"Очень динамично
меняется историческая ситуация, в которой мы пребываем. За несколько лет протекают целые эпохи, что влечет убыстренный ритм смысловых трансформаций. Это касается философии, идеологии, политологии, истории религий. Складывается парадоксальная ситуация - чем более фундаментальны сдвиги, разрывы и мутации, тем безразличнее к ним общественная рефлексия . Падают могущественные империи и идеологии, закрываются социальные циклы и эры политической истории, но у интеллектуалов это вызывает не энтузиазм, но зевоту. Историческая и философская рефлексия относительно современности, ее аксиом и ее процессов смехотворна. Ничтожность - общий знаменатель мысли в нашу эпоху. Многие запреты, ингибиции пали, темные пятна прояснились, исчезнувшие элементы нашлись, но не осталось того зрителя, того свидетеля, который мог бы сделать из всей этой обнажившейся роскоши, из отчетливо проступившего сквозь наносы второстепенного скелета логики Истории, адекватный и могущественный вывод." Александр Дугин.
"Самая интересная, заключительная часть драмы, развязка проходит перед пустым залом.
А тем временем… Из исторической плюральности идей и народов, теорий и религий, геополитических блоков и технических решений на наших глазах формируется нечто новое, еще не бывалое. Единый мир, One World, единое человечество, единый социум, единая логика истории.
Есть два доминирующих отношения к такой реальности - умеренный оптимизм и безразличие. В этом и заключается весь кошмар. Умеренным оптимизмом и безразличием встречает тот, кто был (или считался) субъектом истории, свой собственный конец. Механика и динамика обоих подходов, их рекомбинации и суперпозиции составляют прозрачные лабиринты современной рефлексии, лишенной активности, изобилия дополнительных измерений, драматизма.
Такое впечатление, что все стороны, все полюса исторического процесса, мирового конфликта, признали свое поражение. Всеобщность поражения, разочарования, «ресигнации» задает тон тусклой эсхатологической мелодии бесконечного конца человечества .
Хиатус, кома, бледная призрачность ярких искусственных сумерек… Нет жизни, но нет и смерти. One World - парадигма предсмертного обморока, претендующего на то, что он будет длиться вечно. Победа над страхом смерти достигнута предельным истощением жизни. Существование несуществования. Общеобязательные успокоительные дозы, распределенные равномерно и радушно. Лишь несколько буйных требуют более жесткого обхождения."
partizan_1812: Меня
интересует именно этот подход - биологизация и медикализация всего на свете. Мальчик - непоседа? У него ADHD. У человека какие-то необычные предпочтения в межличностных отношениях? Это гендер у него такой. И т.п.
Налицо попытка полностью биологизировать черты личности. Чтобы долгую бадягу не разводить, скажу, что стратегически вижу в этом намерение объяснить человека без концепции свободы воли, чистым детерминизм
>>поборники прогрессизма всеми фибрами своих душ (или что у них там) за свободу воли, которая есть свобода выбора...
Да, они полностью за свободу личного выбора. Но если копнуть глубже, они детерминисты. Даже этот выбор есть лишь приведение документа в соответствии с тем, что у человека есть и не может быть отменено. Выбор для них это что-то вроде свободы выразить внутреннее "я". Свобода, так сказать, выйти из чулана. Но в чулан они отправляются по причинам биологических или даже социальным, но отправляются не сами, а они туда поставлены "судьбой".
>>...которую должно уважать, если она не ущемляет свободу других
А вот это на практике совсем не так. Свобода такого человека объявить себя грибом не оставляет окружающим права не согласиться. Некоторые свободы важнее других свобод.
Свобода декларируется, но свобода воли отрицается, если копнуть чуть глубже. Да и не нужна она им. Как делается выбор - какая им разница? Без свободы воли даже лучше - на человека легче влиять.
az118: Так ведь прыжки из царства необходимости (и долга) в царство свободы (и греха) у всех идеологов таких прыжков совершаются в теории и светлом будущем, для которого в настоящем надо вырастить нового человека ... вот и выращивают кто как может. а несогласных - в расход.
partizan_1812: Эти гендеры в личное пользование не нужны 95% гендерных энтузиастов. Они их считают орудием с замшелым прошлым за Прекрасный Новый мир. Он, увы, наступит, но не сейчас. Эта волна мне кажется бесплодной. У них нет харизЬмы для того, чтобы увлечь за собой Третий мир, а без него Прекрасный Новый мир будет очень неполон и неустойчив до этнографическим и демографическим причинам.
