Ржавчина иронии и самоиронии

Jun 29, 2023 02:54

"Пообщался в Пуне с очень знающими индийскими учёными. Так вот: индийские высоко образованные люди приятны в общении как бытовом, так и сложно-профессиональном. Их не проела ржавчина иронии и самоиронии. Они уравновешены и серьезны, при том, что чувство смешного у них отменное.
То есть они не интеллигенты. Они весьма умны и нормальны.
Наскучили мне, как я осознал после Пуны, и ирония, и ёрничество. Эти черты поведения многих образованных соотечественников и им самим и стране вредят. И, по-моему, возникает первично сие нередко от трусости, а потом человек привыкает и едва ли все мысли , как блюда, привычно приправляет чесноком и асафетидой иронии. В итоге слишком сильно и однообразно пахнет, а то и пованивает, да и вкус не тот Ведь способность иронизировать - никак не центральная черта развитости. Скорее, это хронический эксцесс чрезмерного обособления личности , ее совсем нередко суетного самопротивопоставления чему-то объемлющему. Это способ укреплять двойственность себя и не-себя, к которому охотно прибегают те, кто привык считать себя слабосильным." Андрей Парибок.

"Напоминаю Гегеля. Рефлексия - вторая в триаде, где первый член - переход (смена бытийных состояний) а третий - РАЗВИТИЕ. Упорствование в иронии мешает сделать шаг к развитию."

nchudova: В этом веке или ирония, сарказм, стёб или мелодрама, закатывание глаз, заламывание рук.

У Фейнмана есть известное высказывание о том, что для развития технологий реальность должна ставиться выше пиара. Ну вот в истории с этими фильмами видно, что реальность вообще выше. Точнее, только она и высока. Любая добавка пафоса и сентиментальности лишь тянут вниз, когда речь идёт о высоком.

sh_e_k: В ленте напомнили о стихотворении Киплинга «Если».
И нет в этом стихотворении ни про ум, ни про образование, ни даже про чувство юмора.
И странно по современным меркам, что без опоры на такие важнейшие для современности человеческие качества Киплинг уверен, что описывает человека.
Или всё-таки более странны современные люди, которые растеряв человеческое, держатся за машинное и поэтому считают себя людьми?

keleg: В американской статистике есть такое понятие, как «домохозяйство». Очень важное понятие, внутри домохозяйства - любовь, а снаружи - капитализм. Всему своё место и время.
Правда, если принять аксиоматичным христианское «этот мир состоит из любви» т.е. она - объединяющая сила, получим противоречие, т.к. двигателем именно капитал-изма является отнюдь не любовь, а капитал как показатель востребованности производителя продукта обществом, использующий и зависть, и гордыню.

till_j: Думаю, что плоть крепится вокруг идеалов, системы ценностей. Деньги идеалом быть не могут, поэтому плоти не за что крепиться. Она распадается, не понимая, зачем была рождена.

wampus_999: Отрыв женщины от семьи и детей навязывают, хотят сделать нормой для всех. На Западе все это вводится уже как в законодательном порядке, так и на уровне соцсетей, которые по степени власти над человеком уже превосходят само государство. Но это ведет только к деградации.
"Рациональное" использование женщин ради успехов в экономике - что может быть отвратительнее и бесчеловечнее? Ни мать не может полноценно заменить отца, ни отец - мать.
Кто-то скажет, что со временем всё же получится, но это будет означать, что к тому времени человеческого в людях уже не останется, оно сначала деградирует, приспосабливаясь к машинам, а потом умрет.

yuksare_yuksare: От одного зоолога слышала теорию, которую люто поддерживаю. Почему во многих зоопарках животные не размножаются, хотя, вроде, их там лечат и хорошо кормят? - все просто: они не чувствуют себя в безопасности. Не доверяют людям и все такое. И их личная жизнь на всеобщем обозрении. А личная жизнь - это не то, что хочется всем показывать. У людей сейчас такая же ерунда. Большинство женщин не чувствуют себя в безопасности и природа отказывает - нельзя рождать детенышей когда в окружающей среде что-то не так. Мозг сигнализирует телу, что во вне опасно. И каюк, даже здоровая дама не может обзавестись потомством. И так же мужчины, их активность снижается, когда они узнают о тотальном контроле населения. Не важно, какой контроль, просто он снижает у мужчин желание что либо делать.

