Любой человек, не только ребёнок, выстраивает собственную личность не из пустоты, а материалами и технологиями, предоставленными ему окружением.
Конечно ребёнок это чаще делает бессознательно, в играх, а от взрослого ожидают сознательной работы над собой в границах, кондициях, по ограничениям общественных норм.
Однако много общего и в сознательных и в бессознательных процессах формирования своей идентичности.
Click to view
Видимо я напишу ещё некоторое количество текстов об этих процессах.
Тема двойников мне очень интересна и
я уже как-то говорил об этом.
Это процесс, сочетающий противоположные тенденции - нам необходимо ощущать своё отличие от окружающих и вместе с тем сходство с ними. Поэтому можно выделить эти 2 потребности самости -с одной стороны нам нужен Другой, нужна идеальная модель Другого.
А ещё нам нужно соизмерить самих себя с этим Другим, нужно сопоставить действительный уровень собственного развития с некоторой идеальной моделью. То есть мы предлагаем окружающим свой личностный проект и нуждаемся в отражателе, в зеркале, в наблюдателе, чтобы откорректировать развитие собственной личности.
И это не "с другой стороны", не механично, не последованно взаимосвязанно, а органично и одновременно.
Эти процессы во многом происходят двуедино.
С одной стороны нам нужен идеал. Но с другой стороны нам нужен наблюдатель . И это всё "во-первых", это всё одновременно, это всё одинаково важно.
Другой как нам нужен солнце. Другой нам нужен как отражатель.
Есть представления что функции формирования процессов идеализации играет для ребёнка фигура отца.
А процессы отзеркаливания, наблюдения , отражения называют ещё учёным словом "эксгибиционистские потребности" (часто путая это с профанированным бытовым словоупотреблением), и эти процессы часто связывают с ролью матери.
Конечно если в детстве для человека эти роли почему-то не исполнили собственные родители, то возможно его личность развивается как-то своеобразно, оригинально или ущербно, компенсируя дефицит например поиском соответствующих партнёров.
Но это процессы сложные и если я буду писать об этом то этим постингом хотел хотя бы объяснить отчего вообще здесь возникло для кого-то странноватое слово "идеал", не говоря уж о не менее странном слове "эксгибиционизм". Это можно понять например в информационном ключе - у кого-то доминирует потребность в идеальной модели , а у кого-то потребность в отражении, в корректировке себя с помощью каких-то зеркал.
Наверное учитывая это, можно и в анализе задач, функций искусства соответствующие системные проблемы ставить