Но это только "пока". Потом, я думаю, получится.:( Поумнеют, учтут ошибки, которые сейчас совершают в первый раз.
elenakosilova: Про хаос и особенно гипер-хаос современная французская философия сообщает нам вполне определенно: это абсолютный принцип. И в смысле борьбы с негэнтропией оба они достаточно близки. Хаос точно так же рушит ее достижения, он перемалывает ее, он превращает ее в ничто. Абсурд одушевлен, это начало дьявольское, Хаос же туп и неодушевлен, он стихия. Правда, определенную математику можно навести даже на хаос, но это если под ним понимать непредсказуемую случайность. Настоящий хаос не детерминирован, онтологически случаен, и никакую математику на него навести нельзя. Нет структуры.
У Мейясу хаос - это в некотором смысле деятель. То есть это у него Гипер-хаос. И пишется он у него с большой буквы, как собственное имя. И он активен, он меняет законы. Он именно рушит, именно этим словом. У Мейясу, таким образом, не хаос, а Абсурд.
Мейясу говорит Гипер-хаос. Это не просто хаос как состоявшееся ничто, это активное уничтожение. У Хайдеггера было, что Ничто ничтожит, но нет. Ничто ничего не делает, ему ничего не нужно. Никого оно не ничтожит, только самого себя. Кто ничтожит, так это Абсурд и Гипер-хаос, это активные разрушительные начала. Поэтому Абсурд и Гипер-хаос - это одно и то же.
wampus_999: К абсурду человек может приспособиться, ведь в нем есть свои законы, пусть абсурдные (возьмите США, Украину, ЕС), к хаосу - нет, убежит куда угодно, хоть в тот же абсурд. Абсурд может продолжаться годами и десятилетиями. Вот кстати, ученые в своих исследованиях обнаружили, что в отличие от человека ни одно животное в мире не способно осмыслить абсурд, то есть ситуацию, когда объект не тождествен сам себе. Как только в эксперименте удается создать для обезьяны ситуацию абсурда (даже самую примитивную, например, надев ей зеркальные очки, меняющие правое на левое и наоборот; двигая правой лапой обезьяна видит, что движется левая), ее психика отключается. Обезьяна пошатывается, беспорядочно взмахивает лапами и падает. Развивается кома, как при болевом шоке: угасают сухожильные рефлексы, дыхание становится частым и поверхностным, падает кровяное давление. А многие люди именно в этом даже находят кайф.
Поэтому, возвращаясь к сути оригинального поста, можно утверждать, что абсурд не борется с негэнтропией, он просто создает свою, не с разрушенной, а вывернутой наизнанку логикой. Поэтому он - дьявол (в символическом смысле, конечно).
shma11: У человека все меньше возможностей для проявления своей человеческой сущности, разумной деятельности..
эти возможности в ходе исторического процесса("прогресса") истощались и истощались..причем с ускорением, особенно в 20 веке;
для этого достаточно взглянуть на такие фундаментальные вещи как искусство, науку, философию и пр...творчество из них испарилось, замещенное на бесплодный креатив и монотонный повтор..
или сфера удовольствий, дозволенного и недозволенного!? здесь тоже пик пройден! человек вкусил все что только можно и "нельзя", область удивления тоже исчерпана..
да и войны уже были на любой вкус и любой жестокости..даже потенция к самоуничтожению и та утеряна..
и вообще любую какую бы сферу приложения человеческого разума мы не взяли, везде торчат уши бессилия и исчерпания этой самой разумной деятельности..
это конец человеческой истории..наступления пустоты и мрака для разума!
человечество исчезнет незаметно для самого себя..