jeanix: Статикой внешнего бездействия фильм напоминает житейский сериал, точнее его первую серию, после которой всё ещё будет, но пока есть то, что есть - красивая квартира и … скушно-кисло-унылые интонации этих благополучных людей. При внешнем спокойном течении сюжета, это фильм об изнуряющей муке выбора, который рано или поздно встаёт перед человеком. Эти люди живут выбирая-не-выбирая стратегию наименьшего зла, стратегию жизнескольжения, или выражаясь математическим языком теории игр - максиминную стратегию, самую осторожную, самую пессимистическую, гарантирующую максимальный выигрыш при наихудших условиях и … оказываются в болотце-тупике.

goblinnss: Я очень не люблю слово "совок", однако признаю правомочность его использования вот как раз в подобной ситуации: некоторые люди и в СССР безоглядно молились на все западное... да и восточное тоже. Некоторые продолжают это делать и сейчас. Вот это и есть "совки")))
И еще в СССР, слыша подобные разговоры, я часто думал - а вот вы сами где и кем работаете? И зачем вы так работаете, что результаты вашего труда так низко оцениваете? Вы ж говорите что вообще все у нас плохо, значит и то, что вы делаете, тоже. И к современникам порой такой вопрос появляется.

till_j: Я ведь служил в ГСВГ в дрезденском разведбате. Но в 88-м меня отобрали в роту почётного караула. Ну что говорить, и сейчас гляжу на фото - красавец) даже с полячкой целовался (но об этом в другой раз)

Муштровали нас не по-детски карабины штык к штыку, ни единый мускул итд.

Так вот. Вышли мы на площадь единства. У нашего полковника парад принимал немецкий офицер. (вообще, то что я увидел это не армия конечно, похоже на группу студентов в мятой форме, наверное профи бундесвера другие) Так вот, этот офицер, отдавая честь саблей, махнул себе по каске и раздался звон на всю площадь. Все гражданские просто покатились. Но. Постепенно, смех стих и на лицах гражданских появился ужас.

Дело в том, что на лицах нашей роты не дрогнул ни один мускул. Было очень смешно, но нас научили держать каменное выражение лица. Немцы это увидели и на их лицах отразилась смесь эмоций. Примерно "эти люди способны убивать всех, вне зависимости от пола и возраста, да что угодно сделать" Так площадь молчала аж 2 минуты.

Справедливости ради надо сказать, что отношение к СА сильно разным было в зависимости от населённого пункта. Как где себя зарекомендовали. Например, в одной деревне, нам несли еду и сигареты. Пять лет назад там наш прапорщик спас тонущую девочку.

Почти любой из нас вступился бы насмерть за "гражданских". Для нас они не имели национальности, пола, возраста, образования. Это было что-то вроде табу.

love_cards: На бывшей работе был у нас айтишник - поляк по имени Jan. Единственный, кто мог его имя правильно прочесть, была я. Остальные читали как «Джян». Кошмар, но это к делу не относится.

Ян был чувак мрачный и вредный как большинство таких айтишников, поэтому его все дружно не любили не только всей бухгалтерией, но и на уровне компании в целом. Я по-началу на него тож взъелась, потому что думала, что он меня ненавидит за то, что я русская. Но потом выяснилось, что он ко всем так относится, так что ладно ушшшш.

Что касается собственно русских. Как-то раз в минуту откровения он про нас высказался в духе, что мол вы конечно те еще уроды, но все равно лучше остальных, ибо славяне.

Рассказала я про это его мнение своей подруге, которая живет в Испании. И оказалось, что и она с таким феноменом сталкивалась. Ее польская приятельница поведала ей о том, что мы, русские конечно тот еще ужас-ужас-ужас, но все-таки славяне, так что лучше уж быть под нами, чем под всякими там немцами или американцами.

Вот таки делаааа. Кстати, когда на работе начились большие проблемы, как думаете - с кем я мгновенно скорефанилась, чтоб не пропасть по одиночке? Ну естественно с Яном.

Андрей Парибок. Западноевропейцы (особенно северные) не знаю при чем живут, при диктатуре или демократии, но они совершенно роботизировались.

sh_e_k: Западные ценности это пожалуй самые неуловимые ценности в третьем тысячелетии. Хвастаются обладанием ими очень многие, а предъявить в натуре не могут. Предъявляют нечто паршивое, что не представляю как может ценится. Разве своей уникальной уродливостью.

stepanbezusov: "Стандартный социум" - ужас для живого человека.

