Космический Кадет: Бомбардир из поднебесья. Часть 2. Ракурсы и дюзы

Apr 01, 2017 14:26


все картинки кликабельны

Для начала - немного ррреволюционной музычки от After Edmund - «Space Cadet»:

image Click to view



Часть 2. Ракурсы и дюзы

Первым, как вы помните, кораблик на обложке нарисовал Клиффорд Гири.



1948 «Scribner's». Художник Clifford N.Geary.
Оставим в стороне вопрос о том, можно ли считать изображённый предмет настоящим космическим кораблём. Самым первым импортным изданием «Кадета» было норвежское. Норвежский издатель, похоже, игры Клифа не понял или не оценил - он велел своему художнику нарисовать что-то наподобие американцев, тот быстро пролистал популярные брошюрки «Реактивное движение» и «На ракете - в Космос!» и старательно перерисовал оттуда стальную морковку с лобовым стеклом, заклёпочками и иллюминаторами.



1950 «J.W.Eides». Художник неизвестен.
Получилось у него что-то наподобие мины или авиабомбы, но с человечками внутри, Земля оказалась сплошь покрыта горами и пустынями, а Луна больше смахивает на апельсин или круглую сырную голову - в общем, вышло весело.
Художник первого немецкого издания «Кадета» решил переплюнуть коллег. Вместо одной жалкой ракеты он нарисовал две космических станции, три космических скутера и много-много маленьких космических кадетов.



1952 «Gebruder Weiss». Художник Bernhard Borchert.
Благодаря обилию деталей художник умудрился передать объём, вытянуть композицию и создать гармоничное равновесие рисунка и шрифта… Да, шрифта…

- Напрасно ты это, Берни, - ласково пожурил живописца Главред. - Вот эти вот твои композиции-шмарозиции, то да сё. Брось эту лабуду. У нас тут такой шрифт, что хоть корову с крыльями нарисуй - никто внимания не обратит. Все будут пытаться прочесть название, пока магазин не закрылся.

Старина Берни всё понял правильно - последующие девять томов Хайнлайна, вышедшие у «Вайсов», ничем, кроме шрифтов, похвастаться не могут.

Кстати, под суперобложкой скрывается вполне традиционное оформление, свободное от разнузданного авангарда:



1952 «Gebruder Weiss». Художник Bernhard Borchert.
В 60-е «Кадета» почти не издавали, а в 70-х на издательском рынке пошло активное движение прав, большинство публикаций сс Хайнлайна случилось именно в 70-е. 17 книжек в «NEL», 13 томиков «Signet», 12 томов «Ballantine», 10 томов в «Ace Books»…

Основным иллюстратором серии «Ace» был Стил Саваж, но часть книг вышла в оформлении Дэвиса Мельцера. На обложку «Космического Кадета» художник вынес эпизод из поисков пропавшего «Следопыта» в поясе астероидов:



1970, «Ace». Художник Davis Meltzer.
Первая мысль, которая приходит в голову при виде этой картинки - «Ой, оно сейчас врежется!». Вторая - «Нет, промажет». И только затем появляется неуверенный вопрос: «А что это вообще за труба?». На самом деле Мельцер технически грамотно изобразил космический корабль и его реактивные дюзы. Обычно художники, рисуя корабли с этого ракурса, демонстрируют вопиющую техническую неграмотность. В лучшем случае они изображают матовую галогеновую лампу вместо сопла. В худшем - полностью отдаются полёту фантазии. Дэвис Мельцер ничего не выдумывал. У него была прекрасная возможность рисовать такие штуки с натуры. И вот почему.
Дэвис Пол Мельцер родился в 1930 году в Хантингтон Вэлли, штат Пенсильвания, в семье художников, Артура Мельцера и Полетт Ван Рокенс. Они отправили его учиться в Ньютаун, а дальше, как и большинство коллег, он начал карьеру фрилансера. Видимо, Дэвис хорошо набил руку на научно-фантастических обложках, потому что его пригласили работать сначала на Почтовую службу США (рисовать почтовые марки), затем в National Geographic, где он проработал штатным художником 30 лет, попутно выполняя заказы НАСА. Я думаю, многие видели, как выглядит граната Ф-1 в разрезе или схему старта и приземления «Фалькона» на баржу, но мало кто задумывался о том, откуда берутся эти скучные картинки. Их рисуют такие ребята, как Мельцер. Минимум художественных вольностей, миллиметровая точность в деталях, а иначе - вот ваш чек и до свидания. Благодаря Дэвису появилась малоизвестная в СССР схема проекта «Джемини»-«Аджена»:


