Реус. Город и его люди

Oct 28, 2014 10:29

Хоть я и обещала, что не буду плакать (с чего бы?), но когда поезд Бильбао-Барселона отъехал от перрона, зашмыгала носом. Не знаю, как вам, а мне всегда нервно, даже неприятно уезжать из привычного места. Даже если привычке без году неделя: тут-то мне уже хорошо, а там еще не известно, как будет. Скорее всего тоже будет хорошо, но ведь по-другому же!

За 9 дней в Бильбао я ухитрилась влюбиться в город - не так, как в Толедо или Бургос, с их завораживающей атмосферой старины (да, я из тех чудаков, что млеют от вида замшелых каменюк) или Гранада, про которую и не поймешь - Запад она или Восток. Мои отношения со столицей Бискайи проще всего описать словом «втюрилась»- безоговорочно и по уши.

Но я уже в Барселоне: иду по темной улице. Дом номер... номер… не тот. Стоп! Чуть мимо не прошла.
Юноша-ресепшеонист углубляется в компьютер: - Паспорт или ДНИ, пожалуйста…
- Вот. А где тут вокзал?
- Какой вокзал? - выныривает он из-за монитора.
- Estacio de Francia. Я специально отель бронировала поближе к нему, мне завтра утром рано…
Вместо ответа юнош встает и распахивает ставни на окне за своей спиной.
- … уезжать...
Кхм! Я по пути к отелю чуть только носом в вокзал не уткнулась и не поняла, что это он. Определенно, мне пора спать!
- Вот ключи от твоего номера. Если хочешь кофе или чай - на ресепшене есть чайник, кружки…

После 9 дней в классном студенческом хостеле, чистом, с адекватными нешумными соседями заходишь в маленький номер-однушку, большую часть которого занимает кровать и - КАЙФ. Номер-люкс! :-)

В 8 утра меня будит стук в дверь «номера-люкс» - чтоб я чего доброго не проспала поезд. Утрамбовываю в рюкзак вещи и… что там было вчера про чай? Первая за две недели чашка чая, да еще и зеленого (плевать, что из пакетика!), минут 15 бодрого трепа с давешним мальчиком-ресепшеонистом (я еще помню свою работу в ночные смены - утром уже сил никаких, но мало что так помогает дожить до конца смены, как разговор за жизнь - например, с подошедшей утренней сменой)), вокзал, поезд... Ну, здравствуй, Реус!




Реус - город модерна. Если любите этот стиль в архитектуре, вам тут точно понравится.

В залитом солнцем Реусе августовская жара - все как положено, никаких вам дождей. Барышня на ресепшене отеля смотрит в мой паспорт и улыбается: - О, у тебя скоро день рождения! Здесь будешь отмечать?
- Да нет, уже дома, в Москве.
- У нас сейчас два подходящих номера свободны: тебе с окнами на улицу или во внутренний дворик?...

От моего отеля (где постояльцам еще и дарят халявные билеты в главные местные достопримечательности - Центр Гауди и Институт Пере Мата) до исторического центра ходу 15 минут. Голодной мне, позавтракавшей чаем (ну не хотелось мне с утра есть с недосыпу), подсказали симпатичный ресторанчик, хозяин которого без вопросов накрывает обед минут за 15 до закрытия на сиесту. Меню все на каталанском, но официантка переводит мне все непонятности на кастельяно, да еще и минут пять обстоятельно отвечает мне на вопрос чем фирменный реусский десерт менжаблан отличается от крема-каталана. (Менжаблан, кстати, напоминает крема каталана только способом подачи: в неглубокой керамической плошке. Карамельной корочки у него нет, ингредиенты - миндаль, вода, лимонная цедра и корица, но вкус при этом довольно пресный.)

Но при всем этом с Реусом у меня не складывается - хоть тресни! Я хожу по желтым от жары улицам вечно ошибаясь в выборе направления: мне упорно кажется, что нужно повернуть направо, когда на самом деле надо налево. Раздражаюсь на толпы как на подбор шумных и хамоватых соотечественников и обилие вывесок и объявлений на русском - от пресловутой «Распродажи» до меню и расписаний работы чего бы то ни было. Впечатление, что в крошечном Реусе открылся филиал даже не Барселоны, а славного города Сочи. Только моря нет.



Знакомы все лица ;-) Как не уезжала никуда...





Pallol - тут можно культурно просветиться, разглядывая остатки городской стены у себя под ногами.
Но что-то куда больше желающих не просвещаться, а ходить по отгроханному тут же торговому центру.



Я кружу по центру, по второму-третьему разу выходя на одни и те же улицы, и сама не могу понять - чего я бешусь-то? Что мне не так? Все так!



Площадь Mercadal. Стеклянный почтикубик - самый известный музей Реуса, тот самый Центр Гауди, по центру с башенкой - здание мэрии.