Василий Розанов. "...Удивительно, никогда я так внутренно не плакал над несчастным русским характером, как здесь [в Берлине], среди этого довольства и благоустройства; так не растеривался при мысли об этом характере, как здесь; и нигде, однако, так ярко не чувствовал, до чего, при всем безобразии, русские - духовнее, талантливее, даже исторически как-то развитее и зрелее добрых своих соседей-буршей. В Зоологическом саду, за длинным столом «покоем», прямо вот-вот передо мной заняли три лавочки студенты: совершенно как «малые» из Гостиного двора! Ни одной мысли, никакого выражения! Просто - сумма носа, губ, лба, галстуха и шляпы. Да, мне известны омерзительнейшие истории из быта наших студентов: но чтобы можно было из студенчества нашего зачерпнуть вот подряд двадцать человек, ни на одном лице которых нельзя ничего прочесть,- это явление совершенно в России небывалое и невозможное. Лентяи они, озорники, невежды; но этой глупости, этой умершей «Психеи» (души) в них нет, в этом их обвинить невозможно. Даже иногда на сцене в театре выставлен студент «болтающийся», т. е. как сатирический сюжет,- и все-таки есть что смотреть в нем, чему смеяться, есть возможность живописи и портрета. Здесь я просто встал с лавки и, плюнув, сказал: «Дураки». Да будет прощено и это слово о великолепной в общем нации.
Не «великолепной», а скорее серенькой, тусклой: но что они сумели сделать из этого посредственного материала своей души через посредство работы, упорного труда, бесконечной добросовестности и наивной, героической и святой веры в прогресс, в вечную возможность вечного совершенствования! Россия не только по плечо, но и по пояс не доросла до Германии; и возможно ли не плакать, видя вот воочию, наглядно, как 2x2 = 4, до чего каждый русский сапожник и каждая портниха содержательнее, даровитее, духовнее, интереснее, фигурнее, изящнее (именно - изящнее!) таковых же немцев, и далее, перечисляя по рубрикам, то же скажешь о русском во всех положениях, состояниях, профессиях. Что за тайна?! Но никогда, как здесь, я не уверился в том, во что перестал верить в России: что теперешние ее несчастия, точно будто бы «разложение» и проч., есть что-то, очевидно, минутное, какое-то недоразумение, что-то невероятное и, очевидно, имеющее скоро пройти! Ах, если бы не плутоватость наша, национальная, почти в каждом; если бы не эта наша русская лживость; если бы нам немножко немецкой нравственной серьезности, не патетической, но ровной и спокойной - какая бы нация вышла на востоке Европы, какая судьба! Но нет этого и, может быть, никогда не будет: и мы сумеем только «талантливо промотать» свое отечество, когда немцы сколачивают и сколотили уже из копеек великое царство. «Проклятая Россия», «благословенная Россия» - так эти две тезы и стучат в голову. ..."

zhivoi: Да, это так. Столкновение с Западом шокирует поначалу феерическим уровнем банальности и мещанства среднестатистического обитателя. Когда я впервые попал на Запад (это как раз была Германия), я долго думал на полном серьезе, что люди там не знают о Смерти и о том, что человеческая жизнь с ее буржуазными наслаждениями ограничена. Мне казалось, что от немцев скрыли этот факт, что как-то хитро их обманули. Человек, знающий о Смерти, просто не может так себя вести! Мозгами я пониамал, что скрыть факт смерти невозможно даже в западном обществе, но вот поверить в том, что немцы знают о смерти, я никак не мог.

alex_new_york: В России вкусная еда, бескрайние пространства при небольшом населении, бесплатное образование и медицина, чистые улицы, впечатляющий уровень цифровизации услуг, обновляется инфраструктура, дороги уже не устрашают своим состоянием и т д
Но самое важное, мне кажется, - то, что в России люди много размышляют о своей жизни: какой они хотели бы видеть свою страну, с чем связаны ее исторические достижения и проблемы, чей мировой опыт ей имело бы смысл перенять и т д. Мало в какой стране об это размышляют так много. Вероятно, причиной этому является традиция вырабатывать по всем сколько-нибудь важным вопросам общее мнение.

