В период Великой Отечественной войны в Миасс было эвакуировано несколько военно-промышленных предприятий. 30 октября 1941 года правительством было подписано решение об эвакуации Московского автозавода имени Сталина (с февраля 1943 года стал называться Уральским автомобильным заводом).
Осенью 1941 года в Миасс был также эвакуирован оборонный завод из города Сталино (город Донецк), который выпускал снаряды и авиабомбы. За 4 года войны их было сделано 7 миллионов штук.
Решением партийного актива от 23 июня 1941 года предписано было перестраиваться на военный лад и всем предприятиям Миасса. Так, на МИЗе, кроме напильников (которые все шли на оборонные заводы), был создан специальный цех по изготовлению ножей для разведчиков. Швейная артель полностью перешла на выпуск заказов Государственного комитета обороны. В годы войны работало предприятие химлесхоза. Его работники занимались сбором живицы, которая шла на изготовление скипидара и канифоли. Скипидар был нужен для производства бездымного пороха.
Рассмотрим работу эвакуированного московского завода «Динамо» имени С.Кирова (с 1947 года завод получил официальное наименование «Миассэлектроаппарат») в годы Великой Отечественной войны.
Тема войны сейчас особенно актуальна, поскольку в этом году мы отмечаем годовщину со дня Великой Победы - 65 лет*. Рассмотрение работы предприятий в это непростое время позволяет проанализировать трудности, возникающие при перестройке местных предприятий на военный лад и становлении эвакуированных заводов на новых местах; определить, какой ценой далось наращивание темпов экономического роста; увидеть подвиги людей во имя Родины и многое другое.
При выполнении настоящего исследования была поставлена цель: рассмотреть работу эвакуированного завода «Динамо» имени С.Кирова в годы Великой Отечественной войны.
К началу Великой Отечественной войны в Миассе проживало 40 тысяч человек. 15 тысяч ушли на фронт, более 7 тысяч не вернулись домой.
Оставшимся в тылу миассцам пришлось взять на себя нелегкую задачу - обеспечить сырьем предприятия эвакуированные сюда из европейской части, наладить производство, устроить прибывших людей и накормить их. А самое главное - в минимальные сроки перестроить работу на военный лад.
В 1941 году, когда фашистские полчища рвались к столице нашей Родины - Москве, Государственный комитет обороны принял решение об эвакуации ряда московских предприятий. В число подлежавших эвакуации вошли отдельные цеха завода «Динамо» имени С.М.Кирова. Эшелоны с людьми и оборудованием двинулись на Урал - в Пермь, Свердловск и Челябинск.
По решению Челябинского областного комитета партии часть рабочих и оборудования, эвакуированных с Московского завода «Динамо», была оставлена в Челябинске на тракторном заводе, где был организован специальный цех, а часть была направлена в Миасс, где предстояло развернуть новый завод.
В соответствии с этим решением в начале декабря 1941 года на станцию Миасс прибыли 115 работников завода «Динамо», вместе с ними - около 80 вагонов со станочным и лабораторным оборудованием, инструментом, полуфабрикатами и материалами. Этим людям вместе с теми, которые ранее были оставлены в Челябинске на ЧТЗ, предстояло в кратчайшие сроки организовать производство специальной электротехники для нужд обороны страны.
Первым исполняющим обязанности директора этого несуществующего завода был назначен Каневский Лев Моисеевич, энергичный и талантливый инженер, честный и преданный делу человек, требовательный к себе и подчиненным.
Москвичи кипели жгучей ненавистью к врагу, были готовы сделать всё возможное и невозможное, чтобы его сокрушить.
Вот характерное воспоминание Льва Соломоновича Хлавновича, бывшего слесаря-ремонтника, одного из основателей завода:
«...Полыхала тяжелая война. Фашисты уже стояли под Москвой. Захватчики всеми силами рвались к нашей столице. Для того, чтобы остановить врага, нашей армии нужна была помощь тыла. Нужна была и наша продукция, наши аппараты…
Мы полностью осознали свою большую ответственность перед фронтом и Родиной: мы знали, что чем раньше завод начнет работать, тем скорее мы внесем свою лепту в дело помощи фронту».
Прибывшие в Миасс москвичи разместились в поселке крупмельницы в частных домах и бараках. Жили скученно по две-три семьи в одной комнате.
