2.5.Плоские кошки
Кстати, о белках-вампирах, то есть - тьфу! - о настоящих марсианских плоских кошках. Лишь трижды эти милые существа появлялись на обложках изданий «Стоунов». Первая обложка предсказуемо стала классической - ведь её рисовал Даррелл Свит.
1977 «Ballantine»/«Del Rey». Художник Darrell K. Sweet
Я бы отметил здесь подозрительно возмужалый вид близнецов. Его можно оправдать тем, что картинка была нарисована уже после выхода в эфир 44-го эпизода «Треков», видимо, образ был частично инспирирован безымянными «красными куртками» из сериала, неразличимо одинаковыми человечками с косыми проборами на головах и застывшими лицами профессиональных картёжников. Несомненным достоинством обложки является оригинальный трёхглазый фенотип животных, которым некоторые художники презрительно пренебрегают.
Мистер Даррелл - эпохальная фигура в палп-живописи, о нём стоит сказать здесь пару слов.
Darrell K Sweet (1934-2011)
Художник родился 15 августа 1934 года в Хайленд-Парке, штат Нью-Джерси. В 1956 году Свит получил в Университете Сиракуз степень бакалавра живописи и отправился служить в армию. В 1974 году, поболтавшись на рынке фрилансеров, он устроился рисовать обложки в издательстве «Ballantine», а оттуда перешёл в отпочковавшееся «Del Rey Books». Известность ему принесли обложки фэнтези - он брал реалистичностью изображения людей и детальностью проработки аксессуаров. Сочетание реалистичности изображений с фантастическим сюжетом - это фирменная фишка, родовой маркер палп-живописи. Поэтому в работах Дарелла всегда было что-то неуловимо знакомое, нечто, отсылающее к обложкам палп-журналов 40-х годов. При этом научная фантастика была в его творчестве лишь незначительным эпизодом.
Его первый опыт в сфере НФ относится к 1975 году, когда художнику поступил заказ от Джуди Линн-дель-Рей на обложку к роману Фрица Лейбера «Gather, Darkness». Никаким сай-фаем на этой картинке и не пахнет, но потом были книги Блиша и Андерсона. Его картинка со скелетом в космическом скафандре стала классикой жанра. А в конце семидесятых он сделал обложки к десяти из двенадцати книг Хайнлайна в сс «Ballantine» 1975-1978 года. Но это капля в море обложек к романам Джеки Чалкера, Пирса Энтони, Стивена Доналдсона, Джона Р.Р. Толкина и Роберта Джордана. Ну, и ещё десятка-другого писателей фэнтези.
Художника часто приглашали на различные фэнтези коны в качестве почётного гостя и много раз номинировали на различные награды. До самой смерти он продолжал рисовать картины, в среднем около сотни в год. Между 1975 и 2005 он нарисовал около 3000 работ. Ни одна из них ни разу не завоевала никаких призов. За свою жизнь Даррелл Свит не получил от фэндома ни одной завалящей похвальной грамоты, но зато его выставочные залы - в каждом книжном магазине, а его картины покупают миллионы людей. Когда же все «Хьюги» проржавеют до деревянного основания, а «Небьюлы» рассыплются в пыль, картинки Даррелла, оцифрованные пиратским способом, всё ещё будут лежать на серверах файлообменников, ожидая своих благодарных зрителей.
Ещё один художник, вдохновившийся образом плоской марсианской кошки, на этот раз - испанец:
2008, «El Anden». Художник Joan Pau Puges.
Не буду тут ничего комментировать. Будем считать, что художник так видит. Или так видит плоская кошка, которая наблюдает за сценой. Что касается художника, то, если я ничего не путаю (Хуанов Пау Пугесов в Каталонии пруд пруди), тогда художник Джон Пау - весёлый толстячок лет сорока из Барселоны, рисующий карикатуры и перебивающийся случайными заработками. Несмотря на отсутствие премий и широкого признания, на фотографиях он всегда сияет и полон оптимизма. Если бы я жил в Барселоне, я бы, наверное, целыми днями торчал на Рамбласе и тоже так улыбался:
На этой оптимистичной ноте мы простимся с круглыми барселонскими котиками и плоскими марсианскими кошечками.