urease: Россия лучше тем, что находясь на другой стороне Земли от меня, она создает сказку о стране противостоящей силам зла. Ни одна другая страна такого не смогла сделать - дать людям Земли надежду.

trita: «Счастье» это фундаментальный незакрываемый гештальт сознания, находящегося в состоянии хронической внутренней неопределённости при хронической внешней энтропии объективного существования. Поскольку неопределённость сознания преодолевается путём долгой эволюции индивида, а не внешней личности, погружённой в «мир», то по закону экономии человек склонен интерпретировать дефицит «счастья» в основном как комплекс внешних обстоятельств, особенно яркую роль психологическая мозоль «счастье» играет в формировании концептуального потока «либерализма», вовлекая в него массы умов.

В метафизической основе либерализма лежит нормальное центростремительное намерение духа к освобождению от ограничений материи (имеется в виду вся материя трёх миров, не только и не столько физическая сколько эмоциональная и ментальная в первую очередь). Именно отсюда в «либерализме» такой акцент делается на дедогматизации, поскольку «догма» это ментальный аналогия тюрьмы, рабства - несчастья. На фоне этой «драмы существования» все остальные аспекты вторичны. Отсюда же и очевидная фобия в адрес любых антитезисов, особенно «тоталитарных» систем, как их называют искатели смертного счастья, вплоть до маниакальных состояний. «Счастье» это классическая абсолютизация, а абсолютизация по определению не терпит возражений, она на них кормится и от них только сатанеет.

Надо признать, что процесс разрушения тюрем догматизма за последние сто-двести лет достиг существенных результатов, в первую очередь это, конечно, догмы религиозные, культурные и политические. Даже экономические догмы, судя по всему, втягиваются в процесс разрушения, что гарантированно несёт уже совсем не абстрактные последствия. Тем не менее, поскольку этот процесс есть цикл, как и всякий процесс, то рано или поздно он неизбежно входит в такие фазы, которые становятся неожиданными для невежественного путника.

Сегодня миллионы беглецов из догматических тюрем, пережив первые приступы эйфории «свободы», вдруг обнаруживают растерянное непонимание - что со всем этим «счастьем» дальше делать? Как этой свободой распорядится. Каков собственный смысл и цель «праздника» за порогом процесс ожидания этого праздника? Эта фаза цикла в тайных книгах называется «голова провалилась в трусы» (не гуглите, это я от фонаря). Оказывается что догмы (по невежеству воспринимаемые как злонамеренные искусственные ограничения) прежде удерживали миллионы этих умов в определённом стимулирующем напряжении, и как только точка этого напряжения спала - недоразвитый интеллектуальный позвоночник (иерархия реальных принципов сознания) обнаружил свою неспособность самостоятельно удержать тело в том вертикальном эволюционном и эксклюзивном положении, за которое человек миллион лет боролся, выбираясь из лона животного существования. Проще говоря, вместо ожидаемого эльфоподобия либеральный люд «оскотинился». Как результат те энергии, которые по эволюционной логике должны были трасмутироваться, переносясь из сакрального центра в горловой, повернули вспять, это и называется «голова провалилась в трусы» - мир безделья + истерика психологических спонсоров иллюзии «свободы» на фоне её разрушения.

И вот тут бы неплохо нашему охотнику до молочных рек пораскинуть мозгами, но... трудно пораскинуть тем, чего пока ещё кот наплакал. Вместо коррекции мечт человек начинает ещё сильнее искать причины так и не наступившего счастья во всё тех же внешних ограничениях, якобы существующих и препятствующих. На этой вот проекции единственно держится мнимая консолидация Запада. Счастье их так близко, осталось только разрушить пару последних диктатур на планете и заживём... Ага, разбежались. Упорство, с которым они самоубиваются, доказывает только то, что вся их ценностная установка и самомнение - психоз.

ex0rtodox: Девушка пытается найти своё призвание, понять, что может держать её в жизни. Медицина? Психология? Секс, семья, дети? В современном мире человек оказывается словно перед витриной, на которой разложены сотни завлекательных штук, и всё равно не покидает ощущение, что самое ценное, важное и нужное хитрый продавец спрятал под прилавком. В отсутствие чёткого приоритета в конкуренции побеждает то, что требует меньше усилий. Вне развития всё стремится к состоянию с минимумом энергии.

zoorlander: Один из комментаторов И-Цзин пишет о том, что совершенномудрые, создавая учение о переменах, установили путь неба (свет и тьма) и путь человека (любовь и долг)... Человек действует в уже созданном мире и как лицо, получившее его просто так, не может не принять дар. Это база, как в последнее время принято говорить.
Надо помнить, что всегда остается надежда - хотя бы потому, что ни за что, кроме себя, человек не отвечает.