На углу площади, прямо рядом с центром красота невероятная даже с моей точки зрения - человека к ар-нуво равнодушного. Называется красота Casa Navas и посмотреть ее можно и изнутри тоже - только бронью экскурсии озаботиться заранее, минимум за неделю.

Центр Гауди, хоть я и не любительница стиля модерн, - восторг! Я, видимо, так долго зависаю на третьем этаже (осмотр экспозиции начинается на третьем этаже, заканчивается на первом - логично)), что в какой-то момент из служебного помещения выскакивает парень лет 25-27, сотрудник музея - и заводит со мной треп минут на 40.



Вы не смотрите, что так темно и мрачно. Там клёво! Это просто я - не фотограф.



А действительно, почему? Вот поедете в Реус, пойдете в музей и сами узнаете ответ)) Хотя мне представляется совсем простая штука - хотели кушать и съели Кука все как в задачке про 2 чудом не столкнувшихся поезда: видно не судьба.



Все мои знакомые, узнав, что я еду в Реус, как сговорившись спрашивали про зонтики. Дело в том, что одну из центральных улочек, Carrer Major, ведущую от Placa Mercadal, где находится Центр Гауди к Кафедральному собору каждый год как-нибудь по-особенному украшают: в прошлом году, например, над ее мостовой "парили" разноцветные зонтики. Народу запомнилось. Но в 2014 декор уже другой - так что можете зонтики не искать.



Кафедральный собор Реуса, куда я иду после Центра Гауди (и ресторана), не назовешь старинным - XVI век -, но какие витражи!



Заходим?







По мне, так самое красивое в соборе даже не витражи, а вот эти отсветы от них...

Рядом очень милая сувенирная лавочка: на входной двери ручка в виде… ореха. В окрестностях Реуса много орехов выращивают - отсюда и тот самый фирменный менжаблан.



Маленькая площадь сбоку от собора - в Реусе та же история, что во многих европейских городах: другие здания так плотно обступили собор, что целиком (хоть более-менее) его не снимешь. Разве что с вертолета.))

Но выхожу на улицу - и опять та же история. Иду на Carrer Santa Anna, улицу Святой Анны, упираюсь в Placa de Prim, площадь Генерала Прима - там бы по прямой и направо, но я ухитряюсь пойти прямо не в ту сторону и повернуть не туда. Что за чертовщина?



Площадь генерала Прима. На заднем плане Театр Фортуни.



Raval de Jesus - Санта Ана в диаметрально противоположном направлении идет. Эээм... точнее, перпендикулярно

У меня есть карта города. Даже две. + Навигатор в мобильном. Но не помогает. Нам с городом явно надо познакомиться поближе. Захожу в книжный магазин и спрашиваю путеводитель или какую-нибудь книгу по истории Реуса. Продавцы разводят руками - ничего нет.
- Ничего-ничего? В городе нет ничего про город?
- Ничего нет ни на кастельяно, ни на английском. Только на каталонском.
Мучаю навигатор, иду от книжного к книжному (не забывая «заблуждаться»)) - ни-че-го.
- Люди, ну как же так? Для кого, по-вашему, пишут путеводители? Для местных?
- Да, жалко очень. Я сама, когда путешествую, хочу как можно больше узнать о тех местах, где бываю… Очень-очень жалко, но не издают ничего.



Площадь Свободы. Четыре колонны - все, что осталось от стоявшего тут кинотеатра Kursaal, построенного в 1908 (разумеется, в стиле модерн) и снесенного в 1972. (Это вообще в другой стороне от Бульвара Хесус, если что).



Заблудившийся видит больше - факт. Не пошла бы не по той улице, где бы я еще увидела эту пафосную прЭлесть?



А вот такие штуки я вообще люблю - ну люблю я граффити. PS И при чем тут важный птиц в цилиндре?))

Возвращаясь в отель, забредаю вообще непонятно куда - промахнулась на пару кварталов… Медленно закипаю, ощущая комок в горле. Погода как откликается - холодает и собирается дождь.

Так, не ныть! Я уже которую неделю ношу фиолетовый браслет и таки хочу довести начатое до конца. На второй (и последний) день в Реусе я по методу Мюнхаузена (мысленно) беру себя за шиворот (ну то есть, это, за косичку)) и запихиваю в автобус, идущий от центра за город, где находится Институт Пере Мата - посмотрим, что тут у них за вторая главная достопримечательность!



Перед автобусом для поднятия настроения был еще и завтрак в Gran Cafe de Reus. Люблю такие атмосферные заведения



Каса Навас и площадь утром - свежо, чисто и народу почти никого.

Автобус идет минут 15 и останавливается у длинного краснокирпичного забора.
- Где вход? - спрашиваю прохожих.
- Да вот он.
Подхожу и понимаю - вот что угодно это, но не музей. Какая-то больница?



Та самая автобусная остановка. Нам вниз по улице.

