Chillagoe Smelters: #industrial, #abandonded, #ruins

Oct 06, 2014 12:49

Это место в Австралии оказалось для нас единственным в своём роде. Вообще, Австралия - очень молодая страна и исторических памятников здесь немного. Особенно в малонаселённых районах Северного Квинсленда и на Северных Территориях. Поэтому историю здесь делают из всего, что более-менее старше пятидесяти лет. Если ничего такого нет, то даже заросшая взлётно-посадочная полоса времён Второй Мировой войны сгодится в исторические места. Австралам такое может и будет интересно, а вот мы как-то всё игнорировали "историю", предпочитая ей природу. Единственное место, куда мы таки решили сделать вылазку, были Chillagoe Smelters - руины металлургического комбината, построенного более сотни лет назад и которому обязан своим появлением сам городок Chillagoe.

Сейчас территория комбината входит в состав национального парка Chillagoe-Mungana Caves National Park и сюда можно заехать на небольшую экскурсию. Хотя может быть уже и нельзя: на сайте парка говорится, что это "restricted access area and entry is prohibited". Но такие запреты только добавляют интереса, тем более что место абсолютно пустынное и никто за вами следить не будет


Немного истории, чтобы понимать, что здесь было раньше. Chillagoe был основан как простая скотоводческая ферма в 1873 году. Своё странное название он получил из непереводимой песенки английских матросов: "ikey, cryke, psyke, mikey, chillagoe wallabodorie". Известность пришла к Chillagoe в 1888 году, когда в его окрестностях были подтверждены большие залежи медной руды и других металлов. Район приглянулся промышленнику по имени John Moffat, который решил устроить здесь большое производство и скупил 26 из 34 местных шахт. Так как месторождение находилось далеко от крупных городов и торговых путей, то для минимизации затрат в Chillagoe построили железную дорогу и открыли горно-обогатительный комбинат с плавильными цехами

Примечательно, что дорогу и комбинат открыли в 1901 году, хотя ещё за пять лет до этого стало понятно, что руда в этих местах гораздо хуже, чем предполагалось, а ее переработка едва ли будет прибыльной. Но John Moffat проявил чудеса government и investor relations, и привлёк к строительству железной дороги правительство Квинсленда, а также собрал пул богатых промышленников из штата Виктория. Интерес к проекту всячески поддерживался различными ухищрениями вроде покупки дешёвого подержанного оборудования со старых шахт для открытия нескольких плавильных цехов и рассказами о создании нового мега-перспективного индустриального района (как всё знакомо звучит). На фоне шумихи вокруг проекта быстро росла цена на землю в Chillagoe, а акции компании-оператора проекта стали любимой бумагой спекулянтов на бирже. Пузырь лопнул уже в 1901 году, когда Chillagoe Railways and Smelters company разорилась, увешанная долгами и не сумевшая справиться с высокими операционными издержками проекта

Проект пытались продолжать новые инвесторы, однако проблему с отсутствием качественной руды для переработки решить так и не удалось. Комбинат в очередной раз остановился в 1914 году и был снова запущен только в 1920 году, будучи уже в государственной собственности и больше как инструмент для создания рабочих мест в годы депрессии, нежели прибыльное предприятие. В 1943 году комбинат закрыли уже окончательно. Забавно, что за всю свою сорокалетнюю историю предприятие ни разу не показало прибыли, а общие убытки для владельцев составили гигантские по тем временам 5 миллионов фунтов. Для покрытия долгов всё съёмное оборудование было распродано, а большинство зданий разобрали на кирпич. Собственно, после этого в Chillagoe Smelters не стоит ожидать увидеть ничего грандиозного, но австралийский климат позволил хорошо сохранить то немногое, что осталось. Дальше будет много ржавчины, ломаных кирпичей и камней в оранжевых тонах с голубой примесью меди и неуловимым запахом вредного асбеста

Итак, въезжаем в "зону". Слева рядом с небольшим холмом находится pre-treatment plant - цех предварительной обработки руды, содержавшей сульфиды свинца. Он был построен позднее основного производства в 1906-07 в процессе модернизации завода. Руда измельчалась и обжаривалась в восьми медных котлах - Huntington-Herberlein plant. Но для местной руды этот метод оказался недостаточно эффективным, и котлы пришлось дополнить стальными жаровнями - Edwards roasters. Это тоже не помогло - в итоге всё заменили двумя агломашинами - Dwight Lloyd sintering machines. Агломашины - это такие решётчатые конвейеры, на которых обжаривается руда. Процесс поддерживался большой доменной печью, труба которой - это единственное, что хорошо сохранилось по сегодняшний день.


