В начале Великой Отечественной войны по решению Государственного комитета обороны на Урал из западных районов страны перебазировались важнейшие заводы и фабрики, в т.ч. Автозавод имени Сталина (МосЗИС). Цеха и службы были размещены в Челябинске, Шадринске, Троицке, Ирбите. А вскоре, после решения ГКО от 30 ноября 1941 года о строительстве Миасского автомобильного завода, люди и оборудование МосЗИС, направленные по первоначальному варианту в город Ульяновск, прибыли в Миасс.
По поручению директора Московского автозавода И.А. Лихачева в Миасс для выбора строительной площадки предварительно приехала группа специалистов. Среди них - главный инженер автозавода Е.Б. Арманд, назначенный 21 октября 1941 года исполняющим обязанности директора пока ещё не существующего автомоторного завода, и Г.З. Шмаглит - его заместитель по строительству. Они решили, что строительная площадка находившаяся на стадии «замораживания» шарикоподшипникового завода Наркомата боеприпасов у Ильменского заповедника - наиболее подходящее место для размещения цехов предприятия. Здесь имелось всё необходимое - сырьевая и промышленная базы: Магнитогорск, Златоуст, Челябинск могли обеспечить энергией, металлом, углём; в самом Миассе - торф, лес, вода, людские ресурсы, жильё. Государственный комитет обороны выбор места одобрил и 10 декабря площадка была передана автомоторному заводу.
16 марта 1942 года в моторном цехе была изготовлена первая деталь - поршневое кольцо. Мастер отделения Фёдор Михайлович Хиронников, взяв ещё тёплую, сверкающую деталь, долго всматривался в неё, вертел в руках, как бы определяя, какой воды этот «алмаз», и, после тщательного замера штангенциркулем, подняв над головой, объявил: «Сохраним для потомков!»
Долгие годы бережно хранили первое изделие автозаводцы. А 5 июля 1969 года, в день открытия заводского музея истории и трудовой славы, оно было передана туда на вечное хранение.
Ровно через месяц после выпуска поршневого кольца - 16 апреля - завод облетела радостная весть: «Собрана для фронта первая коробка перемены передач!» - был пущен первый цех завода. А в канун первомайских праздников, 30 апреля, на испытательную станцию (ЦСИМ) сборщики сдали первый уральский автомобильный мотор. Его непосредственными создателями были старший мастер сборки А.А. Яичников, слесари- сборщики А.В. Ефремов, А.И. Савельев, слесарь-ремонтник Г.П. Чижиков, один из борцов за качество - мастер ОТК В.Н. Артёмов. Рождался мотор трудно. Продвигаясь по конвейеру, он надолго останавливался, он обрастал всё новыми деталями. Под конец мотор попал в руки окрасчицы Павловой. Простой малярной кистью она придала частям мотора зелёный цвет… У стенда испытательной станции собрались руководители, рабочие, инженеры, техники. Всех охватило волнение. В наступившей тишине раздалась команда «Запускай!», и вот в просторном цехе загудел оживший двигатель . Голос мотора возвестил о том, что далеко от фронта , на Южном Урале, у подножия Ильменских гор, родился новый завод.
С этого времени стремительно развивались темпы производства автомоторов и коробок скоростей. В 1942 году завод поставил фронту и народному хозяйству 9303 мотора и 15 тысяч коробок. Эти успехи миасских машиностроителей были по достоинству оценены партией и правительством.
В начале 1943 года автозавод вступил в новую фазу своего развития. 14 февраля вышел приказ Наркомата среднего машиностроения: «В соответствии с решением ГКО переименовать Миасский завод имени Сталина в Миасский автомобильный завод имени Сталина». Это означало, что на Урале появилось самостоятельное предприятие по производству, не являющееся больше филиалом Московского автозавода.
Директором завода был назначен главный инженер Глававтопрома Григорий Сергеевич Хламов. В это время на заводе создается управление по расширению завода (УрЗИС).
Реорганизация производства не должна была отрицательно влиять на выпуск моторов и коробок скоростей - продукцию предстояло увеличить. Задача усложнилась. Появились новые трудности. К концу 1942 года мощность подрядчика ОСМУ-4 была неожиданно снижена из-за перевода ресурсов Миасского автозавода на другие стройки. И к началу 1943 года осталось почти вдвое меньше строителей, чем полгода назад.
Однако правильная перестановка сил, мобилизация людей позволили заводу в апреле 1943 года стать в ряды передовых предприятий Наркомата среднего машиностроения и завоевать красное знамя ГКО.
С созданием Уральского автомобильного завода Миасс стал городом областного подчинения.
10 сентября 1943 года вышел первый номер газеты выездной редакции «Челябинского рабочего» «За уральский автомобиль!». Взяв в руки газету, своими размерами больше похожую на листовку, рабочие читали материалы под заголовками: «Нужен как воздух, автомобиль», «Слава освободителям Донбасса!», «Сегодня начинается фронтовая пятилетка»… Газета освещала ход строительства завода и подготовки к выпуску автомобилей.