На первых парах не было ни магазина, ни столовой. Продукты питания доставлялись с трудом. Суровая уральская зима не баловала. Но ни 36-40-градусные морозы, ни снежные метели и бездорожье, ни отсутствие необходимой техники - ничто не могло противостоять героизму и самоотверженности первых строителей электротехнического завода.
Жизнь была крайне тяжелой, но работали все по-фронтовому. Днем и ночью шла разгрузка оборудования, инструмента, материалов полуфабрикатов с железнодорожных платформ. Одновременно с этим на крупмельнице, по согласованию с местными партийными и советскими органами, был начат демонтаж мельничного оборудования. Все работы велись вручную. Грузоподъемных механизмов не было, машин не хватало. Однако администрация мельзавода выступила против демонтажа мельничного оборудования. Тогда первый секретарь Челябинского обкома партии Патоличев Николай Семенович вместе с директором завода Каневским Львом Моисеевичем выехал в Москву и обратился в государственный комитет обороны с предложением демонтировать мельзавод № 2 и развернуть вместо него электротехнический завод. Государственный комитет обороны принял это предложение. Создание завода стало одной из наиболее ярких страниц в истории города Миасса в годы войны.
Декабрь 1941 года, январь, февраль и март 1942 года - месяцы, в течение которых новый завод был создан благодаря героическому труду коллектива. Пивоваров Николай Герасимович, сменивший Л.М. Каневского на посту директора в январе 1943 года, писал:
Пивоваров Николай Герасимович
«Создавать завод в пустых, неприспособленных стенах, разгрузить, доставить за семь километров оборудование при полном отсутствии заводского транспорта (автомашины прибыли в январе 1942 года), при недостатке горючего, недостатке рабочей силы, было делом не легким. Наконец, нужно было объединить коллектив, обучить и доукомплектовать новые кадры, впервые увидевшие заводскую обстановку».
Таким образом, в кирпичном четырехэтажном здании, которое было построено ещё в 1909 году купцом Поликарповым, разместился механический цех, цех сборки установочной аппаратуры, инструментальный цех и ЦИС, отдел главного механика, ремонтно-механический цех и лаборатория. Одноэтажное каменное здание заняли прессовый цех, кузница и гальваническая мастерская. В большое деревянное здание въехал моторный цех, а в здание поменьше - ремонтно-строительный цех с тарным производством. В старых складских помещениях развернулось новое складское хозяйство.
Все оборудование перевозили, перетаскивали с железнодорожной станции Миасс и устанавливали в цехах в порядке его надобности для выполнения государственного плана. Станки начинали работать буквально «с колес». Это дало возможность начать выпуск продукции для фронта задолго до того, как была закончена расстановка всего прибывшего заводского оборудования в помещении старого мельзавода.
Официальной датой пуска завода признано 15 января 1942 года. В это день рабочие цеха ЧТЗ в Челябинске дали фронту первую заводскую продукцию. К 1 февраля 1942 года завод уже выпустил первые партии изделий: 170 кенонов в Миассе и 136 аппаратов в Челябинске. Нормально завод начал работать с февраля и в марте дал 4043 штуки кенонов для самолетов и 2014 штук аппаратов для танков. При этом надо иметь в виду, что кеноны коллективом завода были освоены впервые, раньше они не выпускались.
Одновременно с организацией производства на новом месте начали создавать минимально необходимые условия для жизни и быта людей. Мучной сарай был приспособлен под общежитие, у лесничества на озере Кысы-Куль купили барак. В комнатах помещалось по 20-30 человек. Срочно организовали отдел рабочего снабжения. Переоборудовали несколько квартир под маленькую столовую, сарай сделали овощехранилищем - заготовили на зиму картофель, капусту, морковь.
Численность динамовцев к марту 1942 года возросла до 400 человек благодаря тому, что еще несколько десятков семей прибыло из Москвы.
24 марта 1942 года приказом Наркома электропромышленности СССР И.Г. Кобанова Миасскому заводу специального электрооборудования было присвоено наименование «Государственный союзный завод № 657».
В марте-апреле 1942 года после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой Государственный комитет обороны принял решение возвратить в Москву на завод «Динамо» имени С.М.Кирова большую часть рабочих и оборудования, ранее эвакуированных из Москвы. Согласно этому решению из 523 единиц оборудования, имевшегося на заводе, 285 нужно было возвратить в Москву.