Ольга Бонч-Осмоловская. Только самодисциплина, только волевое усилие к преодолению самого себя. «Преодолей себя, вернись к ритуалу», - прекрасная фраза из «Луньюя» («Беседы и суждения» Конфуция), которую я часто вспоминаю.
Весь фрагмент звучит так:
«Янь Юань (по преданию, любимый ученик Конфуция) задал Учителю вопрос о гуманности. Учитель сказал: «Преодолей себя и вернись/обратись к ритуалу - [это и] есть гуманность. [Если] в течение одного дня [практиковать] преодоление самого себя и обращение к ритуалу, [то вся] Поднебесная обратится к гуманности. [Ведь] осуществление гуманности [исходит] из нас самих. Разве оно [исходит] из [других] людей? Янь Юань сказал: «Разрешите спросить о главных правилах осуществления гуманности». Учитель ответил: «Не смотри на то, что не соответствует ритуалу, не слушай то, что не соответствует ритуалу, не говори о том, что не соответствует ритуалу, и не делай того, что не соответствует ритуалу». Янь Юань сказал: «Хотя я, Хуэй, и не отличаюсь умом, но прошу [Вашего] разрешения руководствоваться [в дальнейшем] этими словами».

Здесь есть несколько очень важных мыслей, магистральных для всей последующей конфуцианской традиции. Во-первых, себя нужно преодолевать, и никак иначе. Никаких «прими себя какой ты есть» и вот этого всего малодушного словоблудия, попускающего только к моральному разложению. Себя мы именно преодолеваем, боремся с собой и это невероятно сложно, поэтому, собственно, сам Конфуций констатировал, что только один его ученик - Янь Юань - мог (и то, некоторое время!) оставаться в состоянии той самой искомой «гуманности». А так, человек постоянно срывается, постоянно ищет оправдания своей немощи, сравнивает себя с другими, когда все, что нужно «исходит из нас самих», волю к преодолению себя можно найти только в себе.

Во-вторых, гуманность как особое состояние сознания, этический императив. В другом фрагменте Конфуций говорит, что гуманность, это когда выходишь за ворота дома - вид должен быть такой почтительно-осмотрительный, будто встречаешь важного гостя; а когда управляешь народом - вид должен быть такой строго-торжественный, будто совершаешь великую церемонию/жертвоприношение. То есть в гуманности нужно уметь «пребывать», и деятельно ее осуществлять. В идеале постоянно, ведь это то, что противостоит эгоизму как естественной установке человеческого сознания.

В-третьих, важно не путать конфуцианскую гуманность с европейским пониманием этого слова. По Конфуцию «лишь тот, кто обладает гуманностью, может должным образом и любить людей, и ненавидеть их». Это тоже очень важная мысль. Умение правильно взаимодействовать с людьми в конфуцианстве не значит всех любить, но именно уметь правильно отнестись к людям - к кому-то со справедливой любовью, а к кому-то с не менее справедливой ненавистью. Отсюда и проистекает ритуализированность каждого акта коммуникации с другими людьми - общение с людьми это всегда ритуал (см. цитаты выше), поэтому сначала нужно волевым усилием преодолеть свою естественную установку на эгоизм, а затем вернуться к ритуалу и соответствующему поведению, в том числе, в делах общения и политики.