Была европейская идея - о том, что
человек есть мера всех вещей, о том, что «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь», и так далее, до категорического императива и Декларации прав человека. В ХХ веке эту идею атаковали с двух сторон. Нацизм ее извратил, объявив, что всё это относится не ко всякому человеку; а к некоторым так и вовсе не относится. А коммунизм ту же идею просто отменил, отодвинул в сторону. Отказался от нее. И потому по реальному количеству жертв лидирует, вероятно, нацизм, а по разрушительности на уровне мысли - коммунизм. Примерно так.
yuritikhonravov: Эта идея Пико делла Мирандолы была атакована и осуждена сразу же, осуждаемые же вами идеи являются её следствием, а в более широком контексте - отказом от понимания человека как образа и подобия Бога. Если человек есть что угодно и может делать делать что угодно, то и с ним можно делать что угодно и превращать его во что угодно.
А Вы сами, лично, как относитесь к этой идеи Пико делла Мирандолы о человеке?
Из вики процитирую: "Не даём мы тебе, о Адам, ни определённого места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стеснённый никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю".
yuritikhonravov: Его идеи осудила католическая церковь. Смысл отрывка не в утверждении свободы, а в том, что у человека нет собственной природы. То есть автор таким образом отрицает учение о человеке как образе и подобии Бога. Если человек не образ и подобие Бога, у него есть только те права, которые он может отстоять силой. Чаще всего это те права, которые может защитить группа, к которой он принадлежит - клан и т.п. Вне клана, племени, прайда, цеха, общины, корпорации ты никто. В свою очередь меняется и отношение человека к человеку. Унижать личность, пытать и проч. теперь вполне оправданно. Это неизбежные глубоко антихристианские и антигуманистические следствия данной идеи.
lenivtsyn: Вполне себе материализм, хотя и избегающий терминологической определённости в этом смысле. Действительность - другое имя материи (объективной реальности). И если мир - одна материя во множестве своих проявлений, то у этого единства материального мира (действительности) не может не быть какого-то собственного направления развития. Конечно, "хочет" здесь не совсем в том же смысле, в каком мы говорим "хочет" про человека, но, во-первых, без некоторого антропоморфизма в описании не обойтись - так устроена человеческая речь, а во-вторых - почему не предположить, что это человеческое "хочет" на самом деле скопировано с "хочет" действительности?
Александр Дугин. У мужчины и женщины рождается человек. У одной женщины - без мужчины- рождается монстр. По Аристотелю, это свойство семени, которое содержит в себе эйдос, тогда как материнское начало есть материя. Слабое семя и сильная материя - это и есть генеалогия чудовищ.
Практически то же самое с воспитанием. Воспитывать человека должны двое - отец и мать. Отец придает смысл, мать - ухоженное наличие. Если семья слишком материальна, следует передать детей крестным (духовным) родителям - но снова отцу и матери. И главное во всем Отец.
Апология уродства - в фильме "Джокер". Фильм явно спонсировал Сорос и фонд "Открытое общество" как инструкцию к цветным революциям. Вырожденец, выросший на таблетках у одинокой сумасшедшей мамочки, как символ поколения.
Отвратительный фильм, отвратительный актер, отвратительные люди, которые им восхищаются. Как будто находишься в кишках Хилари Клинтон.
Предельное вырождение гуманизма, решительный сдвиг к ООО. Джокер слишком слаб для человека, это набросок сбесившегося предмета.
destroy2build: А сколько там крови и убийств... Кажется мне что вижу я иногда тоже самое в нашей реальной жизни, только скрытое, спрятанное, цинично называемое иначе, когда убиваем и раним друг друга - словами, действиями, законами, эгоизмом, слабостью поступков и выборов... Кажется я видел как изо рта угрожающего блестело жало ножа, изрыгающий проклятия плевался ядом, уволенный истекал кровью, жена резала мужа разводом и алиментами, начальник втыкал нож в сердце слуге, воры вязали душу ребёнка.... Кажется видел и в жизни тёмное лицо человека с тенью шакала, славящего 666...
swamp_lynx: Это хорошо бы видеть на постоянной основе, первый шаг к контролю чужой агрессии - это внимательность. Очень хочется, чтобы просто показалось, но нет, не показалось. Часики отсчитывают время перед взрывом.
Общество обманывает людей, которые разочарованы от рабского служения навязанны ценностям, отсюда и агрессия. Но не надо ждать, что от этих ценностей откажутся.