Вместе с тем с завода убывало большое количество инструмента, материалов и полуфабрикатов. Но главное - с завода должны были уехать многие квалифицированные специалисты.
Для молодого, едва сложившегося коллектива это было наиболее ощутимо. Создавалась угроза того, что без кадровиков, отъезжающих в Москву, завод в Миассе не сможет работать так же успешно, как начал. Однако эти опасения оказались несостоятельными. И хотя с завода № 657 уехало много москвичей, тем не менее оставшийся коллектив справился со стоящими перед ним задачами и не сбавил трудового темпа. Завод в Миассе продолжал работать.
В 1943 году в связи с формированием Уральского танкового корпуса многие работники изъявили желание вступить в него добровольцами. Танкистами были зачислены 10 человек. Наряду с основной военной продукцией завод начал освоение и выпуск товаров широкого потребления - зажигалок, кастрюль, ложек и прочего - для нужд населения. На заводе была смонтирована и пущена в эксплуатацию система парового отопления.
Решая сложные производственные задачи, преодолевая многочисленные трудности, рос коллектив завода. Организационно его формирование как единого коллектива завершилось в середине 1943 года, когда часть электроаппаратчиков (коллектив одного из заводских цехов), работавшая на Челябинском тракторном заводе, перебазировалась в Миасс. К этому времени в Миассе работало более 800 человек. За три военных года объем продукции, выпускаемой заводом для фронта, увеличился почти вдвое! Впереди были коммунисты и комсомольцы. Более 100 коммунистов приехало из Москвы, но комсомольцев среди эвакуированных оказалось мало - всего 13 человек. В 1945 году на Миасском заводе работали уже 120 комсомольцев. Молодежь составляла немалую часть рабочего коллектива. В 1942 году рабочих-подростков до 18 лет было 30% , в 1943 - 50,6%, в 1944 - 44,3%: воспитанники детских домов, местная молодежь из Мелентьевки, Тургояка и других сел. Некоторым ребятам, пришедшим в цехи, едва исполнилось 14 лет; кое-кому приходилось подставлять к станкам ящики и табуреты. Инженеры, механики, мастера И.И. Лебедев, В.А. Моргунов, П.А.Антонов и другие, не жалея сил, учили молодежь.
Овладев навыками, девушки и юноши не только не уступали старым кадровым рабочим, но порою и задавали тон в соревновании. Молодежно-фронтовые бригады вырабатывали от 200 до 450% нормы. В феврале 1945 года молодежно-фронтовая бригада Евгения Антонова заняла третье место во Всесоюзном социалистическом соревновании. Молодая стахановка Вера Федий в июне 1944 года выполнила норму на 107%.
Комсомольская организация стала инициатором многих важных начинаний. Комсомольцы возглавили соревнование молодежных бригад, организовали строительство городского клуба, радиофицировали поселок и провели другие важные мероприятия.
Многие молодые рабочие миасского филиала «Динамо» впоследствии пошли учиться, стали мастерами, начальниками участков и цехов, технологами, конструкторами.
Благодаря отеческой опеке и заботе о молодежи со стороны старших подавляющая часть рабочих выполняла нормы выработки на 120-200%, а коллектив завода в целом всегда перевыполнял государственные планы. В 1942 году - на 131%, в 1943 году - на 114%, в 1944 году - на 104%.
В общегородском объеме валового производств доля завода №657 в эти годы была весьма заметной, что подтверждают данные, представленные в таблице 1.
Наряду с наращиванием выпуск основной продукции коллектив завода с самого начала большое внимание уделял техническому прогрессу, совершенствованию старых и освоению новых изделий, внедрению наиболее передовых методов производства и труда, внедрению скоростных линий.
Очень эффективно действовали в Миассе заводские рационализаторы. По предложению инженера Оскара Соломоновича Хаскина в пятом цехе смонтировали компрессор и два пневматических пресса. Вместе с Хаскиным этим занимались инженер И.И.Лебедев, мастер М.Г.Аганин, фрезеровщик С.В.Табаков, токарь Н.С.Пономарев, слесарь А.А.Колесникв и наладчик Н.П.Петров. Когда они закончили свою работу, в цехе был ликвидирован тяжелый ручной труд, на 70% повысилась производительность труда, значительно улучшилось качество и на 25% снизилась себестоимость изделий.