В цехах было установлено новое оборудование: рольганги, склизы, конвейеры, большое количество уникальных станков. При установке оборудования строители столкнулись с немалыми трудностями. В цехе шасси некоторое оборудование ремонтировалось до трёх раз; на главном конвейере за неимением балок необходимого профиля изготовляли их непосредственно на месте сооружения.
27 мая 1944 года был подготовлен к сдаче главный конвейер. В тот же день собрали первые рули, 31 мая - первый редуктор. К главному конвейеру стекались детали и узлы для серийных машин. К тому времени были собраны опытные образцы автомобилей.
И вот 8 июля 1944 года совершилось событие, которого ждали полтора года: с конвейера сошел первый автомобиль «ЗИС-5В». Почетную миссию - вывести с конвейера первенец уральского автомобилестроения - поручили опытному сборщику-водителю Д.Ф. Колесову. Второй и третий автомобили вывели из ворот цеха кадровые рабочие А.В. Мурашов и Д.В. Манаенков.
8 июля вошел в строй действующих и третий литейный цех.
Большевики Челябинской области выполнили свою клятву. Урал стал давать фронту автомобили. На митинге, посвященном этому знаменательному событию, зачитали телеграмму И.В.Сталина. В ней говорилось: «Приветствую и поздравляю строителей Наркосредмаша с большой производственной победой - пуском нового автомобильного завода и началом выпуска грузовых автомобилей. В трудных условиях военного времени своей напряженной работой вы разрешили важную оборонную и народнохозяйственную задачу и создали на Урале мощный завод по выпуску автомобилей для Красной Армии и народного хозяйства. Родина высоко оценит вашу самоотверженную работу и помощь в деле укрепления могущества нашей страны. Желаю вам дальнейших успехов в освоении производства автомобилей и дальнейшем развитии завода».
20 июля первую партию машин отправили на фронт.
С большим перевыполнением программы подошли автозаводцы к Октябрю. Первостепенным событием явился выпуск 30 сентября 1944 года тысячного автомобиля. Оно было отмечено страной как итог успешного освоения производства автомобилестроителями. Завод выдал фронту продукции на 1278 тысяч рублей (против обещанного миллиона), реализовал рационализаторские предложения и изобретения, дающие 550 тысяч рублей годовой экономии (на 50 тысяч больше запланированного). Только за 1944 год завод выдал продукции в пять раз больше, чем за предыдущий, было сэкономлено 400 тысяч киловатт часов электроэнергии… В результате себестоимость продукции завода стала ниже плановой.
Этих результатов смогли добиться благодаря улучшению организации социалистического соревнования, исправлению допущенных ошибок и просчётов, что было неизбежным в сложных условиях работы.
В 1944 году новый автомобильный завод начал выпуск специальных коробок передач для боевых машин, подготовил производство и выпустил первую партию новых, более мощных форсированных моторов «ЗИС-МФ», необходимых Красной Армии. 24 апреля 1945 года завод рапортовал стране о выпуске 5000-го автомобиля.
К концу войны завод представлял собой сильный, тесно сплоченный коллектив, закалённый в героическом труде во имя победы.
И пришла Победа. 9 мая 1945 года стал первым с начала войны нерабочим днём. Миасская долина ожила в считанные минуты. Люди поздравляли друг друга с Победой. На заводской площадке до полудня собирался народ, ожидая митинга. Его открыл И.Т. Фёдорович. Он поздравил собравшихся с Великой Победой советского народа. Один за другим сказали своё слово известные автозаводцы. Они отметили несомненный вклад земляков в разгром фашизма.
В годы войны автомобилестроители Урала работали так, как работала вся страна. И труд их был по достоинству оценен партией и правительством. Три раза присуждалось молодому коллективу знамя Государственного комитета обороны, девять раз - Красное знамя ВЦСПС, шесть раз - Красное знамя областного комитета партии.
Двое тружеников предприятия были награждены орденом Ленина, трое - орденом Трудового Красного Знамени, 23 - орденом «Знак Почета», 13 - медалью «За трудовую доблесть», 17 - медалью «За трудовое отличие», 500 славных работников были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Э.Ф. Биктимиров
Источник: Великая Победа глазами молодых: материалы конференции о работе предприятий города Миасса в годы Великой Отечественной войны / науч. ред. Г. В. Форстман; Миасс. Филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ». - Миасс: Геотур, 2010. - 100 с.
Статьи из цикла:
Миасс в годы войны. I Единство фронта и тыла - главное условие победы советского народа в Великой Отечественной войне. Миасс в годы войны. III Передовики Уральского автомобильного завода в годы Великой Отечественной войны. Миасс в годы войны. IV Миасский инструментальный завод в годы Великой Отечественной войны.