все картинки кликабельны
Для начала - немного ррреволюционной музычки от After Edmund - «Space Cadet»:
Click to view
Часть 2. Ракурсы и дюзы
Первым, как вы помните, кораблик на обложке нарисовал Клиффорд Гири.
![](http://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/417308/417308_600.jpg)
1948 «Scribner's». Художник Clifford N.Geary.
Оставим в стороне вопрос о том, можно ли считать изображённый предмет настоящим космическим кораблём. Самым первым импортным изданием «Кадета» было норвежское. Норвежский издатель, похоже, игры Клифа не понял или не оценил - он велел своему художнику нарисовать что-то наподобие американцев, тот быстро пролистал популярные брошюрки «Реактивное движение» и «На ракете - в Космос!» и старательно перерисовал оттуда стальную морковку с лобовым стеклом, заклёпочками и иллюминаторами.
![](http://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/421020/421020_600.jpg)
1950 «J.W.Eides». Художник неизвестен.
Получилось у него что-то наподобие мины или авиабомбы, но с человечками внутри, Земля оказалась сплошь покрыта горами и пустынями, а Луна больше смахивает на апельсин или круглую сырную голову - в общем, вышло весело.
Художник первого немецкого издания «Кадета» решил переплюнуть коллег. Вместо одной жалкой ракеты он нарисовал две космических станции, три космических скутера и много-много маленьких космических кадетов.
![](http://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/421130/421130_600.jpg)
1952 «Gebruder Weiss». Художник Bernhard Borchert.
Благодаря обилию деталей художник умудрился передать объём, вытянуть композицию и создать гармоничное равновесие рисунка и шрифта… Да, шрифта…
- Напрасно ты это, Берни, - ласково пожурил живописца Главред. - Вот эти вот твои композиции-шмарозиции, то да сё. Брось эту лабуду. У нас тут такой шрифт, что хоть корову с крыльями нарисуй - никто внимания не обратит. Все будут пытаться прочесть название, пока магазин не закрылся.
Старина Берни всё понял правильно - последующие девять томов Хайнлайна, вышедшие у «Вайсов», ничем, кроме шрифтов, похвастаться не могут.
Кстати, под суперобложкой скрывается вполне традиционное оформление, свободное от разнузданного авангарда:
![](http://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/421619/421619_600.jpg)
1952 «Gebruder Weiss». Художник Bernhard Borchert.
В 60-е «Кадета» почти не издавали, а в 70-х на издательском рынке пошло активное движение прав, большинство публикаций сс Хайнлайна случилось именно в 70-е. 17 книжек в «NEL», 13 томиков «Signet», 12 томов «Ballantine», 10 томов в «Ace Books»…
Основным иллюстратором серии «Ace» был Стил Саваж, но часть книг вышла в оформлении Дэвиса Мельцера. На обложку «Космического Кадета» художник вынес эпизод из поисков пропавшего «Следопыта» в поясе астероидов:
![](http://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/421634/421634_600.jpg)
1970, «Ace». Художник Davis Meltzer.
Первая мысль, которая приходит в голову при виде этой картинки - «Ой, оно сейчас врежется!». Вторая - «Нет, промажет». И только затем появляется неуверенный вопрос: «А что это вообще за труба?». На самом деле Мельцер технически грамотно изобразил космический корабль и его реактивные дюзы. Обычно художники, рисуя корабли с этого ракурса, демонстрируют вопиющую техническую неграмотность. В лучшем случае они изображают матовую галогеновую лампу вместо сопла. В худшем - полностью отдаются полёту фантазии. Дэвис Мельцер ничего не выдумывал. У него была прекрасная возможность рисовать такие штуки с натуры. И вот почему.
Дэвис Пол Мельцер родился в 1930 году в Хантингтон Вэлли, штат Пенсильвания, в семье художников, Артура Мельцера и Полетт Ван Рокенс. Они отправили его учиться в Ньютаун, а дальше, как и большинство коллег, он начал карьеру фрилансера. Видимо, Дэвис хорошо набил руку на научно-фантастических обложках, потому что его пригласили работать сначала на Почтовую службу США (рисовать почтовые марки), затем в National Geographic, где он проработал штатным художником 30 лет, попутно выполняя заказы НАСА. Я думаю, многие видели, как выглядит граната Ф-1 в разрезе или схему старта и приземления «Фалькона» на баржу, но мало кто задумывался о том, откуда берутся эти скучные картинки. Их рисуют такие ребята, как Мельцер. Минимум художественных вольностей, миллиметровая точность в деталях, а иначе - вот ваш чек и до свидания. Благодаря Дэвису появилась малоизвестная в СССР схема проекта «Джемини»-«Аджена»:
![](http://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/422138/422138_600.jpg)
И куда более известная картинка к проекту «ЭПАС»:
![](http://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/422231/422231_600.jpg)
Такие работы скупо называются «техническим рисунком», но на самом деле это целые картины, нарисованные гуашью или акриловыми красками на двухметровых картонках. Некоторые из них всё ещё висят на стенах в коридорах НАСА. С приходом цифровой техники технические рисунки перестали попадать на стены. Они рождаются, живут и умирают, не покидая внутренности компьютеров.
