Если водка будет пять, мы её все будем брать.
Если водка станет восемь, всё равно мы пить не бросим.
Передайте Ильичу, - нам и десять по плечу!
Если цены станут больше, То мы сделаем как в Польше.
Если будет двадцать пять- Будем Зимний брать опять!
Народная мудрость позднесоветского периода.
Два катастрофы.
Совсем примитивненько устоявшееся мнение о двух крупнейших геополитических катастрофах таково:
1. Царский режим гнил-гнил и прогнил, а неудачная мировая война его доконала.
2. Коммунистический режим гнил-гнил и прогнил, а неудачная афганская война, вызвавшая нефтяную войну с Саудами и фантастические звездные войны с американцами, доконали бюджет и режим.
Особенно это интересно для любителей прогнозов методом экстраполяции по двум точкам (а то и одной). Мол, войнушки начали, с Саудами и нефтью не а-я-яй, руководство - того, малость оторвалось от населения (если не от реальности). Короче, как-то тревожненько.
Не умаляя стандартных объяснений, рискну все же предложить еще один фундаментальный и недооцененный, как правило, фактор, своеобразной синусоидой меняющийся за означенный период. Хотя связана эта синосоида, скорее, не с числом 3.14, а с числом 3.62.
Царь батюшка.
Начнем с начала, с нулевой точки. В 14-м году не только началась мировая война. Уже в начале года серьезно
обсуждалось ограничение продажи водки, несмотря на то, что на нее сильно опирался бюджет, а с началом войны ввели сухой закон. Странно, что в таком режиме народ выдержал три года. Пережил сухой закон не только царя батюшку, но и Ильича, и был отменен только в 1924 году.
Рыковка.
Видимо, Сталину принадлежит большая роль в возвращении водки в продажу и в одну из основных статей бюджетных поступлений. Не просто так до сих пор поминают его многие добрым словом, несмотря на перегибы. Описания римейка 1924 шикарны: "В первый день выпуска сорокаградусной люди на улицах... плакали, целовались, обнимались. Продавать ее начали в 11 часов утра, а уже в 4 часа все магазины были пустые". Я очень советую глянуть в этот
источник, дальнейшие факты и фото оттуда.
Первую водку прозвали Рыковка, она была того еще качества, и в народе часто выражали неудовольствие, переиначивая ее в полурыковку - ходил слух, что ее бодяжат до 30%, а сам тов. Рыков пьет в Кремле шестидесятиградусную.
Наркомовские.
Вторая мировая была намного тяжелее первой, но ни к каким внутренним потрясениям не привела. В отличие от царя батюшки, Сталин наливал фронтовикам по 100 грамм...
Кстати, отметьте, что и здесь, как с Рыковкой, подавалось не от имени Сталина. В данном случае просто говорили
наркомовские сто грамм, так удобнее. Сейчас один товарищ нарком, а завтра совсем другой. Так не ошибешься. Кстати, танкистам давали двойную дозу, а летчикам - 100 грамм коньяком.
Золотой застой.
Лучше всего ситуация стала во времена застоя - в 1970 к столетию Лукича на среднюю зарплату можно было купить 40 бутылок. Сравните с 28 бутылками в 1940 и 29 бутылками в 1950. Неслучайно именно это время ассоциируется в народной памяти как золотой век.
Точки на синусоиде.
Впрочем, эти сравнения не так удобны из-за проводимых денежных реформ, а вот с 1961 года народ запоминал цены почище числа пи: Московская 2.87, Столичная 3.12, потом коленвал 3.62. Милославский в Иване Васильевиче говорит: "Добавочный 3.62" - должен признаться, сам не заметил, не то поколение.
А дальше стало ясно, что золотой век пройден, и синус рванул куда-то не туда. Андроповка стоила 4.70, а Михал Сергеич поднял цену до 9.10.
Народ хорохорился сочинением частушек из эпиграфа, но продержался ненамного дольше, чем в прошлый раз. И в 1991 наступила новая геополитическая катастрофа...
Вывод.
В целом, в ближайшие пару лет прочности режима ничего не угрожает. Несмотря на низкие цены на нефть и прочие неприятности. Тревожным звоночком, правда, являются
приказы некоторых губернаторов по ограничению продажи спиртного во время самоизоляции. Народу и так хреново, а тут еще и не поддашь. Если так и дальше пойдет...