Можно решить проблему взрыва и менее трудозатратными от человека способами, чем постоянная включенность. Можно подключить людей из стран золотого миллиарда к виртуальной реальности, а остальных либо уничтожить, либо держать в дикости, чтобы не могли разрушить дивный новый мир.
portia_whiskey: Когда-то давно у одного блогера была большая дискуссия на тему, и мне запомнились два очень точных коммента, один кажется цитата из Тенесси Уильямса (?). Стремящийся к смерти похож на человека, выпрыгивающего из окна горящей квартиры. Он прыгает не потому что хочет, а потому что больше невозможно оставаться внутри. Потому что дрожание и напряжение внутри становится невыносимым, как будто птица бьется о прутья клетки, и ты готов сделать что угодно, чтобы это прекратить. Душевная боль (боль в буквальном смысле) настолько сильна, что пересиливает страх перед болью физической, и это все намного сложнее и глубже, чем простые рационализированные причины типа чувства вины или разочарования в профессии. Блогер тот, кстати, таки вышел потом в окно...
swamp_lynx: Невозможность
двигаться вверх - вот, где ужас. Именно из-за этого люди совершают самоубийство. Загнанность, невозможность пошевелиться, чтобы мир не превратился в бесконечный кошмар, где сам себе не принадлежишь. Больная душа, когда теряешь понимание, где верх, где низ, очень болит. Люди калечат себя или других, чтобы уменьшить боль. Движение вверх - это лучший анальгетик. Ситуация, когда из тысячи ниточек находишь ту единственную, которая вытянет наверх.
Originally posted by
ivanov-petrov at
Листья падают осенью внизМожно прикинуть, что будет нарастать. Достаточно понятно, что будут ослабляться и дальше принятые социальные институты родства, дружбы, брака и пр. Люди все более разные, все меньше принимаются во внимание социальные обязательства и рамки - так что будет еще более проблемно познакомиться, создать семью, жить достаточно долго вместе, общаться с детьми, дружить и пр. Это понятно.
Будет нарастать всякая штука, связанная с социальной атомарностью - все эти странные преступления, схождения с ума, социальная дезориентация, разные формы ухода от общества и его контроля, как безобидные и мешающие лишь уходящему, так и мешающие обществу.
А вот что еще интересно - будет в той же степени расти разнообразие интеллектуальной и психической деятельности. Уже сейчас, если поговорить, очень многие люди рассказывают о себе, что они слышат голоса, руководствуются пожеланиями космического разума, интуитивно чувствуют близящиеся катастрофы, испытывают предчувствия, предупреждающие их о смерти окружающих или о несчастных случаях - в общем, очень много чего, это трудно перечислить. Или видят образы будущего, или... В общем, очень, очень много всего.
Таких людей очень много - думаю, их много больше, чем обычно считается, потому что многие из них совершенно нормальны психически и вполне социализованы. Картины, истинные образы, которые видят эти люди, находятся в противоречии между собой. То есть то, что уже совершенно достоверно для одного, подтверждено и практически уже сбывается - есть чушь для другого, он видит совсем иное. И эти картины не совместимы. То же с интеллектуальной деятельностью - картины мира, которые появляются у тех, кто пытается их создать, все более различны. Все эти познавательные миры расходятся все дальше, - то есть все меньше шансов на понимание. Становится всё большим разнообразие систем ценностей, разнообразие тех "оснований" и "универсалий", к которым, якобы, должно сводиться решительно "всё". О чем бы ни шла речь - понимать будет все труднее.
Это значит, например, что все более настойчивыми будут поиски универсального языка и "самой общей теории", которые бы позволили понимать друг друга. Будет ещё много самых забавных проектов. Одновременно прежние языковые границы, различающие народы, тонут, затопляемые мировым языком, так что взаимопонятность растет - и она же исчезает в пределах самого языка. Вместе эти процессы должны дать нечто вроде "гуглленгвич", когда в общем что-то такое понятно, а в деталях досадный туман - только это будет не обязательно связано с онлайн переводом, а просто свойством общения на мировом языке.
