все картинки кликабельны
![](https://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/498579/498579_600.jpg)
2.Змеи, динозавры и прочие чудовища
Самые драматические в плане зрелищности события в романе происходят на планете Элизия у Беты Кита. Естественно, многие художники соблазнились сценой нападения из-под воды, но при этом изрядно дали волю своему воображению.
Первым был Алан Бриз из британского «Голланц»:
![](https://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/499322/499322_original.jpg)
1956 «Victor Gollancz». Художник Alan Breese.
Довольно близко к тексту, если не считать того, что лодка была отнюдь не деревянная, а щупальце немного потолще. Другие художники подобной скромностью не отличались, и щупалец у них куда больше! Вот это первое издание романа в «Pan Books»:
![](https://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/499489/499489_original.jpg)
1968 «Pan Books». Художник Edward Mortelmans.
Кораблик тут до обидного маленький, зато щупальца ого-го какие! Невольно вспоминаются «Маракотова бездна» или «Вожди Атлантиды»… Или просто буёк, болтающийся на волнах Чёрного моря, за который мне строго-настрого не велели заплывать. Жаль, что я не видел тогда эту картинку - она напрочь отбила бы всякое желание заплывать за какие-либо буйки. В общем, это отличная картинка, но немного не соответствующая тексту. Кораблик на ней, согласитесь, выглядит довольно жалко. Видимо, кто-то указал редактору «Pan» на изобразительные недочёты, потому что в следующем издании художник резко изменил пропорции и масштабы:
![](https://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/499978/499978_original.jpg)
1973 «Pan Books». Художник неизвестен.
Пусть эта обложка не так дёргает за нервы, как прежний вариант, но в ней есть нужный пафос и соразмерный драматизм. Поэтому я считаю её одной из лучших в своём классе.
Мсье Стиль Саваж, иллюстрировавший небольшое сс Хайнлайна для «Ace» в 70-х, решил ещё более драматизировать картинку, подняв сцену гибели экспедиции до уровня апокрифического символизма:
![](https://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/500787/500787_original.jpg)
1970 «Ace». Художник Steele Savage.
Рисуя эту картинку, он явно вспоминал библейские или античные мифы, которые иллюстрировал в 60-х. Но при этом не забыл изобразить временную палубу на макушке «Элси» и грузовой люк намного выше ватерлинии. Теперь таких внимательных к деталям художников днём с огнём не найти.
Испанское издательство «E.D.H.A.S.A.» тоже отметилось в этой теме. Если помните, в издании 1965-го года они поместили на обложку близнецов, нарисованных в свободной графической манере. На этот раз художник отдал некоторую дань реализму:
![](https://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/501176/501176_original.jpg)
1957 «E.D.H.A.S.A», серия «Nebulae» №45. Художник неизвестен.
Здесь замечательно всё, кроме звездолёта. Он почему-то стоит на сваях. Я догадываюсь, что чисто композиционно художнику нужна была оппозиция многочисленным кривым - в виде парочки прямых вертикальных линий. Жаль, что он не придумал иного варианта решения. Несмотря на этот досадный момент, я считаю, что картинка вполне заслуживает почётного второго места в моём рейтинге.
Стиль Саваж не был единственным художником, вообразившим морских обитателей Элизии в виде этаких змеев-горынычей. Задолго до него, в 1958 году итальянцы уже рисовали вот таких страшных змеекрокодилов:
![](https://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/501631/501631_600.jpg)
1958 «La Sorgente». Художник Maggi.
Здесь снова неведомо откуда прилетели птеродактили, поэтому полюбуйтесь на лицевую часть обложки отдельно, без птеродактилей, птерозавров, кецалкоатлей и прочих рамфоринхов:
![](https://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/502311/502311_original.jpg)
1958 «La Sorgente». Художник Maggi.
В таком виде она даже ничего… Ну, если забыть о корабле, который неведомо как оказался на суше, не обращать внимания на композицию, цветовую палитру и ещё некоторые мелочи.
Кое-кто предпочёл соединить морских гадов с кислотным символизмом, в результате чего получилась вот такая любопытная, в чём-то соостеровская, штука:
![](https://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/502798/502798_original.jpg)
1978 «Gollancz». Художник неизвестен.
Но - довольно змей и щупалец. Если помните, в книге фигурировал ещё один представитель инопланетной фауны, хищный псевдоящер Tyrannosaurus Ceti с планеты Констанс. Его нарисовал замечательный художник Даррелл Свит, и эта обложка немедленно стала классикой:
![](https://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/503453/503453_original.jpg)
1978 «Ballantine»/«Del Rey». Художник Darrell K Sweet.
А вот французам не так повезло - их рынок обложек плотно обложил со всех сторон польский эстет-эмигрант Войцек Сьюдмак. Обычно он пытается выдать за обложки свои поделки под Сальвадора Дали, но иногда вдруг начинает перерисовывать динозавров из какого-то малоизвестного палеонтологического издания. Вот и на этот раз он нарисовал синего восьмилапого геккона:
![](https://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/503841/503841_original.jpg)
1982 «Pocket». Художник Wojtek Siudmak.
Если вы спросите, почему у ящера восемь лап, я задам встречный вопрос - а почему не десять? Запомните волшебную аббревиатуру ХТВ - Художник Так Видит. Она закрывает любые вопросы. Но, стоит заметить, на сей раз с лапами пан Войцек перегнул палку. В следующем издании избыточные лапы стыдливо спрятали:
![](https://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/504509/504509_original.jpg)
1989 «Pocket». Художник Wojtek Siudmak.
И ещё один вид живых существ изобрёл немецкий художник Ённи Брюк. То есть, он, конечно, Johnny Bruck, но я почему-то читаю его фамилию с немецким акцентом. В конце концов, почему я должен читать эти слова в альтернативной орфографии? Раз живёт в Германии, значит, будет Ённи Брюк. Ённи решил изобразить морских чудовищ Элизии в виде гибридов косаток и осьминогов, но, поскольку в немецкой фантастической роман-газете «Время для звёзд» печаталось в двух частях, на первой картинке мы видим вот такого бравого астронавта:
![](https://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/504877/504877_original.jpg)
1966 «Moewig», «Terra» №470. Художник Johnny Bruck.
Мне почему-то кажется, что картинка куда лучше подошла бы в качестве иллюстрации к «Луне - суровой хозяйке», но художнику, конечно же, виднее. А вот и монстры Элизии:
![](https://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/505662/505662_original.jpg)
1966 «Moewig», «Terra» №471. Художник Johnny Bruck.
Немецкое название переводится как «От звезды к звезде», и немного погодя мы посмотрим, на чём же перемещались от звезды к звезде отважные первооткрыватели.
Продолжение следует .
Часть 0. Историческая справка. Предыстория. Часть 1. Его прощальный поклон Часть 2. Змеи, динозавры и прочие чудища - You are here
Часть 3. Хочешь шарик, Джорджи? Они все, все летают! Часть 4. И другие странные вещи Часть 6. Альцион наш! .