Это место в Австралии оказалось для нас единственным в своём роде. Вообще, Австралия - очень молодая страна и исторических памятников здесь немного. Особенно в малонаселённых районах Северного Квинсленда и на Северных Территориях. Поэтому историю здесь делают из всего, что более-менее старше пятидесяти лет. Если ничего такого нет, то даже заросшая взлётно-посадочная полоса времён Второй Мировой войны сгодится в исторические места. Австралам такое может и будет интересно, а вот мы как-то всё игнорировали "историю", предпочитая ей природу. Единственное место, куда мы таки решили сделать вылазку, были Chillagoe Smelters - руины металлургического комбината, построенного более сотни лет назад и которому обязан своим появлением сам городок Chillagoe.
Сейчас территория комбината входит в состав национального парка
Chillagoe-Mungana Caves National Park и сюда можно заехать на небольшую экскурсию. Хотя может быть уже и нельзя: на
сайте парка говорится, что это "restricted access area and entry is prohibited". Но такие запреты только добавляют интереса, тем более что место абсолютно пустынное и никто за вами следить не будет
Немного истории, чтобы понимать, что здесь было раньше. Chillagoe был основан как простая скотоводческая ферма в 1873 году. Своё странное название он получил из непереводимой песенки английских матросов: "ikey, cryke, psyke, mikey, chillagoe wallabodorie". Известность пришла к Chillagoe в 1888 году, когда в его окрестностях были подтверждены большие залежи медной руды и других металлов. Район приглянулся промышленнику по имени John Moffat, который решил устроить здесь большое производство и скупил 26 из 34 местных шахт. Так как месторождение находилось далеко от крупных городов и торговых путей, то для минимизации затрат в Chillagoe построили железную дорогу и открыли горно-обогатительный комбинат с плавильными цехами
Примечательно, что дорогу и комбинат открыли в 1901 году, хотя ещё за пять лет до этого стало понятно, что руда в этих местах гораздо хуже, чем предполагалось, а ее переработка едва ли будет прибыльной. Но John Moffat проявил чудеса government и investor relations, и привлёк к строительству железной дороги правительство Квинсленда, а также собрал пул богатых промышленников из штата Виктория. Интерес к проекту всячески поддерживался различными ухищрениями вроде покупки дешёвого подержанного оборудования со старых шахт для открытия нескольких плавильных цехов и рассказами о создании нового мега-перспективного индустриального района (как всё знакомо звучит). На фоне шумихи вокруг проекта быстро росла цена на землю в Chillagoe, а акции компании-оператора проекта стали любимой бумагой спекулянтов на бирже. Пузырь лопнул уже в 1901 году, когда Chillagoe Railways and Smelters company разорилась, увешанная долгами и не сумевшая справиться с высокими операционными издержками проекта
Проект пытались продолжать новые инвесторы, однако проблему с отсутствием качественной руды для переработки решить так и не удалось. Комбинат в очередной раз остановился в 1914 году и был снова запущен только в 1920 году, будучи уже в государственной собственности и больше как инструмент для создания рабочих мест в годы депрессии, нежели прибыльное предприятие. В 1943 году комбинат закрыли уже окончательно. Забавно, что за всю свою сорокалетнюю историю предприятие ни разу не показало прибыли, а общие убытки для владельцев составили гигантские по тем временам 5 миллионов фунтов. Для покрытия долгов всё съёмное оборудование было распродано, а большинство зданий разобрали на кирпич. Собственно, после этого в Chillagoe Smelters не стоит ожидать увидеть ничего грандиозного, но австралийский климат позволил хорошо сохранить то немногое, что осталось. Дальше будет много ржавчины, ломаных кирпичей и камней в оранжевых тонах с голубой примесью меди и неуловимым запахом вредного асбеста
Итак, въезжаем в "зону". Слева рядом с небольшим холмом находится pre-treatment plant - цех предварительной обработки руды, содержавшей сульфиды свинца. Он был построен позднее основного производства в 1906-07 в процессе модернизации завода. Руда измельчалась и обжаривалась в восьми медных котлах - Huntington-Herberlein plant. Но для местной руды этот метод оказался недостаточно эффективным, и котлы пришлось дополнить стальными жаровнями - Edwards roasters. Это тоже не помогло - в итоге всё заменили двумя агломашинами - Dwight Lloyd sintering machines. Агломашины - это такие решётчатые конвейеры, на которых обжаривается руда. Процесс поддерживался большой доменной печью, труба которой - это единственное, что хорошо сохранилось по сегодняшний день.