Максим Борозенец. Так я личным гнозисом и занимаюсь. И считаю, что это единственный путь познания Бога. Мой Бог мне открывается в знании, которое мне даётся как откровение, я испытываю экстаз не хуже ветхих пророков. Но и это тоже иллюзия. Древние гностики умели в иллюзии находить закономерности.
Максим Медоваров. Такой гносис обычно оказывается ложным и обманчивым. Без его институционализации - почти стопроцентен риск оказаться в лапах отнюдь не Бога. С гносеологической точки зрения это будет (протестантским) самолюбованием субъекта на свой ум без его выхода из субъективного в объективное (об этом хороши убойные комментарии Флоренского на писульки имяборцев, для которых молитва была сугубо субъективным психологическим актом).
methodiacal: Если понимать общие основания как действительно всеобщие, то
нужно признать, что они не могут существовать без некоторого элемента насилия. Хотя бы в виде обязательного среднего образования. А в том, что касается понимания, и насилие бесполезно. Невозможно заставить человека понимать то, чего он понимать не желает. Однако культура и цивилизация существуют. Можно посмотреть на цивилизацию, как не некоторую систему понимания ограничений, накладываемых природой на человека, и способы преодоления этих ограничений. Т.е. систему противостояния насилию природы, в первую очередь природы самого человека. Тогда мысль расхождении познавательных миров можно переформулировать так (если я её правильно понял): насилия стало меньше, люди не чувствуют ограничений, и поэтому расползаются умственно как желе. Или, формулируя это менее обидно, нет сил, которые бы мешали расхождению их интеллектуальных траекторий.
Тогда ответ, как мне кажется, прост. Это прекращение насилия - по большей части иллюзия. Оно изменилось, и реже принимает форму прямой угрозы для здоровья и жизни. У людей пока не сформировались органы восприятия, которые должны реагировать на реальные угрозы современности. Это не удивительно: всего пару поколений назад угроза голода была реальностью, жило множество людей, которые на своём опыте знали, что это. Для крестьянина квартира в хрущевке и работа с бумагами в конторе представлялись чуть ли не раем на земле. Но для детей тех крестьян хрущевки были всего лишь хрущевками. Так же сейчас многим кажется, что "работа" офисным планктоном, отмена обязательной службы в армии, безопасность на улицах - это такой Элизиум, и желаний там уже не может быть. Ну может быть не хватает Всеобщего Базового Дохода, и тогда точно всё. Но это не так. Природа человека вовсе не стала благостной, и доберется до офисного планктона, и до многих других. Так что оснований для поиска общих оснований должно хватать. Сейчас заканчивается переходный период, люди прошлой эпохи ещё могут жить её инерцией, доживать свой век как деревенские бабушки в хрущевках. Думаю, что у подрастающего поколения не будет таких иллюзий.
swamp_lynx: На тему, как одну несвободу сменили на другую, есть отличный фильм Адама Кёртиса.
Они считали, что достаточно освободить человека от всякого давления извне, прежде всего - со стороны государства, внедрив в общество те же правила, что действуют на рынках и биржах, и наступит всеобщее благоденствие. Эту свою точку зрения они подтверждали ссылками на апологета индивидуальной свободы Фридриха фон Хайека и математические теории Джона Нэша. При Рейгане в США, Мейджоре и Брауне в Великобритании, сторонники негативной свободы начали внедрять свои идеи в практику управления обществом. Однако вместо обещанного торжества индивидуальной свободы и всеобщего процветания произошло нечто совершенно противоположное. Почему? Ответ на этот вопрос ищет в своем фильме Адам Кёртис.
01. Горе тебе, приятель / Fuck You, Buddy. Фридрих фон Хайек и его понимание свободы. Джон Нэш разрабатывает теорию игр, которую затем решили применить для управления обществом. Человек представлен в ней одиноким эгоистом, думающим лишь о собственном благе, постоянно готовым предать ближнего ради собственной выгоды.
02. Одинокий робот / The Lonely Robot. Рейганомика в США и реформы Тэтчер в Великобритании, с применением теории Нэша, под знаменем торжества свободы индивидуума. Результаты не соответствуют декларациям. Они противоположные.
03. Мы заставим вас быть свободными / We Will Force You to Be Free. США и Великобритания несут идею индивидуальной свободы в мир, в том числе в Латинскую Америку, Югославию, Россию и Ирак. Результаты снова далеки от провозглашенных целей. Так что же произошло с нашей мечтой о свободе?..
