Aug 01, 2015 19:53
За каждой литургией мы слышим слова Христовы: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26. 26), и - отвечаем молчанием. Слышым: "Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26. 27-28), и - наше сердце остается безучастным к этим словам. В Москве, многомиллионном городе, есть храмы где священник - это единственный причастник на Божественной литургии. В большинстве храмов в Воскресный день, дай Бог, чтобы половина храма причащалась Святых Таин. Когда священник спрашивает о причине по которой селовек не причащается, то часто слышит в ответ что-то вроде: "Мне тяжело поститься", "да как-то некогда подготовиться", "не успеваю вычитать молитвы" и т.д., когда же начинает убеждать и говорить о возможности меньшей подготовки в отношении "вычитывания" и отказа от пищи, то слышит в ответ: "нет. я так не могу. лучше уж я поготовлюсь и уж в следующий раз... " и так длится неделями или месяцами...
В самом деле... уж лучше хорошо подготовится: вычитать павило (с мыслями о том, что предстоит сделать завтра или как ужасно прошел сегодняшний день или какой ужасный поступок сегодня опять совершил мой сослуживец), соблюсти пост (обругав супругу за то что не подготовилась и не приготовила нормальной постной пищи и раздав подзатыльники детям, которые невовремя подошли о чем-то попросить) ну и конечно побывать на вечернем богослужении (с мыслями о том, что нужно купить в магазине для завтрашней трапезы и какие нужно поставить задачи перед домашними). НО главное - это с чистой совестью подойти к причастию! для этого необходимо как можно более подробно выписать грехи из книжечки для исповеди в листочек, чтобы не дай Бог ничего не забыть, а если вдруг что-то забудешь, очень важное(! например, что всреду скушал шоколадку возможно не постную или пнул котенка ногой), то обязательно еще раз подойти на исповедь (иначе никак не получишь удовлетворения от собственной праведности при причастии).
Конечно я не говорю что всегда и у всех именно так происходит, но это явление довольно частое среди современных христиан (среди нас с вами).
Часто мы желаем найти ощущение собственной праведности в довольно формальных вещах. Ведь понятно, что 20 страниц исповеди хоть и могут являться свидетельством достаточно серьезной проделанной работы человека над собой не всегда являются гарантом действительного расскаяния в своих грехах (это может выглядеть как холодный отчет о проделанной работе или как горячее сожаление о бесцельно прожитой жизни; мотивы перечисления грехов и их количества могут быть различны). Я не говорю уже о присутствии на вечернем богослужении или бубнежке правила которые мы называем "богослужением" и "молитвой", и о "посте", который часто совершаеся лишь формально в пище. Я не говорю что не нужно поститься или молиться или не нужно исповедоваться, я хочу сказать о том, что в церковной жизни должно быть как можно меньше формализма, ведь то о чем мы сейчас говорим нельзя считать подготовкой к причастию. Но самое интерсное, что отсутствие данного процесса: "недоисповеданность", "огрехи" в посте, "недовычитанность" правила мы считаем препятствием к принятию Тела и крови Христовых. Вот и получается "книжники и фарисеи - лицемеры"...
Помимо этого мы часто забываем о том, что такое литургия (а стало быть и причастие). Это - "общее дело", наше общее дело с Вами и со Христом (дело Церкви), дело церкви по собиранию своего собственного Тела, тела Христова. "Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу (1 Кор. 12.15). Неужели мы хотим сказать что перестали быть телом Христовым, потомы что испачкались или не совершили положенных упражнений и наши мышцы одрябли. Не является ли это оправданием нашей лени и нежелания быть со Христом, не являютсяли эти наши действия соблазном для наших братьев и сестер, не являются ли они признаком того, что мне стыдно за свою жизнь, потому что я не живу так как заповедует мне Господь и потому не хочу иметь части с Ним, поскольку такая близость лишь обличает мои грехи и делает мне больно... И не является ли в конце концов мое нежелание причаститься еще большим грехом чем все те, которые, как я думаю, препятствуют принятию Святых Таин, ведь тем самым я ставлю себя вне Церкви, отделяю себя от своих собратьев и пренебрегаю жертвой Господа Иисуса Христа, через которую, единственно, я могу получит оправдание?