Труба поближе


Развалины pre-treatment plant. Это похоже на часть печи


Склон холма за цехом


Алеся с кирпичами - картина маслом. Чисто профессиональный интерес: ищет клеймо производителя кирпича на развалинах цеха. Туда заходить нельзя, если что


Сразу за цехой предварительной обработки находится шлаковый отвал - slag heap, куда свозились отходы производства. Их получилось довольно много: за всё время производства на Chillagoe Smelters было переработано 1,25 млн. тонн руды, из которых только было получено только 110 тыс. тонн свинца и меди, а также пару сотен килограмм серебра и пару килограммов золота. То есть как минимум миллион тонн шлака остались тут. Со всеми прелестями, присущими рудам тяжелых металлов - о них я как-то писал в посте про урановые рудники

Отвалы не выглядят большими: шлаки ссыпались в глубокий овраг и терриконов тут вы не увидите. Но высота отвалов приличная - метров десять-пятнадцать будет, так что вниз лучше не падать. А внизу скачут кенугуру - их можно не увидеть, но слышно хорошо


Шлаки представляют собой плотную спёкшуюся массу с металлическим отливом.


Дата на бетонном укреплении края отвала: 42 год - незадолго до закрытия производства


С края отвала открывается отличный вид на развалины главного производства: сверху холма труба главной доменной печи, а слева - труба силовой станции


Рядом с трубой электростанции видны маленькие столбики - это практически всё, что осталось от офисных помещений комбината. Стены остались только в сейфовой комнате, где хранились деньги и золото (левее столбиков, видно на предыдущем фото)


Руины силовой станции между офисами и плавильным цехом. Пар станции использовался для генерации электричества и привода вентиляторов доменных печей


Восьмигранная труба силовой станции


Какая-то хрень рядом с силовой станцией. Возможно использовалась для передачи пара


На горе стоит главная труба производства. В неё подавались газы от процессов горения и плавления в доменных печах снизу холма. Разница между верхней точкой трубы и низом плавильных установок составляла 73 метра для поддержания хорошей тяги. Не так давно в эту трубу попала молния, что объясняет разрушения в её верхней части


В плавильном цеху под холмом работало две доменные печи, хотя их количество планировали увеличить до четырёх штук. В печах выплавляли медный штейн - неочищенный сплав сульфидов меди, железа и прочих примесей. Печи представляли собой двуслойные резервуары из стали, в которые засыпалась смесь раскрошенной руды и кокса (это такой уголь, если чо). Руда и кокс подвозились сверху по железнодорожным путям по склону холма, воздух для горения подавался специальными вентиляторами, а от перегрева печи защищали с помощью водяного охлаждения. В итоге газы от горения поднимались наверх в трубу, а готовый продукт самотёком сливался вниз. Вниз сливали также оставшиеся шлаки, которые вывозили в специальных вагонах на лошадиной тяге на шлаковый отвал




Тут должны быть ещё две домны




Отсюда по всей видимости вытекал готовый продукт


А это похоже на цистерны для шлаков


На этом месте остановлюсь с занудными рассказами и дам камеру в руки жене - пусть поснимает детальки












А эта фотка почти родная - стоит заставкой на планшете


На этом хватит, а то вдруг соберётесь в Chillagoe, а там вся хрень уже сфотографирована. Хотя нет, хотя нет - надо ещё себя на фоне развалин запечатлеть


И пора обратно. По шпалам, по шпалам...


В общем, несмотря на все предупреждения выбрались из "зоны" живыми и здоровыми. Хотя не всем это удаётся - видели в камнях чьи-то кости


P.S.: в 1986 году в местечке Mungana в 13 километрах от Chillagoe было обнаружено крупное золотое месторождение Red Dome. Оно было освоено открытым методом (выкопали яму и достали золотую руду на поверхность). Сейчас горные работы завершены и производства золота и меди ведётся пока из запасов извлечённой руды. Также тут добывают мрамор, а на выезде от Chillagoe Smelters к Burke Development road с ужасным грохотом и в клубах пыли работает камнедробилка. История продолжается...


to be continued

Queensland
1. Great Barrier Reef
2. Cairns
3. Kuranda
4. Kennedy Highway: Mareeba
5. Mareeba Wetlands
6. Burke Development Road

Northern Territory

Casuarina Costal Reserve
Litchfield National Park
Kakadu National Park
Nitmiluk National Park
Elsey National Park
Devils Marbles Conservation Reserve
Watarrka National Park
Uluru - Kata Tjuta National Park

По дорогам Северных Территорий
Stuart Highway
Lasseter Highway

australia, queensland

Previous post Next post
Up