Труба поближе
Развалины pre-treatment plant. Это похоже на часть печи
Склон холма за цехом
Алеся с кирпичами - картина маслом. Чисто профессиональный интерес: ищет клеймо производителя кирпича на развалинах цеха. Туда заходить нельзя, если что
Сразу за цехой предварительной обработки находится шлаковый отвал - slag heap, куда свозились отходы производства. Их получилось довольно много: за всё время производства на Chillagoe Smelters было переработано 1,25 млн. тонн руды, из которых только было получено только 110 тыс. тонн свинца и меди, а также пару сотен килограмм серебра и пару килограммов золота. То есть как минимум миллион тонн шлака остались тут. Со всеми прелестями, присущими рудам тяжелых металлов - о них я как-то писал в
посте про урановые рудники Отвалы не выглядят большими: шлаки ссыпались в глубокий овраг и терриконов тут вы не увидите. Но высота отвалов приличная - метров десять-пятнадцать будет, так что вниз лучше не падать. А внизу скачут кенугуру - их можно не увидеть, но слышно хорошо
Шлаки представляют собой плотную спёкшуюся массу с металлическим отливом.
Дата на бетонном укреплении края отвала: 42 год - незадолго до закрытия производства
С края отвала открывается отличный вид на развалины главного производства: сверху холма труба главной доменной печи, а слева - труба силовой станции
Рядом с трубой электростанции видны маленькие столбики - это практически всё, что осталось от офисных помещений комбината. Стены остались только в сейфовой комнате, где хранились деньги и золото (левее столбиков, видно на предыдущем фото)
Руины силовой станции между офисами и плавильным цехом. Пар станции использовался для генерации электричества и привода вентиляторов доменных печей
Восьмигранная труба силовой станции
Какая-то хрень рядом с силовой станцией. Возможно использовалась для передачи пара
На горе стоит главная труба производства. В неё подавались газы от процессов горения и плавления в доменных печах снизу холма. Разница между верхней точкой трубы и низом плавильных установок составляла 73 метра для поддержания хорошей тяги. Не так давно в эту трубу попала молния, что объясняет разрушения в её верхней части
В плавильном цеху под холмом работало две доменные печи, хотя их количество планировали увеличить до четырёх штук. В печах выплавляли медный штейн - неочищенный сплав сульфидов меди, железа и прочих примесей. Печи представляли собой двуслойные резервуары из стали, в которые засыпалась смесь раскрошенной руды и кокса (это такой уголь, если чо). Руда и кокс подвозились сверху по железнодорожным путям по склону холма, воздух для горения подавался специальными вентиляторами, а от перегрева печи защищали с помощью водяного охлаждения. В итоге газы от горения поднимались наверх в трубу, а готовый продукт самотёком сливался вниз. Вниз сливали также оставшиеся шлаки, которые вывозили в специальных вагонах на лошадиной тяге на шлаковый отвал
Тут должны быть ещё две домны
Отсюда по всей видимости вытекал готовый продукт
А это похоже на цистерны для шлаков
На этом месте остановлюсь с занудными рассказами и дам камеру в руки жене - пусть поснимает детальки
А эта фотка почти родная - стоит заставкой на планшете
На этом хватит, а то вдруг соберётесь в Chillagoe, а там вся хрень уже сфотографирована. Хотя нет, хотя нет - надо ещё себя на фоне развалин запечатлеть
И пора обратно. По шпалам, по шпалам...
В общем, несмотря на все предупреждения выбрались из "зоны" живыми и здоровыми. Хотя не всем это удаётся - видели в камнях чьи-то кости
P.S.: в 1986 году в местечке Mungana в 13 километрах от Chillagoe было обнаружено крупное золотое месторождение Red Dome. Оно было освоено открытым методом (выкопали яму и достали золотую руду на поверхность). Сейчас горные работы завершены и производства золота и меди ведётся пока из запасов извлечённой руды. Также тут добывают мрамор, а на выезде от Chillagoe Smelters к Burke Development road с ужасным грохотом и в клубах пыли работает камнедробилка. История продолжается...
to be continued Queensland1.
Great Barrier Reef2.
Cairns3.
Kuranda4. Kennedy Highway:
Mareeba5.
Mareeba Wetlands6.
Burke Development Road Northern Territory Casuarina Costal Reserve Litchfield National Park Kakadu National Park Nitmiluk National Park Elsey National Park Devils Marbles Conservation Reserve Watarrka National Park Uluru - Kata Tjuta National Park По дорогам Северных Территорий Stuart Highway Lasseter Highway