You can watch this video on www.livejournal.com
Originally posted by
wampus-999 at
Испытания на детяхПожалуй,
это самое жуткое и бессмысленное, что я читал в плане исследования психики. Исследования на макаках изоляции детенышей от родителей. Этот эксперимент показал, что недостаточно просто кормить ребенка, ему необходима ласка и материнское тепло - вроде бы элементарная истина для любого нормального человека, ради которой не стоило мучить обезьян. Но так совпало, что незадолго до этого я прочел заметку про воспитание детей в США (впрочем, такой информации море). Все это дало такой синергический эффект, что просто крыша едет. Самые страшные испытания люди проводят на своих детях, а потом удивляются последствиям.
Originally posted by
masterok at
Воспитание 100%-го американцаКонечно же каждая культура уникальная и очень привычна самим ее носителям. А вот если на это посмотреть со стороны и сравнить, то иногда получается очень необычная и местами странная картина. Ну, а если сравнивать будет человек, который переехал в другую культуру и традиции - это вдвойне интересно.
Вот как про американское образование и воспитание ребенка рассказывает бывший учитель, переехавший в США…
…В семье родился ребенок. Папа присутствовал при родах, помогал, участвовал. «Мы рожали». Дитя сразу же приезжает в свою, заранее приготовленную для него, комнату, чтобы своим присутствием не мешать родителям вести привычный (по возможности) образ жизни. Соску лучше не давать. Надо вместо этого научить сосать пальцы, если еще не умеет. Зачем пальцы? Как зачем? Чтобы был независим от взрослых, вдруг соска выпадет, а подать-то и некому.
Независимость превыше всего. Начинается она от рождения. Будет свято взращиваться всю жизнь и заботливо оберегаться до самой смерти. А сейчас пусть дитя приучается себя успокаивать сам. У меня в школе 6 - 7-летние дети сосут пальцы. Как замечтаются или расстроятся, так сразу большой пальчик в рот.
Особенности воспитания 100%-го американца.
В кроватку к ребенку кладется плюшевый мишка или еще какая-нибудь мягкая игрушка. Дитя будет спать с ней иногда до… совершеннолетия. Друг моего старшего сына не забывал захватить своего сильно истасканного мишку, когда приходил к нам с ночевкой, лет так до 13 как минимум. Часто эту роль выполняет детское одеяльце или пеленка: у меня в школе семилетняя девочка не расстается со своей детской пеленкой. Взрослые говорят, что это успокаивает ребенка, вселяет в него уверенность, так ему не очень одиноко в этом мире.
…Здесь очень много говорят о синдроме внезапной детской смерти, еще его называют колыбельной смертью. Ребенок умирает от удушья. Случается это без какой-либо видимой причины в возрасте до года, во время сна и, что главное, в кроватке. Это никогда не происходит на руках. Если находиться рядом и при сбое дыхания ребенка взять на руки, дыхание восстанавливается и ничего не происходит.
Предлагаются разные решения этой проблемы, много обсуждается поза, в которой лучше укладывать малыша, на животик, на спинку или на бочок. При этом ребенок оставляется на ночь в другой комнате. Взять его к родителям нельзя, ведь им надо заниматься сексом, а при ребенке, даже новорожденном, это по местным понятиям совершенно недопустимо.
Американский пуританизм в его современном виде в совмещении с ранним посвящением (лет так с 12 - 13) в секс, практикуемый как вид спорта, - нечто совершенно особенное и интересное само по себе. Вернемся пока к воспитанию детей.
Дитя растет, его заваливают игрушками в невиданных по российским понятиям количествах. Сколько подарков приносит Дед Мороз на Новый год? Здесь на Рождество Санта принесет маленькому американцу штук 5 или 6, столько же будет от мамы с папой, есть еще родственники, бабушки и дедушки. Если судить о любви по количеству того, что приобретается за деньги, то американские родители, наверное, самые любвеобильные на свете.
Интересно наблюдать за детьми, разрывающими красивые обертки с подарков под елкой и недовольно отбрасывающими их после этого в сторону. Столько ожиданий и столько разочарований! Угодить очень трудно. Поэтому заранее составляется список всего, что хочет в данный момент левая нога.