- Компьютеры сделали мои услуги в качестве иллюстратора ненужными. Я, по существу, динозавр в эту эпоху блогов и Гугля, - признался Дэвис в одном интервью 2005 года.
По-видимому, он всё ещё живёт в своём родном городе Хантингтон Вэлли, штат Пенсильвания и радуется жизни. Динозавром быть не так обидно, когда есть очаг, крыша над головой и регулярные пенсионные поступления.
Технически грамотную картинку Мельцера через пару лет позаимствовало израильское издательство «Armdor»
![](http://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/422438/422438_300.jpg)
1979 «Armdor». Художник Davis Meltzer.
Пример, показывающий, что получается, когда технически грамотная картинка попадает в руки технически безграмотного «дизайнера».
Мельцер не был единственным, кто использовал этот ракурс. Поветрие рисовать на обложке ракету с бесстыдно выставленными напоказ реактивными дюзами завладело многими художниками. Вот, например, французский вариант. Уверен, любой грамотный психоаналитик усмотрит в нём эротические коннотации с признаками латентного вуайеризма:
![](http://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/422830/422830_600.jpg)
1974 «Hachette» серия «Bibliotheque Rouge». Художник Claude Lacroix.
На картинке изображено венерианское болото с утонувшим скутером и взлетающей «Астартой». В следующем издании тот же художник порадовал заклёпочников ещё одной технически грамотной дюзой.
![](http://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/423392/423392_600.jpg)
1977 «Hachette» серия «Bibliotheque Verte». Художник Claude Lacroix.
Испанский художник, скрывающийся под псевдонимом «Гриф», не решился на столь откровенные ракурсы. Он предпочёл срисовать картинку из какой-то науч-поп статьи о воздушном старте, где дюзы благопристойно повёрнуты прочь от зрителя.
![](http://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/422923/422923_600.jpg)
1976 «Nuke Ferry» серия «Sagitario Ficcion». Художник Grif.
А на следующей картинке дюзы и вовсе стыдливо замазаны - художник явно осознаёт своё нездоровое влечение к дюзам, но находится в стадии отрицания. Люди, снедаемые пороками, часто делают вид, что предмета их вожделения не существует, тем самым загоняя конфликт в глубины собственного подсознания, где царит их персональный ад. Другие, напротив, гневно обличают свои собственные пороки у окружающих… Зря я это сказал.
А вот чешская картинка:
![](http://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/423505/423505_600.jpg)
1996 «Classic». Художник неизвестен.
Художник неизвестен, потому что я не нашёл эту картинку ни у Фосса, ни у Эльсона, ни у Джонса. Можно, конечно, предположить, что это оригинальная чешская картинка, но зачем умножать сущности?
И напоследок - парочка немецких обложек к е-букам. Точнее, две вариации одной обложки:
![](http://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/424186/424186_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/swgold/18543817/423852/423852_600.jpg)
2016 «Mantikore». Художник Konstandinos Lagos.
Глобализация, «Фотошоп» и удалённый доступ не пошли на пользу книжной графике. С одной стороны, техника уничтожает мастерство. Наделать несколько вариантов вот этой картинки - вопрос нескольких секунд, и эта лёгкость обесценивает предварительный отбор, который должен был происходить в голове художника. С другой стороны, работы, выходящие с конвейера, нивелировались до полной неразличимости. Национальные особенности рисунка практически исчезли. Издатели тянут картинки из стоков, куда они попали с другого края континента, или меняют шрифт на оригинальной обложке, и уже невозможно отличить испанцев от немцев, а немцев от итальянцев. Впрочем, это у меня, конечно же, субъективное. Ракеты в силу объективных физических причин похожи одна на другую, и потому искать у них национальные особенности - напрасный труд. Давайте лучше посмотрим на человечков в скафандрах.
Продолжение следует. .
Часть 0. Предыстория (начало) Часть 0. Предыстория (окончание) Часть 1. Клиф и Каморали Часть 2. Ракурсы и дюзы - You are here
Часть 3. Кадеты и верёвочка Часть 4. Джунгли и болота .