Кто такие "прихожане"?

Aug 05, 2015 14:30

С первой свое литургии, когда я еще был дьяконом, усвоил от старших собратьев на сугубой ектинье поминать "прихОжан святого храма сего" и где-то неделю назад прекратил это делать (хоть и не совсем осознанно). Но вот что интересно: слово "прихожане" происходит от слова "приход", до революции это были люди принадлежащие к определенному приходу. Сейчас все изменилось и наряду со словом прихожане стало употребляться слово "ЗАхожане", имея ввиду людей, которые заходят в храм, чтобы сделать взаимовыгодный обмен (денег (в виде свечек, записок или пожертвований) на духовные или материальные блага) и покинуть его, не обременяя себя какими бы то нибыло обязательствами в отношении прихода. Но что интересно, что сегодняшние "ПРИхожане" не столь отличны от "ЗАхожан", поскольку значительная часть из них просто работают в церкви или приходят туда, чтобы найти интерсное занятие для себя, удовлетворить свой интеллектуальный или эмоциональный голод. Как только церковь перестает быть источником таких доходов (эмоций, знаний или денег), то такие прихожане с легкостью покидаю приход, отправляясь на поиски новых впечатлений. С другой стороны, это процесс взаимный: "поиск новых форм работы" с "прихожанами" со стороны духовенства становится организацией кружков по интересам, которые смогут удовлетворить потребности современных верующих (например уметь собрать и разобрать автомат за 30 секунд или танцевать вальс или понять чем все-таки отличаются херувимы от серафимов). Некоторые, начинают заниматься церковным пением и поют на клиросе, задавая себе а зачастую и настоятелю вопрос: "Почему вы батюшка служите не по уставу?" Да и ладно если бы это был действительно вопрос, предполагающий возможность ответа, но зачастую это просто претензия, причем если спросить, где она об этом читала в уставе, то можно услышать что-то вроде: "а вот на другом приходе, там вот так служат..."
Вот и получается... один батюшка служит долго, другой коротко, третий "молитвенно", но каждый находит свою паству, тех людей, которым это НРАВИТСЯ, которые считают, что именно так и надо служить, поскольку это: "по уставу", "по икономии" или просто - "батюшка хороший". Но хороший батюшка легко может стать плохим, стоит ему лишь опустить ектинью об оглашенных или сменить валаамский распев на обиход или просто не проявить должного внимания к моей важной персоне...
Но это - просто накопленные эмоции, - кнечно,  скажет кто-то... и будет прав наверное.... но
хор замолчал и в храме тишина... причастники причащаются, батюшка причащает...
- Ты - хор, вот и пой!
Священник - молись!
Повариха - готовь!
- А мы - прихожане. Поставим свечки, постоим и пойдем! (каждый служит тем даром, который имеет. Все по апостолу)
- Батюшка, а кина сегодня не будет?.. эх жаль, ну ничего, мы другой храм пойдем - там покажут!

Вот так и превращается общее дело (литургия) в дело профессионалов (священника и хора), а "приходская жизнь" в просмотр фильмов и шашлыки.
Конечно есть возможность все изменить, но только у НАС и только СЕГОДНЯ!

прихожане

Previous post
Up