2.6.В Поясе астероидов
Не исключено, что на картинке вовсе не Пояс, а бедные Стоуны неприкаянно бродят по Фобосу в поисках корабля, где сидит в карантине их мама, но мне думается, что тут с большей вероятностью изображена попытка близнецов пошарить по камням в поисках редких земель.
2009 «Baen Books». Художник Bob Eggleton
Имя Боба Эгглтона неразрывно связано с фирмой Джима Бэйна - буквально, в какую обложку ни ткни, угодишь в Боба. По крайней мере, если попал в Боба Хайнлайна, то в Боба Эгллтона при этом - стопроцентно.
В 1984 году Бэйн заказал двадцатичетырёхлетнему фрилансеру первую обложку для своего издательства. Боб тут же круто поднялся, и через четыре года его уже номинировали на «Хьюго». Первого он получил в 1994 году и после этого «Хьюги» прилетали кнему, регулярно, словно не было у серебристых ракеток никаких других маршрутов. Пока что у него в гараже их скопилось девять штук, но ещё не вечер, ещё не вечер. У него есть и «Локусы», и «Аналоги» и ещё десятки других. В среднем в год он собирает по пять-шесть штук наград и давно им счёт потерял.
И хотя Боб рисует в основном драконов и динозавров, премия Чесли Бонстелла у него тоже есть - немного, всего три-четыре. Он нарисовал несколько космических пейзажей в перерывах между любимым Годзиллой и рептилоидами. Неплохой результат для парня, которого выгнали из художественного коллежда?
А ещё он рисует коллекционные карты для «Magic: The Gathering», регулярно появляется на конах в качестве почётного гостя и в японских фильмах про «Годзиллу» - в качестве статиста. Завершает этот список печенек солидный каменный обелиск, нерукотворный памятник Бобу Эгглтону, астероид № 13562, недавно переименованный в Bobeggleton.
Никаких картинок Боба я тут показывать не буду - я его, честно говоря, терпеть не могу.
2.7.Потырки и несуразицы
В 1985-1987 годах NEL решило избавиться от наследия Гордона Дэвиса и поместило на обложку романа вот такую картинку:
1985 «NEL». Художник Trevor Webb
Я долго пытался понять, как её можно связать с сюжетом романа, и в конце концов решил, что это картины из несостоявшейся поездки Стоунов на Венеру. Вариант «просто стащили, что плохо лежало» я не рассматриваю, как слишком тривиальный.
В начале 80-х шведский издатель решил осовременить гордый профиль «Бродяги», придав ему отчётливое сходство с имперским крейсером - с пушками, кормовой башней и чудовищными лепестками охладителей реактора. Не думаю, что у Стоунов хватило бы денег на подобного монстра:
1982 «Sjostrands Forlag». Художник Eddie Jones
Зато Марс здесь точно как в романе - большой и красный.
Немецкое издательство «Бастей Люббе» для своего шикарного издания сс Хайнлайна позаимствовало картину Джима Барнса:
2003 «Bastei-Lubbe». Художник Jim Burns
Что эта сексапильная брюнетка делает на обложке детской фантастики - боюсь даже подумать. Обратите внимание: новый перевод романа вышел под названием «Два раза до Плутона и обратно». Маркетинг - он везде такой маркетинг… Но куда более шедеврально выглядит следующее переиздание «Стоунов» в издательстве «Мировоззрение»:
2004 «Weltbild». Художник неизвестен
Белокурая Бестия и её звероподобный друг ощетинились во все стороны огнестрелом - эпизод явно происходит где-то на рубежах Солнечной системы, уже далеко за пределами описанных Хайнлайном событий.
Ну и напоследок - сувенир из далёкой Японии, радостный детский Кузовок Сказок:
1990 «Sogen Mystery». Художник Satou Hiroyuki
На этом обзор не заканчивается - впереди нас ждёт ещё немного российской графики.
Продолжение следует .
Часть 0. Предыстория Часть 1. Камешки в первом чтении Часть 2. История путешествия ч.1 Часть 2. История путешествия ч.2 Часть 2. История путешествия ч.3 - You are here
Часть 3. Русский транзит .