В цехе инженера А.М.Платонова объединение двух участков дало возможность высвободить двух мастеров, бригадира и нескольких квалифицированных рабочих для использования их на двух участках. Когда однажды завод-поставщик не подал вовремя конденсаторы и возникла угроза срыва годовой продукции, на совещании инженерно-технических работников завода решили изготовить конденсаторы своими силами. И сделали!
Не жалея сил и не считаясь со временем, работали рабочие, инженерно-технические работники, командиры производства, юноши и девушки, трудясь плечом к плечу со старшими, работали под девизом «Все для фронта, все для победы!».
9 Мая 1945 года началось, как и обычно, с призывного заводского гудка. Но в 9 часов весь руководящий состав завода неожиданно был вызван к директору завода. Совещание было короткое, дано задание через полчаса собрать весь личный состав завода в помещении цеха № 2. Будет митинг!
Митинг открыл секретарь политбюро А.К.Каширов и прямо без вступительных слов, предоставил слово директору завода Н.Г. Пивоварову.
Пивоваров, подойдя к трибуне, сделал паузу и вдруг во весь голос: «Товарищи! Победа!!! Фашизм побежден, Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции...»
Далее говорить было нельзя. Казалось, крыша старого здания взлетит ввысь от взорвавшегося ликования, грома аплодисментов, здравниц в честь русского народа, Коммунистической партии, Советского Правительства и нашей родной непобедимой Советской Армии.
Вторым выступил старейший рабочий завода Михаил Иванович Буров. Он поздравил с Победой и призвал почтить минутой молчания тех, кто не дожил до Дня Победы и пал на поле боя. И сказал, что если заводчане раньше работали, чтобы добиться победы, и победили, то сейчас они должны работать чтобы быстрее залечить раны и ущерб, полученный от войны.
После митинга день был объявлен нерабочим, и всех отпустили домой. Ликование в честь Победы в поселке было неописуемое, все шли на улицу, пели песни, плясали, смеялись. Ликование было всенародное.
Утро 10 мая - первая смена после войны. В цехи пришли все раньше обычного, по-праздничному одеты. Рабочая смена началась каким-то особенным слаженным ритмом.
Для первой послевоенной смены было характерным то, что сменное задание закончилось с большим перевыполнением всеми рабочими. Во всем чувствовалось продолжительное ликование народа-победителя.
За годы Великой Отечественной войны в Миассе сложился, окреп и вырос дружный коллектив электроаппаратчиков. Небольшой по численности, он преодолел значительную работу по организации и налаживанию выпуска военной продукции, освоив передовые методы производства и труда: поточные линии, скоростное прессование, механизацию трудоемких процессов и так далее. За самоотверженный труд коллектив завода неоднократно награждался переходящим Красным знаменем Государственного комитета обороны и Совета Народных Комиссаров. Его успехи отмечались городским и областным комитетами ВКП (б), наркомом электротехпрома и ЦК профсоюза. 210 рабочих, ИТР и служащих завода были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Вкладом коллектива завода в деле разгрома немецко-фашистских захватчиков был не только героический труд в тылу, но и непосредственное участие электроаппаратчиков в боевых действиях на различных фронтах Великой Отечественной войны.
Колосов Сергей Николаевич - токарь универсального цеха - в 1943 году был зачислен в Уральский добровольческий танковый корпус и вместе с ним прошел славный боевой путь.
Казачкин Игорь Павлович - слесарь ОАМ - был командиром минометного расчета, воевал на Волховском фронте.
Многие электроаппаратчики, непосредственно участвовавшие в боях с врагами нашей Родины были награждены боевыми орденами и медалями Советского Союза.
Не перечислить всех героев той войны, как и не сосчитать ее жертв. В том, что советские люди вынесли на плечах тяжесть войны, есть часть труда и подвига нашего небольшого уральского города Миасса.
О.С.Чучева
*- статья 2010 года.
Источник: Великая Победа глазами молодых: материалы конференции о работе предприятий города Миасса в годы Великой Отечественной войны / науч. ред. Г. В. Форстман; Миасс. Филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ». - Миасс: Геотур, 2010. - 100 с
Статьи из цикла:
Миасс в годы войны. I Единство фронта и тыла - главное условие победы советского народа в Великой Отечественной войне. Миасс в годы войны. II Работа в тылу - работа для фронта. Миасс в годы войны. III Передовики Уральского автомобильного завода в годы Великой Отечественной войны. Миасс в годы войны. IV Миасский инструментальный завод в годы Великой Отечественной войны.