Такой же список составлялся и родителями малыша, когда те женились. Они шли в магазины и вносили там в компьютер все, что хотели бы получить в подарок на свадьбу, потом приглашенным давали список магазинов, и они могли выбрать там подарок, заранее выбранный молодоженами. Если же упрямые гости проявляют своеволие, то их непрошенные дары часто просто сдаются обратно в магазин. После Рождества такие возвраты тоже очень распространенное явление.
Обычно в каждом «школьном районе» есть несколько начальных школ, одна «средняя» и одна «высшая» школа. Чаще всего все они разбросаны по всему району. Обучение начинается с полных пяти лет. Нулевой класс называется «детским садом», за ним следуют еще четыре или, в некоторых районах, пять. Следующий этап - 6 - 8-е классы. Эта школа называется «средней», располагаться она будет в другом здании. С 9-го по 12-й класс - «высшая школа», здание опять же другое.
В школе, которую окончил мой старший сын, с 9-го по 12-й класс обучалось полторы тысячи человек. В его классе было человек 300. Не то чтобы они все вместе присутствовали на каком-либо уроке, просто класса как такового у них вообще нет: начиная со средней школы, они идут на каждый урок в разном составе. Собственно, тасовать их начинают с детского сада.
Каждый год всех заново перемешивают и дают нового учителя. Учителя, как правило, преподают только на одном уровне, например только в первом или во втором классе, и так далее. Бывают и исключения, но редко. На мой вопрос директору школы, где обучался в то время мой старший сын, зачем их перетасовывают, мне ответили, что делается это для того, чтобы дети знали как можно большее количество детей и не привязывались к кому-то конкретно. «Ничего, что они в этом году оказались с другом в разных классах. У вашего сына будет много новых друзей! Это еще лучше!»
Привязанность здесь - скорее отрицательное понятие, близкое к зависимости. А быть независимым, быть всегда самим по себе и ДЛЯ СЕБЯ - самое главное. А вот агрессивность - положительное, означает силу, напористость, умение добиваться СВОЕГО - это качества лидера. А зачем меняют учителей? А это чтобы, если тебе плохой учитель достался, так на следующий год его уже не будет. А в одном только классе они преподают, потому как это легче делать. Узкая специализация. Представьте себе учителя математики, разбирающегося в основном только в алгебре для 6-го класса.
При системе, где дети на каждый урок идут в разном составе, и перемены только 3 минуты, чаще всего глубоких дружеских отношений не образуется, хотя бывают опять же и исключения.
Сама дружба в Штатах совершенно другое понятие, нежели у нас. «Вот, мама, это мой друг», - говорит ребенок после того, как он познакомился с кем-нибудь на площадке и поиграл с ним полчаса. Он может больше никогда не встретить своего «друга» и даже не вспомнить о нем. Практически все, с кем знаком, обозначаются словом «друг». Встречаются «друзья» для того, чтобы что-то делать вместе.
Например, поиграть в баскетбол или на компьютере, съездить в магазин. Если погода плохая, пойти некуда, новых компьютерных игр нет, то и встречаться незачем. На мой вопрос старшему сыну, имевшему в «друзьях» половину района семиклассников, почему он сегодня, в субботу, сидит дома и не позвонить ли ему Джордану или Стиву и не позвать ли их к нам, я могла услышать что-то типа «да на улице же дождь и в баскетбол не поиграешь» или «мы уже побили все игры, которые у нас есть, и теперь у нас делать нечего». Короче, просто для общения не встречаются, встречаются для конкретного, определенного занятия. Ситуация несколько изменится, когда одним из таких занятий станет секс.
Дело это все же не такое простое, как игра на игровых приставках, тут хочешь не хочешь, а общаться приходится, поэтому начинают встречаться и собираться почти что «просто так». От друга многого не ждут, претензий не имеют, особой верности не хранят. Друзья часто меняются без особых трагедий.