Михаил Сеурко. Очень интересные замечания востоковеда Ольги Бонч-Осмоловской. О гуманности, может, в следующий раз удастся дополнительно порассуждать. А сейчас - о мотивации.
Например, все естественные причины социальных действий - труда, облика, этики, любых социальных проявлений - просто не способны поднять меня даже с дивана. Как и некоторых других людей. Какие это могут быть причины? Пропитание, благополучие, заработок, статус, удовольствие и т.д. - всё, чем предлагает довольствоваться современная идеология. Не то, чтобы это чуждо мне, но это недостаточно само по себе, потому что, в общем-то, валяться в грязи, не вставая, может, и не слишком сильно отличается от того, чтобы нестись по трассе в бентли с роллексом на руке. В грязи тоже свои прелести можно найти.
Но если подняться хотя бы чуток выше, хотя бы к наслаждению красотой жизни или бытием, то это уже что-то. Можно двинуться дальше - к самоосуществлению. От чистой мамлеевской любви к себе. Как ни странно, в том, чтобы собрать себя самого, способствует ритуал, возводящий жизнь к некоему единству и целостности. Ритуал в широком и узком смысле как правила и поведение, устремлённые к выражению метафизических принципов (по-русски - к исполнению воли Божией).
Каждый день нашей жизни - это выражение нашей самости. Если он не удался, и мы ничего не смогли выразить, то этот день остаётся пропавшей заготовкой жизни, выкидышем.
Как ребёнок зреет в утробе? Он каждое мгновение напитывается материнскими энергиями, чувствами и даже её плотью, забирая себе необходимое - наверное, он и не подозревает о том, что его бытие в утробе - это подготовка к рождению. Ему нужно постараться. Так же и наш каждый день должен бы напитать нас для кульминации жизни, для ещё одного рождения - для смерти. Можно об этом не думать, но это так. Нашему переходу туда будет способствовать, правда, уже не съеденное и прочувствованное (это нам нужно теперь), а освящённое - то, что мы возвели горе, то есть к небу.
P.S.: всеми остальными благами общества потребления мы уже могли в лучшем и концентрированном идее уже напитаться в утробе, у нас должны быть иные задачи, если мы хотим познать, что дальше, за горизонтом нашего сегодня
Такие мысли.

Ольга Бонч-Осмоловская. Отвечая на вопросы из комментариев, продолжу тему субъекта и самосовершенствования в конфуцианстве.

В императиве «преодоления себя» особое внимание уделяется искоренению «личного», «личных страстей» (сы юй 私欲), поэтому здесь слово «цзи» 己 в какой-то мере действительно может быть отождествлено с «эго», или скорее с тем, что конфуцианцы противопоставляли «общественному», т.е. сферу личного, частного - сы 私. Преодоление в себе этого личного имеет практическую плоскость, связанную со второй частью высказывания - «возвращением к ритуалу» - радикальной практикой постоянного преодоления естественных страстей, принудительном волевом отказе от восприятия всего, что не соответствует ритуалу - «не смотреть, не слушать, не говорить и не делать» такое.

Тогда в каком смысле гуманность может «исходить из нас самих» (см. пред.пост)? Ведь мы только что договорились это самое «само» преодолевать. Очевидно, наше «само» не сводится к той его части, которую нужно преодолеть. Конфуцианцы полагали, что преодоление себя должно вести к следующей ступени - «доведения себя [до совершенства/предела]» (成己 чэн цзи), буквально «завершение себя». Цзи 己 можно понять как саморефлексивный этический субъект, который «устанавливается» (Луньюй, 6-30) и постоянно совершенствуется. Так, Конфуций употреблял термин сю цзи 修己 также в значении «совершенствовать себя» (ЛЮ, 14-42), то есть заменял «шэнь» на синоним «цзи». «Цзы Лу задал вопрос о благородном муже. Учитель ответил: «Совершенствуй себя посредством [практики] почтительности». [Цзы Лу снова] спросил: И этого достаточно? [Учитель] ответил: «Совершенствуя себя, приноси покой людям. [Цзы Лу опять] спросил: «И этого достаточно?» [Учитель] ответил: «Совершенствуя себя, приноси покой простому народу. Совершенствовать себя, принося покой простому народу - [даже совершенномудрые] Яо и Шунь испытывали трудности в этом!»

Тут процесс индивидуального самосовершенствования одновременно встает в цепочку политических действий - от совершенствования самого себя переходим сначала к людям (в первую очередь это собственная семья) и затем - к управлению государством. Эта цепочка обязательна для конфуцианской мысли - только через себя можно изменить мир (социальный, политический и тд), все дела внешние начинаются с практики «[ритуально-осторожного] почтительного отношения к самому себе» (цзин шэнь 敬身), которая является основой любого ритуального действия.