Иду в другую сторону и вот он - вход. А ларчик-то просто открывается: Институт Пере Мата, который музей, строился в начале 1900-х как один из корпусов психиатрической клиники, предназначенный для пациентов из высших слоев общества. Собственно, все корпуса Института, кроме этого, ставшего в 1997 частью туристического Маршрута Модерна, используются по изначальному назначению. Хорошо я чуть не зашла! Бррр…



Корпус Привелегированных, он же Корпус №6 Института Пере Мата. Что-то в этом слышится родное... из школьной программы.



В корпусе-музее, выстроенном по проекту архитектора Доменека-и-Монтанера, витражные окна от пола до потолка, мозаика, мрамор, резная мебель… Ребята со вкусом, ребята с деньгами (с). Красиво невероятно. Но как подумаю, что это - жуть берет.



Столовая




Гостиная.






Бильярдная. Вас там еще нервный смех не пробирает, нет? Бильярдная для умалишенных!



Лестница - без пролетов. Чтоб чего не вышло((



Металлические каркасы витражей из железа, а не свинца - железо прочнее.









На втором этаже комнаты пациентов. Декор в каждой комнате разный. Красота! Но...





... вот посмотришь на эти зарешеченные окошки и жуть берет: не то тюрьма, не то зоопарк. Очень красивая, аристократическая такая тюряга. В голову невольно приходит мысль (какая-то очень в духе сентиментальных романов и сериалов): интересно, сколько местных богатеев под благовидным предлогом "чего-то он/она умом тронулся/тронулась" сплавили сюда неугодных родственников?



В витражное окно видать действующее больничное крыло. Что-то уже очень хочется на воздух и поскорее обратно в город!

На выходе спрашиваю у девочки, продающей на входе билеты и выдающей мини-гиды по музею, давно ли она тут работает. Оказывается, с месяц - направили сюда из турбюро, где она проходит, как это на языке наших вузов называется, производственную практику.- И что ты обо всем этом думаешь? Очень красиво тут, но… крайне странно, даже жутко…- Честно говоря, я стараюсь об этом не думать.Девушка проглатывает нервный смешок - и мне в который раз становится легче: мы с ней точно друг друга понимаем. Не только в смысле говорения на одном языке.

Вернувшись в город иду - петляю, как запутывающий следы заяц - к Музею Реуса.



Дайте-ка мы с вами немного пробежимся по улицам, пока я петляю? Давешняя площадь Прима.



Дом, в котором рос Гауди. Кроме Маршрута Модерна по центру проложена еще одна туристская "тропа" - Маршрут Гауди, в который включено все, что хоть как-то связано с прославленным архитектором. Остановок в маршруте кот наплакал. Одна из них - дом родителей Гауди (точнее, его родни по материнской линии), где прошло детство Антони. Дом не вдруг и найдешь, внутрь не попасть - частная собственность. Только что ржавую табличку почитать...



Напротив выхода из переулка, где прячется родной дом архитектора - вот такой вот монумент: Гауди играет в шарики. В чем суть игры, честно говоря, не в курсе - может кто знает? Но все шарики крутятся. Местные и туристы развлекаясь отполировали шарики - блестят, что нос собаки-погранца на московской станции метро Площадь Революции.

Обхожу дозором оба этажа экспозиции - я тут единственный посетитель. Она не столь раскрученная, как в Центре Гауди, да и не интерактивная: обычные черепки и всякие окаменелые палки-копалки. Да еще пара временных экспозиций, в частности, выставка модернистских рекламных плакатов (из эпохи не ведавшей о вреде курения). На выходе меня окликает скучающий сотрудник музея - мужчина лет за 45. Мы разговариваемся - он мне про выставки и второе здание музея, я ему про маршрут своей нынешней поездки, розыски в местных книжных… Приходит его коллега, +/- моя ровесница, и тоже включается в разговор. Это, правда, сильно сказано - часть того, что я говорю он ей поначалу… переводит! С кастильского на каталонский. Но потом дело явно налаживается. Они рассказывают мне про главные местные праздники, достают толстенный фолиант с цветными фотографиями - фолиант на каталонском, но у меня-таки есть два переводчика!



Некоторое представление о местных праздничных традициях можно получить безо всяких фолиантов - из уличных граффити. Но лучше, конечно, не граффити и не фолианты, а сами праздники посмотреть. Надо вернуться...

Смешно, но именно здесь и сейчас - в фойе музея за четыре часа до отъезда - Реус преображается. Из провинциального городка, гордящегося тем, что здесь (возможно) родился и (точно) провел детство Антони Гауди (архитектурный гений которого оставил множество следов в Барселоне и ни одного - тут), переполненного под завязку туристами-любителями дешевых распродаж, Реус для меня превращается  в колоритный городок, куда хочется вернуться. Выхожу из музея и сразу, не глядя на карту, безошибочно выбираю нужное направление. И, хотите верьте, хотите нет, больше не плутаю.
Все-таки город - это не музеи, не дворцы и не памятники.



Хотя и дворцы и просто дома здесь очень даже красивые.

Город - это люди.

Испания, города и веси, открывая мир

Previous post Next post
Up