит ему каждая из них.

Маленький зрительник растет, бессознательно создавая эмоциональные связи со всем вокруг - от плюшевого мишки до кошечки или человека. Так он постепенно развивается от корневого состояния страх до состояния любовь. Если на этом пути он останавливается в развитии, то остается в страхе. Также к чувству страха его возвращают разрывы эмоциональных связей (потеря любимого существа).

После пубертата человек остается в том диапазоне, который научился ощущать. Чем ближе к страху он остановится, тем меньше его амплитуда - от «очень страшно» до «менее страшно». Так, единственная эмоция, которую он в состоянии испытывать - это страх.

Неудивительно, что такой человек идет в темный парк ночью, чтобы получить там порцию страха. Так поступает и вся в страхах виктимная кожно-зрительная женщина. Каждый вечер она спешит за своей единственной первобытной эмоцией - всепоглощающим страхом гибели, так как ничего другого ощутить не умеет. Рано или поздно она действительно может стать жертвой маньяка.



Резкие перепады настроения или болезнь страха за свою жизнь

«Вот я минут 15 назад ревела, а сейчас веселюсь сама с собой»
Резкие перепады настроения очень мешают работе, особенно если случаются у коллег. Вот, например, Риточка в очередной раз закатывает мизансцену на всю бухгалтерию. Только что смеялась над глупой картинкой в интернете, экзальтированно закатывая глаза и бурно жестикулируя, и тут же начинает рыдать по сломанному ногтю. Плакать болезненно, горестно, выясняя в конце, что дело все же не в маникюре, а в ее женском одиночестве. После таких скачков у нее наступает эмоциональное опустошение и затишье, а коллеги, наконец, могут спокойно поработать.

Такие эмоциональные качели очень выматывают человека. Свободно гуляющие эмоции недостаточно реализованного зрительного человека кидают его из безосновательно приподнятого состояния в страх и тоску.

Тосковать - значит мучительно страдать о себе, жалеть себя, плакать о собственной незащищенности. Подобные раскачки происходят незаметно для самого зрительника, а вот для организма такие скачки чреваты неприятными последствиями.

Эмоциональные раскачки свойственны как мужчинам, так и женщинам носителям зрительного вектора (и только зрительного, не стоит приписывать раскачки всем женщинам). Но на постсоветском пространстве мужчинам сложно выражать свои чувства, поэтому они нередко не получают должного развития и могут становиться причиной резких перепадов настроения у мужчин. Что может выражаться также в страхах, панических атаках или в истериках.

Совсем иначе себя ведут зрительные люди, развитые и реализованные. Их амплитуда эмоций самая большая - они уже не плачут о своей несчастной жизни. Их волнует счастье других. Такие люди реализуют свои эмоции на радость окружающим, сопереживают им и не испытывают страхов.

Реализованные зрительные люди находят себя в ощущении любви - высокого окрыляющего чувства - и эйфории от жизни и отдачи другим людям. От любви маятник качается к чувству печали или грусти. Вопреки общему мнению эти чувства вовсе не синонимы тоски.



Чувство наполненности длится сравнительно долго, и переход из него - не резкий, а плавный. Светлая, тихая печаль оказывается противоположной эйфории любви. Это эмоция, окрашенная пониманием того, что жизнь других конечна, и эмоциональные связи прерываются. Это обратная сторона жизни, ведь не умея видеть печаль, человек не почувствует настоящую радость. А он ее обязательно почувствует, умея чувствовать других людей.

Резкие перепады настроения у подростков и взрослых излечимы

Что же делать тем, у кого резкие перепады настроения случаются постоянно? Прежде следует определить свое состояние. Системно-векторная психология Юрия Бурлана рассматривает эмоциональные перепады как одну из особенностей зрительного вектора, который недостаточно реализует свои эмоции.

Бывает, что причиной подобных состояний становится тяжелая потеря - разрыв близких отношений, разлука или смерть. Это настолько сильный удар для зрительного человека, что его выбрасывает в страх и боль. Когда эмоциональные связи налаживаются, такие состояния проходят. Как это сделать?

Наладить такую способность можно, получив навык не думать о себе, т.е. сопереживать за другого человека. Поставить себя в условия, когда тосковать о себе не будет возможности, когда «страшно за других», а не за себя. Научиться этому можно, а результат превосходит всякие ожидания как для зрительного человека, так и для его окружения.

image Click to view


Более подробно об особенностях перепадов настроений в других векторах и о том, как достичь внутреннего равновесия, рассказывается на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор: Ольга Мезенцева

Статья написана с использованием материалов тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Читать также:

Все мы родом из детства
Как перестать бояться? Страхов много, а жизнь одна
В плену страха: от тени на стене до монстра в голове




Google

системно-векторная психология, зрительный вектор, страхи человека

Previous post Next post
Up