Если же говорить об отличии «себя» в другом возвратном местоимении цзы 自, то уже в раннеконфуцианских текстах есть следующие особенности: цзы указывает на деятельное начало в человеке - «самостоятельное обретение» 自得, «самопроверка/анализ»自反, «самосозерцание» 自省. «Встретив мудреца, равняйся на его пример, встретив человека немудрого, углубляйся в самосозерцание/исследование самого себя» (Луньюй, 4-17). Акцент здесь на деятельной установке и на самостоятельности этого действия.

Можно оттолкнуться не от противопоставления «общее-личное», а от того, что сами конфуцианцы в глоссах часто объясняли местоимение «цзи» (сам) через синоним «тело»/«сам» (шэнь), о котором в том числе был вопрос. Они во многих случаях синонимичны, но как всегда есть нюанс. Шэнь может буквально указывать на телесную оболочку человека, отсюда понимание, что «преодоление себя» в первую очередь связано с подавлением именно плотских страстей. Такая трактовка возможна, но она неправомерно заужает конфуцианскую мысль, так как в большинстве фрагментов плотские страсти составляют лишь часть.

Сама концепция «самосовершенствования» (сю шэнь 修身), где тоже использован иероглиф «шэнь», думаю, следует считать гораздо более обширным, чем «преодоление себя» - кэцзи входит в сю шэнь как одна из сторон, один из элементов в большом наборе практик, а сю шэнь - это и техники медитации, и самоанализ, и взаимодействие с прошлым, традицией и тд.

Теперь, если отдельно рассмотреть шэнь (см. выше цзин шэнь 敬身, сю шэнь 修身), то видим, что речь часто идет о комплексном проявлении «себя» в определенных ситуациях. Например, «я [еже]дневно трижды созерцаю/исследую/анализирую себя самого: по отношению к людям не [проявляю ли я] неверности? В общении с друзьями [не вызывая ли я] недоверие? Переданные [мне знания] применяю ли на практике? (吾日三省吾身:为人谋而不忠乎?与朋友交而不信乎?传不习乎?Луньюй, 1-4). Тут видим шэнь-себя сразу в трех важнейших измерениях: в мыслях (неверность как скрытые замыслы), в словах (недоверие как недостоверные речи) и в делах (практическое применение знаний). Всё это конечно связано с процессом самосовершенствования, в котором выделяют 5 основных сторон: облик 貌, речи 言, зрение 視, слух (скорее, «слышание») 聽, мышление 思, характеризующиеся 5 идеальными состояниями соответственно: торжественность 恭 облика, послушание 從 (в речах, сюда же - последовательность), ясность 明 (зрения), чуткость (слуха) 聰, проницательность 叡 мышления (это по «Канону документов», встречаются и другие наборы аспектов).

az118: Натурализм - значит от натуры, матери-природы, начала рождающего, но и поедающего (см. картины Рубенса), направление в мировоззрении с конца 16 века, с Позднего Возрождения и Нового времени, корни которого в глубокой древности - культ плодородия, жизни и смерти. Там ум слуга чувства и мифа-предания о богах-распорядителей мировых потенций.

Физика, имея корни в натурализме, почти сразу отделилась от него, ибо физ. знание природы не мифопоэтического, а умозрительного свойства, вначале от созерцательного, затем от проницательного и наконец от испытующего и конструирующего ума - культ креационизма, познающего мировой порядок и использующего это знание для господства над природой и ее потенциями себе на благо, на западе долгое время ставя природное начало в угнетенное положение, но с позднего модерна и постмодерна смешавшегося с натурализмом в сплошную ризому, где ни неба, ни земли, ни плодородия, ни творчества, а одни технологии и примитивная чувственность.

математика изучает порядок как таковой в его трех ипостасях - ординации, координации и субординации и операции над ними, что до недавнего времени давало возможность эффективных умозрительных представлений о природе и более адекватной ориентации в ней.

- Такой вопрос. Если математика изучает порядок и это помогает в свою очередь ориентироваться в природе, то означает ли это, что порядок есть в самой природе?

разумеется, иначе бы нас и всего остального не было, а был бы первобытный хаос.

порядок вечно есть в этом хаосе, но как возможность, которая от спонтанного перводействия становится временной действительностью, разворачивая мироздание.

согласно западной теологии, мир создан из ничего божественным действием по божественному замыслу, который нам приоткрывается в математике как зеркале основания мира.

общество, подборка, психология, культура, история

Previous post Next post
Up