Еще одна интересная деталь, которая не перестает поражать меня в школе, где я работаю. Дети рассаживаются в классе сами, группами, с теми, с кем дружат. Начинаются болтовня и игры, списывание, что и понятно, делаешь кому-то замечание, и тут все сразу же начинают сваливать на «друга», причем так горячо обвиняют его во всех возможных грехах, что кажется, больше уже никакой дружбы между ними и быть не может, ан нет, все остается без изменений. «Друг» поступит в подобных обстоятельствах так же. Всем, безусловно, понятно, что своя шкура ближе к телу. Обижаться тут не на что.
Индивидуализм проповедуется и воспитывается яростно, хотя результат чаще всего бывает обратный. Мне понравились фотографии, сделанные старшеклассниками моей школы во время поездки в Питер. На девяти из каждых десяти фотографий были… сами дети, не дети на фоне, скажем, Невского или на Дворцовой площади, нет. Дети в аэропорту, дети в комнате, дети где-то там еще, трудно сказать где. Главный объект фиксируемой в данный момент истории не новая, чужая страна, не они сами в этой стране, ТОЛЬКО ОНИ. На стенде в школе, где учился мой сын, висит стенная газета с фотографиями поездки во Францию. И что же? Кроме Эйфелевой башни, одни американские мальчики и девочки то в столовой, то в аэропорту, то в комнате в отеле, где они жили… И при всем при этом, что касается индивидуальности, то именно ее-то чаще всего и не хватает американцам.
Сравнивая русских, ливанских и американских детей, я могу сказать, что у первых и вторых гораздо больше индивидуальности как в одежде, интересах, манере себя держать, так и во взглядах. В 1991 - 1992 годах я преподавала в университете курс по русской культуре. При обсуждении на уроке любой темы в классе самое большее было два мнения. Отличались они друг от друга так же, как отличаются позиции демократов и республиканцев. Молодое население оставалось строго в партийных рамках. Поражала при этом пассивность аудитории. Расшевелить их, вызвать интерес к чему-то, не имеющему непосредственного отношения к их быту, было очень трудно. Больше всего это напоминало недавно оставленный мною Советский Союз. Разница была только в том, что там свое мнение публично высказывать просто боялись, но все же его имели, здесь же идеология не спускается сверху, ею пропитаны сами массы.
В полном смысле «народ и партии едины». Мне даже один раз угрожали на уроке. На мое замечание, что неплохо было знать немного о тех странах, куда Америка без конца сует нос, студенты спросили меня, не боюсь ли я, иностранка, делать такие замечания, ведь это звучит как-то «против их страны». Я выразила удивление и поинтересовалась, что случилось со «свободой слова».
Знаете, как у нас относятся к ябедам? В Штатах же ябедничать старательно приучают с детства. При возникновении любого конфликта надо сразу же прибегнуть к помощи взрослых. Если ты ответил ударившему или оскорбившему тебя, то неважно, кто прав или виноват, а наказаны будут оба и при этом одинаково, разбираться в этом никто не будет, каждый ответит за свои личные действия, чем бы они ни были вызваны. И это не только у детей. Ябедничать вменяется в обязанность каждого гражданина. Увидел, что где-то кто-то от правил отступил, - сообщи, выполни свой гражданский долг. Неважно, кто это сделал, друг или родители, сообщи, чтобы вовремя были приняты меры.
В возрасте семи лет старший сын, придя как-то из школы, заметил, что, мол, «будете кричать на меня, уроки заставлять делать, позвоню в полицию, нам сегодня учительница сказала, что, если нас дома обижают, надо набрать 911, придет полиция и разберется». Через десять лет, когда 7 лет исполнилось младшему сыну, он, наблюдая наши попытки заставить старшего брата заниматься, просто взял и набрал эти самые 911, потом, правда, испугался, повесил трубку, но нам сразу же «оттуда» перезвонили. На вопрос, зачем он это сделал, ребенок сказал, что это потому, что мы на брата кричали, а в школе им сказали, что надо делать в этом случае. К нам приехали полицейские и убедились в обстановке.
Сын моей местной русской подруги тоже угрожал своим родителям привлечением полиции к разрешению конфликта поколений и тоже примерно в 7 лет. А уж о том, что происходит в школе, и говорить не приходится. Исключение составляет только такая вещь, как наркотики. Тут будут хранить молчание. Дело это серьезное, за это могут убить.
Click to view