И куда более известная картинка к проекту «ЭПАС»:



Такие работы скупо называются «техническим рисунком», но на самом деле это целые картины, нарисованные гуашью или акриловыми красками на двухметровых картонках. Некоторые из них всё ещё висят на стенах в коридорах НАСА. С приходом цифровой техники технические рисунки перестали попадать на стены. Они рождаются, живут и умирают, не покидая внутренности компьютеров.
- Компьютеры сделали мои услуги в качестве иллюстратора ненужными. Я, по существу, динозавр в эту эпоху блогов и Гугля, - признался Дэвис в одном интервью 2005 года.
По-видимому, он всё ещё живёт в своём родном городе Хантингтон Вэлли, штат Пенсильвания и радуется жизни. Динозавром быть не так обидно, когда есть очаг, крыша над головой и регулярные пенсионные поступления.
Технически грамотную картинку Мельцера через пару лет позаимствовало израильское издательство «Armdor»



1979 «Armdor». Художник Davis Meltzer.
Пример, показывающий, что получается, когда технически грамотная картинка попадает в руки технически безграмотного «дизайнера».

Мельцер не был единственным, кто использовал этот ракурс. Поветрие рисовать на обложке ракету с бесстыдно выставленными напоказ реактивными дюзами завладело многими художниками. Вот, например, французский вариант. Уверен, любой грамотный психоаналитик усмотрит в нём эротические коннотации с признаками латентного вуайеризма:



1974 «Hachette» серия «Bibliotheque Rouge». Художник Claude Lacroix.
На картинке изображено венерианское болото с утонувшим скутером и взлетающей «Астартой». В следующем издании тот же художник порадовал заклёпочников ещё одной технически грамотной дюзой.



1977 «Hachette» серия «Bibliotheque Verte». Художник Claude Lacroix.
Испанский художник, скрывающийся под псевдонимом «Гриф», не решился на столь откровенные ракурсы. Он предпочёл срисовать картинку из какой-то науч-поп статьи о воздушном старте, где дюзы благопристойно повёрнуты прочь от зрителя.



1976 «Nuke Ferry» серия «Sagitario Ficcion». Художник Grif.
А на следующей картинке дюзы и вовсе стыдливо замазаны - художник явно осознаёт своё нездоровое влечение к дюзам, но находится в стадии отрицания. Люди, снедаемые пороками, часто делают вид, что предмета их вожделения не существует, тем самым загоняя конфликт в глубины собственного подсознания, где царит их персональный ад. Другие, напротив, гневно обличают свои собственные пороки у окружающих… Зря я это сказал.
А вот чешская картинка:



1996 «Classic». Художник неизвестен.
Художник неизвестен, потому что я не нашёл эту картинку ни у Фосса, ни у Эльсона, ни у Джонса. Можно, конечно, предположить, что это оригинальная чешская картинка, но зачем умножать сущности?

И напоследок - парочка немецких обложек к е-букам. Точнее, две вариации одной обложки:




2016 «Mantikore». Художник Konstandinos Lagos.
Глобализация, «Фотошоп» и удалённый доступ не пошли на пользу книжной графике. С одной стороны, техника уничтожает мастерство. Наделать несколько вариантов вот этой картинки - вопрос нескольких секунд, и эта лёгкость обесценивает предварительный отбор, который должен был происходить в голове художника. С другой стороны, работы, выходящие с конвейера, нивелировались до полной неразличимости. Национальные особенности рисунка практически исчезли. Издатели тянут картинки из стоков, куда они попали с другого края континента, или меняют шрифт на оригинальной обложке, и уже невозможно отличить испанцев от немцев, а немцев от итальянцев. Впрочем, это у меня, конечно же, субъективное. Ракеты в силу объективных физических причин похожи одна на другую, и потому искать у них национальные особенности - напрасный труд. Давайте лучше посмотрим на человечков в скафандрах.

Продолжение следует.

.

Часть 0. Предыстория (начало)

Часть 0. Предыстория (окончание)

Часть 1. Клиф и Каморали

Часть 2. Ракурсы и дюзы - You are here

Часть 3. Кадеты и верёвочка

Часть 4. Джунгли и болота

.

картинки, Хайнлайн

Previous post Next post
Up